МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ. Кафедра гуманитарных дисциплин

Кафедра гуманитарных дисциплин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»

Профили: «Финансовый менеджмент»

Уровень бакалавриата

Набор

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего образования

«Российская таможенная академия»

Кафедра гуманитарных дисциплин

    УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом экономического факультета (протокол от «29» июня 2016 г. № 10)
     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки: 38.03.02 «Менеджмент»

Профили: «Финансовый менеджмент»

Уровень бакалавриата

Набор

Автор

И.В. Демидов, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, кандидат философских наук, профессор

Ответственный за выпуск

А.Т. Климович, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Российской таможенной академии, доктор исторических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин (протокол от 15 июня 2016 г. №11)

Программа рекомендована выпускающей кафедрой финансового менеджмента (протокол от 16 июня 2016 г. № 12)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник отдела методического обеспечения образовательного процесса

_________________________ /Ю.В. Шустрова/

© Российская таможенная академия, 2016

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины – формированиеу студентов представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира.

Задачи дисциплины:

– объяснение сути и значения истории философии для становления научно-теоретического мышления;

– ознакомление с основными разделами современного философского знания, философскими проблемами и методами их исследования;

– обучение базовым принципам и приемам философского познания;

– выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами;

– введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код компетенции Результаты освоения   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-1 Способен использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции Знает основные проблемы онтологии и гносеологии, социальной философии, философии истории и философской антропологии; Умеет использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений; Владеет навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
ОК-2 Способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции Знает основные закономерности развития мировой культуры и ее ядра – философии, этапы исторического развития мировой цивилизации, место и роль культуры России в истории человечества и в современном мире. Умеет оперировать основными философскими понятиями и категориями, самостоятельно работать с классическими философскими текстами, логично аргументировать свои выводы. Владеет общей методологией исследования проблем классической и современной философии и методами формирования и поддержании морального климата в организации
ОК-7 Способен к самоорганизации и самообразованию Знает место и роль философии в самоорганизации и самообразовании; Умеет применять философские методы в целях самоорганизации и самообразования; Владеет навыками совершенствования интеллектуального, общекультурного и морально-психологического уровня на основе философских знаний.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина относится к базовой части блока 1 и является обязательной.

Дисциплина изучается на 1 курсе в 1 семестре по очной форме обучения.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении учебных предметов «История» и «Обществознание» основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Дисциплина создает теоретическую и практическую основу для изучения следующих дисциплин: «Экономическая теория», «История», «История экономических учений», «Культура речи».

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часов.

Таблица 2

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ Всего часов  
 
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем,  
в том числе:    
Лекции (Л)  
Практические занятия (ПЗ),  
из них в интерактивной форме (ИФ)  
Самостоятельная работа обучающихся  
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации – экзамен  

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

5.1. Распределение учебного времени по темам

и видам учебных занятий

Таблица 3

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела / темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
Всего ИФ всего ИФ
1 семестр
Раздел 1. История философии -  
Тема 1.1. Введение в философию. Философия, ее предмет и место в культуре - - -  
Тема 1.2. Философия древнего мира (Индия, Китай, Античность) - -  
Тема 1.3. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения - - -  
Тема 1.4. Философия Нового времени. Философия эпохи Просвещения - -  
Тема 1.5. Немецкая классическая философия - -  
Тема 1.6. Основные течения западной философской мысли XIX-XXI вв. - -  
Тема 1.7. Отечественная философия        
Раздел 2. Философская онтология и теория познания -  
Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании. Философское учение о развитии -  
Тема 2.2. Теория познания. Философия и методология науки -    
Раздел 3. Социальная философия и философия истории -  
Тема 3.1. Социальная философия. Философия истории -  
Тема 3.2. Сферы общественной жизни - -    
Раздел 4. Философская антропология -  
Тема 4.1. Философское учение о человеке. Личность и общество. Смысл жизни -  
Тема 4.2. Проблема свободы и ответственности личности. - - -  
Тема 4.3. Глобальные проблемы человечества - - - -  
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации Экзамен
Итого в семестре  
Всего по дисциплине  
                   

Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Раздел 1. История философии

Тема 1.1. Введение в философию. Философия, ее предмет и место в культуре

Понятие мировоззрения и его структура. Характеристика основных компонентов мировоззрения. Познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

Предмет философии и основные задачи. Философия как форма духовной культуры. Проблема «мир-человек» как центральная проблема философии. Основной вопрос философии, специфика егопостановки и решения в различных философских системах. Структура философии. Философия и философские науки. Философия и история философии.

Основные характеристики философского знания. Функции философии: мировоззренческая и методологическая; экспликации, рационализации и систематизации знаний; критическая и творческая.

Общественно-исторический характер философии. Проблема объективности философского знания. Изменение представлений о сущности философии, ее предмете и роли в обществе. Философия и идеология, философия и политика, философия и мораль.

Философия и наука. Натурфилософский и позитивистский подходы к решению проблемы взаимосвязи философии и науки. Философские вопросы в жизни современного человека. Роль философских знаний в деятельности специалиста.

Основные философские понятия и категории. Особенности и трудности овладения философским знанием.

Наши рекомендации