Проблема взаимоотношения церкви и государства.

Августин считает, что внутри каждого человека развёртывается борьба Бога и Дьявола. Он обнаруживает её и на историческом уровне в виде противостояния Божьего Града и Земного Града. Подобно тому, как каждая индивидуальная жизнь является полем битвы спасения и греха, так и история – полем сражения благого и греховного «царства».

Похоже. что Августин думал (хоть явно это и не выражал), что Церковь в определённом смысле представляет собой Божье «царство», тогда как империя – «царство» земное.

Земное царство является необходимым злом для обуздания зла в

мире.

Правители в государстве являются богоизбранными, и потому народ обязан подчиняться им. Для того, чтобы злое (мирское) царство исправило зло в людях, ему должно помогать хорошее (церковное) царство.

Церковь как организация необходима для спасения. Существующая империя – это христианское государство в том смысле, что все её члены являются одновременно подданными и императора и папы.

Вопросы:

1.Блаженный Августин пишет в своей «Исповеди»: «как же люди отправляются в путь, чтобы восхититься горными вершинами, грозными морскими волнами. Океанскими просторами, блужданиями звёзд, но при этом оставляют в небрежении себя?». Чем озабочен Августин? Почему,

с его точки зрения так важно прежде всего познавать самого себя?

2.Платон, решая вопрос о том, откуда в человеке возникает знание абстрактных или априорных истин, приходит к выводу, что душа припоминает виденные ею до своего телесного воплощения чистые идеи. А откуда возникает априорное знание в понимании Августина?

Схоластика

Основоположником схоластического метода в философии считается

Боэций

Первичный материал – слово, язык.

В обычном рассуждении слова – просто посредники.

В схоластическом – всякое значение рассматривается не просто с точки зрения его содержания, а в неразрывной связи с его словесной формой.

Схоластический метод основан на убеждении в возможности и достижимости рационального знания о сущем.

Фома Аквинский

Учение Фомы Аквинского теологически синтезировало христианство и аристотелизм. Этот синтез оказался столь важным, что в дальнейшем Римско-католическая церковь стала рассматривать томизм как свою официальную философию.

1.Идея универсума

Универсум Аристотеля Универсум Фомы Аквинского
Первопричина Иерархия небесных сфер Люди Животные Растения Камни, земля Бог Иерархия небесных сфер Люди Животные Растения Камни, земля

2. Идея человека как социального создания

Учение Аристотеля Учение Фомы Аквинского
Человек – социальное создание Человек – социальное создание Жизнь в обществе – условие их способности к самореализации. Политика способствует возможности реализации человеческих атрибутов. Политика не зависит от откровения, поэтому даже язычники могут жить достаточно хорошей жизнью.

3.Учение о добродетели

Учение Аристотеля Учение Фомы Аквинского
Добродетель реализует себя в ло- локальном замкнутом обществе путём активного участия в политике. Добродетель реализует себя через моральный образ жизни внутри стабильной, всеохватывающей, управляемой законами социальной иерархии, где только немногие активно участвуют в политике, где меньшинство правит, а большинство подчиняется.

Иерархия добродетелей Фомы: есть классические добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность и т.п.). Но главнее христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Высшая добродетель – спасение.

4.Учение Фомы Аквинского о соотношении веры и разума

Постижение добра - вопрос не столько рационального размышления, сколько правильной веры. Поэтому христиане имеют преимущество перед неверующими.

Бог сотворил как отдельные вещи (партикулярии), так и формы и понятия (универсалии), которые содержаться в партикуляриях. Как вещи, так и понятия имеют общее происхождение в Боге.

Бог обеспечивает соответствие нашего познания и внешнего мира. Бог как Творец является своего рода гарантом возможности

достоверного знания.

5.Учение Фомы Аквинского о законах.

Закон – предписание разума, который дан для всеобщего блага лиц, находящихся под его юрисдикцией. Он дан всем, кто ответствен для всех, и для тех, кому предназначен. Т.о. закон – нормативен.

Существуют различные виды законов, которые взаимосвязаны.

Вечный закон является предписанием разума, выражающим

Божественный Замысел всего творения. Так как все подчиняется

Божественному Замыслу, то все причастно Вечному Закону. Но разумные создания причастны ему более определённым образом, чем остальные создания. Разумные создания сами являются частью Божественного Замысла: они заботятся о себе и о других. Они причастны Вечному Разуму, поскольку сами могут действовать правильно(соответственно их природе) и стремиться к правильным целям. Это воплощение Вечного Закона в разумных созданиях является естественным законом. Таким путём разумные создания могут использовать свой разум, своего рода естественный свет для понимания хорошего и плохого. Добро и зло можно познать вне зависимости от откровения, это могут сделать и язычники.

Преимущество христиан перед язычниками в том, что они знают

Божественный Закон, который ведёт к спасению.

Вывод: политико-этический аспект жизни является относительно независимым и в то же время всё в конечном счёте подчинено божественному порядку.

Божественная сущность реализуется в воле. Поэтому тот, кто не познал Божью волю, не может знать, что такое добро. Зная Божью волю, христиане занимают особое положение по отношению к нехристианам относительно познания добра. Постижение добра является вопросом не столько рационального размышления, сколько правильной веры.

Бог, по мнению Фомы, рационален. Его воля желает того, что является рациональным и благим. Бог не может желать зла. Бог желает Добра, потому что Он есть Добро.

Разум – посредник между всеобщими законами и человеческим

поведением. Благодаря разуму мы подчиняемся законам. Закон необходим для того, чтобы избегать причинения вреда.

Взаимоотношение государства и церкви. Церковь выше государства и папа может отлучить от церкви правителя-тирана.

Духовные и земные задачи в определённой мере переплетаются друг с другом.

Эпистемология

Бог сотворил как отдельные вещи (партикулярии), так и формы и понятия (универсалии), которые содержаться в партикуляриях. Чувственное восприятие и мышление являются познавательными способностями человека, которые даны ему Богом. Как вещи, так и понятия имеют общее происхождение в Боге.

Отсюда следует, что Бог определённым способом обеспечивает соответствие нашего познания и внешнего мира. Бог как Творец является своего рода гарантом возможности достоверного знания.

Наши рекомендации