Б) детерминированные его биологической природой и экологическим окружением
в) необъяснимые с научной точки зрения
54. «Эпигенетические правила» в социобиологии сводятся к утверждению
а) примата культуры над биологической сферой
б) гомеостаза культурного и биологического в человеческой жизни
в) биологического детерминизма как решающего фактора в изучении культуры и жизни
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1 Выделите влияния, которые сыграли наиболее заметную роль в развитии русской философской мысли:
а) аристотелизм
Б) православное христианство
в) кантианство
г) английский сенсуализм
Д) гегельянство
Е) марксизм
ж) томизм
2. Онтологизм русской философии отражает мировоззренческую установку, согласно которой
а) бытие следует рассматривать как объективно и материально сущее
б) вначале всего – бытие человека, непосредственность его жизни
в) первостепенную роль должно играть исследование бытия сознания
3. Вера в русской философии понимается как
а) иррациональный духовный акт
Б) высшее состояние разума, необходимое для адекватного знания
в) результат откровения, дарованного только избранным
4.Утверждая, что «Церковь – не авторитет, а истина», Хомяков определяет суть Церкви как
А) духовную жизнь
б) физическое учреждение
в) принцип религиозной иерархии
5. Подлинной свободы человек, по Хомякову, достигает в
а) природном бытии
б) социальном бытии
В) духовном бытии
г) рациональном познании
6. Негативное отношение Киреевского к западному просвещению определяется
А) критикой секуляризации науки и моральных ценностей
б) отрицанием самих целей просвещения
в) утверждением практической нецелесообразности осуществления западного просвещения на восточной культурной почве
7. «Внешний человек» у Киреевского – это
А) совокупность эмпирических функций человеческой психики
б) потаенное средоточие человека и условие целостности личности
в) маска, которая скрывает истинное лицо человека
8. Каким образом, согласно Чаадаеву, человек может познать всеобщее?
а) обращаясь к логическому анализу внутренних механизмов мышления
б) изучая примеры жизни выдающихся личностей
в) посредством религиозного опыта
Г) анализируя историческое бытие всего человечества
9. Как характеризует Чаадаев роль России в историческом процессе в «Философических письмах»?
а) Россия должна объединить человечество посредством православной веры
Б) Россия сделала неверный религиозный выбор и «выпала» из исторического процесса
в) Россия должна уравновешивать силы Запада и Востока
10. Какие три периода составляют основу философской деятельности Герцена?
а) руссоизм, кантианство, гегельянство
Б) религиозный мистицизм, гегельянство, алогизм
в) религиозный мистицизм, религиозный догматизм, шеллингианство
г) славянофильство, западничество, евразийство
11. В каком смысле Герцен утверждает, что «история стучится разом в тысячи дверей»?
А) в истории, как и в жизни человека, царит слепой случай, представляющий множество альтернативных возможностей
б) выбор того или иного пути развития предустановлен Провидением, но постичь его смысл человеку не дано
в) существует множество вариантов будущего, но они обладают разной вероятностью
12. Какому русскому мыслителю принадлежит фраза: «Для меня теперь человеческая личность – выше истории, выше общества, выше человечества… Общее – палач человеческой индивидуальности»?
а) Киреевскому
б) Аксакову
в) Чаадаеву
Г) Белинскому
д) Соловьеву
13. Какое направление русской философской мысли дает следующую оценку: «Нет системы более скользкой, лицемерной и лукавой, нежели философия Канта»?
а) религиозный экзистенциализм
Б) философия всеединства
в) русский космизм
14. В «Критике отвлеченных начал» В.Соловьев выделяет три следующие системы познания, которые, занимаясь абстрактной проблематикой, обособились от жизни:
А) философия
б) искусство
В) теология
Г) наука
д) герменевтика
15. Целью человеческой истории и человеческого познания, как полагает философия всеединства, является
А) богочеловечество
б) сверхчеловечество
в) постчеловечество
г) исчезновение человечества
16. Познание, как доказывал С.Л.Франк, по природе своей является
а) продуктом внешней необходимости
б) соборным
в) результатом индивидуального развития
17. Внутренняя социальная соборность («общественность») у Франка осуществляется в двух жизненных формах:
а) принуждение посредством закона и права