Нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего. 6 страница
Главный труд Карла Маркса – «Капитал».
НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844–1900) – немецкий философ, представитель “философии жизни”. Центральное понятие этого направления – “жизнь” как поток бесконечного, изменчивого, неуловимого рациональными методами познания, и в то же время творческого и созидательного для каждого человека существования – противопоставляется традиционному для западной философии понятию бытия как чему-то неизменному, основополагающему, умопостигаемому.
Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в семье пастора деревни Рекен близ Люцена. После безвременной смерти отца мать с детьми перебрались в старинный немецкий город Наумбург. Учеба в школе, а затем и гимназии давалась Ф. Ницше легко. В 1858 г. мать Фридриха получила приглашение продолжить обучение сына в интернате Пфорты, одном из самых престижных учебных заведений Германии. В 1864 г. Ф. Ницше поступает на теологическое отделение Боннского университета, через год переходит на филологическое. Наконец, вслед за своим наставником Фридрихом Ричлем Ницше переводится в Лейпцигский университет. В 1868 г. Фридриху Ницше, чьи статьи уже неоднократно публиковались в научных журналах, без публичной защиты и экзаменов присуждают ученую степень, и он занимает кафедру греческого языка и литературы Базельского университета. Резкое ухудшение состояния здоровья вынудило Ницше через несколько лет уйти в отставку с небольшой пенсией. До 1889 г. Ницше скитался по пансионатам Швейцарии и Италии. Это был период наивысшего расцвета его творческого гения. Однако с каким неимоверным трудом давались мыслителю труды, обессмертившие его имя: «…стол завален бесчисленными листками, рукописями и корректурами, но нет на нем ни цветов, ни украшений, почти нет даже книг, и лишь изредка попадаются письма. В углу тяжелый, неуклюжий сундук, вмещающий все его имущество – две смены белья, и второй, поношенный костюм. А затем – лишь книги и рукописи, да на отдельном столике бесчисленные бутылочки и скляночки с микстурами и порошками… Надев пальто, укутавшись в шерстяной плед (печка дымит и не греет), с окоченевшими пальцами, почти прижав двойные очки к бумаге, торопливой рукой часами пишет он слова, которые потом едва расшифровывает его слабое зрение… В хорошую погоду отшельник выходит на прогулку – всегда в одиночестве, всегда наедине со своими мыслями: без поклонов, без спутников, без встреч совершает он свой путь. Пасмурная погода, которую он не выносит, дождь и снег, от которого у него болят глаза, подвергают его жестокому заключению в четырех стенах его комнаты… И только вечером – чашка некрепкого чаю с кексом, и вновь непрерывное уединение со своими мыслями. Долгие часы проводит он еще без сна при свете коптящей и мигающей лампы, а напряжение докрасна накаленных нервов все еще не разрешается в мягкой усталости. Затем доза хлорала, порошок от бессонницы, и наконец – насильственно вызванный сон, сон обыкновенных людей, свободных от власти демона, от гнета мысли».
В 1889 г. Ф. Ницше потерял рассудок и остаток жизни провел в клиниках и на попечении сестры. Скончался Ф. Ницше в Веймаре от воспаления легких в полдень 23 августа 1900 года.
Основные произведения Фридриха Ницше: «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Генеалогия морали».
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (1856–1939) – австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализа как медицинского метода, психологической теории и влиятельного философского направления. Фрейд обосновал сложную структуру человеческого сознания, ранее считавшегося однородным, и показал, что в основе внешне сознательных действий и мыслей человека часто лежат бессознательные мотивы по большей части сексуального свойства (либидо).
Родился Зигмунд Фрейд 6 мая 1856 года в городке Фрейбург на территории современной Чешской республики в многодетной семье мелкого торговца. После переезда семьи в Вену он учился в местной гимназии, где считался лучшим учеником. Фрейд рано понял свое научное призвание, поражал всех эрудицей и знанием языков – латыни, греческого, древнееврейского, французского, английского, итальянского и испанского. Закончив Венский университет, З. Фрейд получил там в 1881 г. ученую степень. Однако материальные проблемы заставили Фрейда вместо занятий наукой всецело посвятить себя медицинской практике. Именно работа врача позволила Фрейду, начиная с 1895 г., сделать первые наблюдения, которые легли в основу разработки им теории и практики психоанализа. Исследования Фрейда, сперва не вызывавшие у его соотечественников ничего, кроме усмешки, постепенно приобрели всемирное признание. В 1902 г. Фрейд становится профессором невропатологии Венского университета, а в 1908 г. состоялся первый Международный психоаналитический конгресс.
Однако за исключением зарубежных поездок с целью пропаганды психоаналитического учения, течение жизни З. Фрейда мало в чем изменилось. Вот что писал об образе жизни и творчества З. Фрейда его друг, немецкий писатель Стефан Цвейг: «70 лет в том же городе, более 40 лет в том же доме. А дома прием больных в том же самом кабинете, чтение в том же кресле, литературная работа за тем же письменным столом… Отец семейства из шести человек детей, лично без всяких потребностей, не знающий иных увлечений, кроме увлечения своим призванием и своей призванностью… Каждая неделя из нескольких тысяч недель его семидесятипятилетней жизни замыкает один и тот же одинаковый круг его деятельности; каждый день – как двойник другого дня: в его академическом распорядке времени раз в неделю лекции в университете, раз в неделю, по средам, духовное пиршество в кругу учеников, по примеру Сократа, раз, по субботам, после обеда, карты, – а в остальное время, с утра до вечера, вернее далеко за полночь, всякая минута целиком уходит на анализ, лечение, разработку тех или иных вопросов, чтение и научное оформление…»
После включения Австрии в состав фашистской Германии Фрейда, еврея по национальности, поместили в гетто, откуда его с трудом удалось выкупить Международному союзу психоаналитических обществ при посредничестве посла США. В 1936 г. Фрейд эмигрировал в Англию, где провел оставшиеся три года жизни, страдая от рака челюсти.
У З. Фрейда осталась масса учеников и последователей, добившихся международной известности. Делу отца посвятила жизнь и одна из дочерей Фрейда – Анна.
Основные сочинения З. Фрейда: «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».
ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии (“фундаментальная онтология”), в основе которого противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности и конечности человеческого существования. Высказанные Хайдеггером идеи в той или иной степени оказали влияние на большую часть крупных мыслителей ХХ столетия.
Мартин Хайдеггер родился 26 сентября 1889 года в небольшом городке в Швабии (ФРГ) в семье скромного ремесленника. До 1906 года учился в гуманитарной гимназии-интернате Констанца, а затем в лицее иезуитов во Фрейбурге. С 1909 г. М. Хайдеггер – студент Фрейбургского университета, изучавший сперва богословие, а затем естественнонаучные дисциплины и философию. После аспирантуры у виднейшего представителя «школы жизни» Г. Риккерта М. Хайдеггер в 1915 г. зачисляется приват-доцентом на философский факультет университета. Ему посчастливилось быть ассистентом у основоположника феноменологии Э. Гуссерля. В 1922–1928 гг. М. Хайдеггер работает экстраординарным профессором Марбургского университета, а затем, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, он занимает кафедру философии Фрейбургского университета. В мае 1933 г. Хайдеггер избирается ректором Фрейбургского университета как человек, который в условиях прихода к власти нацистов сможет найти способ общения с новым режимом, отстоять университетскую автономию. Ректорство Хайдеггера, ставшее впоследствии предметом придирчивого разбирательства, продолжалось до февраля 1934 г., когда он оставил этот пост. Создание лекционных курсов (более 50 томов в Полном собрании сочинений) прервалось в ноябре 1944 г., когда как идеологически ненужный режиму он был направлен на рытье окопов. После свержения фашистского режима его членство в нацистской партии и занимание ректорского поста становятся предметом специального расследования французской оккупационной администрации. Оно закончилось признанием факта сознательного сотрудничества с фашистами и лишением Хайдеггера прав преподавания. Только к своему 60 летию философ, слава которого за годы вынужденного затворничества нисколько не уменьшилась, а напротив, возросла, получает возможность постепенно вернуться к университетской работе. Она отчасти возобновляется курсом «Что называется мышлением?» (1951–1952) и продолжается семинарами по Гераклиту и Пармениду, Гегелю, Канту, по феноменологии Гуссерля (1973). Где бы не выступал в те годы М. Хайдеггер – во Фрейбургском университете или Баварской академии изящных искусств, на самых престижных международных семинарах и конференциях, его ожидали переполненные аудитории и триумфальный успех. Скончался Мартин Хайдеггер 26 мая 1976 года и похоронен в родном городке, почетным гражданином которого он являлся.
С 1973 г. под руководством Хайдеггера было начато издание Полного собрания его сочинений. Издание предполагает свыше 100 томов. Оно должно включить все 100 тыс. рукописных страниц архивов философа, при жизни опубликованных едва ли на одну пятую. Самое же известное произведение М. Хайдеггера, хотя, быть может, и самое трудное для понимания, – монография «Бытие и время» (1927).
Библиография литературы о М. Хайдеггере насчитывает десятки тысяч изданий.
СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722–1794) – украинский философ, поэт, музыкант, педагог. Создатель первой в украинской философской мысли собственно философской системы. В центре философии Сковороды – проблема человеческого счастья, которое легко найти, если заглянуть в свое сердце и душу, найти там свою “сродность” – жизненное предназначение – и следовать ему.
Родился Григорий Сковорода 3 декабря 1722 года в с. Чернухах (теперь райцентр в Полтавской области) в семье малоземельного казака. Получив начальное четырехлетнее образование у сельского дьячка в родном селе, наделенный блестящими способностями к литературе и музыке Г. Сковорода поступил в 1734 г. в подготовительные классы Киево-Могилянской академии. В конце 1742 г. по набору императрицы Елизаветы Петровны Сковорода был направлен певчим в столичную придворную капеллу, в которой пробыл до августа 1744 г. После годичного возвращения к учебе Сковорода в качестве церковного певчего отправился с дипломатической миссией в Венгрию. На самом деле, благодаря покровительству руководителя миссии он получил возможность в течение 5 лет жить и учиться в крупнейших городах Австрии, Венгрии, Чехии, Италии и Германии. После смерти своего благодетеля Г. С. Сковорода возвратился на Родину. Один учебный год (1750/51) Сковорода читал курс поэтики в Переяславском коллегиуме. Следующие два года Сковорода провел в Киево-Могилянской академии, однако покинул ее, так и не закончив полный 12-летний курс обучения. Как один из лучших учеников Академии, Сковорода по протекции устроился домашним учителем у богатого переяславского помещика, где с некоторыми перерывами оставался до 1759 г. В этом же году он принял должность учителя Харьковского коллегиума, где также с перерывами преподавал поэтику, грамматику, греческий язык и церковное пение до 1769 г. Затем до самой смерти Сковорода путешествовал по многим городам и селам Украины и России, подолгу жил в монастырях и усадьбах своих друзей и знакомых, всецело посвятив себя литературному и философскому творчеству, остававшемуся в рукописном виде. Ученик и приятель Сковороды Андрей Ковалевский так описывал его образ жизни в этот период: «…переносил он нужды скромно, молчаливо, терпеливо, безропотно, не имея тогда, как только две худые рубашки, один камлотный кафтан, одни башмаки, одни черные гарусные чулки <…>. Часто в свободные часы от должности своей удалялся он в поля, рощи, сады для размышления. Рано поутру заря спутница ему бывала в прогулках его и дубравы – собеседниками глумлений его... Суетность и многозаботливость светская представлялись ему морем, обуреваемыми беспрестанно волнами житейскими и никогда плывущему к пристани душевного покоя не доставляющими. В монашестве, удалившемся от начала своего, видел он мрачное гнездо спершихся страстей, за неимением исхода себе задушающих бытие смертоносно и жалостно. Брачное состояние, сколько ни одобрительно природою, но препятствовало беспечному его нраву». Умер Г. С. Сковорода 9 ноября 1794 г. на Харьковщине, в селе, которое теперь носит его имя. В соответствии с завещанием, на могильном камне Г. С. Сковороды выбиты слова, подводящие итог смысложизненным поискам выдающегося мыслителя: «Мир меня ловил, да так и не поймал».
Творческое наследие Григория Сковороды состоит из 17 диалогов, большого числа басен, стихов, переводов, писем.
ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ –в философии Гегеля конечное звено саморазвития разума, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию.
АГНОСТИЦИЗМ – философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Наиболее последовательный агностицизм представлен в учении Дж. Беркли.
АНТИНОМИЯ – неразрешимое противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Получило теоретическое обоснование и наиболее широкое распространение в философской мысли эпохи Возрождения.
АПРИОРИ – понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него; введено в средневековой схоластике в противоположность апостериори. В философии И. Канта априорное знание (пространство и время как формы созерцания, категории) – условие опытного знания, придающее ему оформленный, всеобщий и необходимый характер.
БЕКОНФрэнсис (1561–1626) – английский философ, родоначальник английского материализма и эмпиризма. Лорд-канцлер при короле Якове I. В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой – эксперимент.
БЕРДЯЕВНиколай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, с 1922 г. живший и работавший в эмиграции. От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма.
БРАХМАН –в древнеиндийской философии абсолютное идеальное первоначало мира.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ –совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других психоаналитических течениях.
БЫТИЕ – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера, общественное бытие, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности.
ВЕДЫ – памятники древнеиндийской литературы (конец II – начало I тыс. до н. э.), состоящие из сборников гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа) и теологических трактатов с комментариями к ним (Брахманы и Упанишады).
ВЕРИФИКАЦИЯ –в позитивизме способ отделения научного знания от «ненаучного». Знания в принципе должны быть верифицируемы, т. е. их истинность должна быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства.
ВЕРНАДСКИЙВладимир Иванович (1863–1945)–всемирно известный ученый, основатель ряда новых смежных дисциплин – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, автор работ по философии естествознания и науковедению, первый президент Академии наук Украины. Философский масштаб носит учение В. И. Вернадского о ноосфере.
«ВЕЩЬ В СЕБЕ» – философское понятие, означающее в критической философии И. Канта вещи, как они существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании.
ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ И НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ РЕСУРСЫ–используемые человечеством для производственных и потребительских нужд сырье и материалы, имеющиеся в природе либо в неограниченном (солнечный свет), либо в ограниченном (нефть, газ, лес, металл) количестве.
ВОЛЯ – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия.
ВОЛЮНТАРИЗМ (термин введен Ф. Теннисом в 1883 г.) – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен для философии Августина, Иоанна Дунса Скота и др. Как самостоятельное направление впервые оформился у немецкого философа ХІХ века А. Шопенгауэра.
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ –понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы). Учение о врожденных идеях, восходящее к Платону, получило развитие в рационализме XVII–XVIII вв.
ГЕРМЕНЕВТИКА –буквально, искусство перевода, искусство толкования и объяснения. С ХІХ в. Г. превратилась в универсальный гуманитарный метод исследования, а затем и философское направление, занятое решением проблемы понимания – обнаружения смысла посредством интерпретации, т. е. расшифровки смысла, стоящего за очевидным смыслом, раскрытия уровней значения, скрывающихся в буквальном значении.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ – наиболее острые современные проблемы развития человечества в целом, связанные с возможностями его дальнейшего существования.
ГНОСЕОЛОГИЯ– раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания. В качестве синонима Г. часто употребляется термин «эпистемология».
ГОББСТомас (1588–1679) – английский философ, близкий к материализму и рационализму. Геометрия и механика для Гоббса – идеальные образцы научного мышления. Природа – совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением (перемещением).
ГУМАНИЗМ – в широком смысле особое мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждающее благо человека как критерий оценки общественных отношений. В более узком смысле (гуманизм эпохи Возрождения) – противостоявшее схоластике и духовному господству церкви вольномыслие, связанное с изучением гуманитарных предметов, в первую очередь, вновь открытых произведений классической древности.
ГУМИЛЕВ Лев Николаевич (1912–1992) – российский историк, географ, доктор исторических (1961) и географических (1974) наук, академик РАЕН (1991). Создатель учения о человечестве и этносах как биосоциальных категориях; исследовал биоэнергетическую доминанту этногенеза (назвал ее пассионарностью).
ДАО – основная категория китайской философии, обозначающая способ функционирования Вселенной как живого организма, достичь гармонии с которым призван каждый человек. В конфуцианстве для этого было необходимо нравственное совершенствование, высшим проявлением которого считается активная социальная позиция. В даосизме, напротив, мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.
ДЕДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования.
ДЕИЗМ –распространенная в Новое время религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший ей законы, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в дела мира и человека.
ДЕМОКРИТиз Абдер (ок. 460–ок. 371 гг. до н. э.)–древнегреческий философ. Основатель атомизма. Учил, что все происходящее представляет собой движение атомов, которые различаются по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели.
«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ» – резкое ускорение темпов роста населения. В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50–60-х гг. ХХ в. был обусловлен снижением смертности, особенно детской, при сохранении высокой рождаемости.
ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
ДИАЛЕКТИКА (букв. с греч. «искусство вести беседу, спор») – философское учение о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления.
ДХАРМА –важнейшее понятие философии буддизма всех школ и направлений и религии индиузма. В буддизме – 1) синоним буддийского вероучения и 2) первичные элементы нашего сознания, сочетания которых образуют иллюзию действительного существования внешнего мира и индивидуальной человеческой души.
ДУАЛИЗМ –философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал – духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Один из крупнейших представителей – Р. Декарт.
ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО –понятие политической и правовой мысли, означающее совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Идея естественного права возникает в античном мире и получает развитие в Новое время, становясь одной из основополагающих идей Просвещения.
ЗАКОН – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике); общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные, законы. Познание закона составляет задачу науки.
ЗНАНИЕ –проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в голове человека.
самое распространенное и влиятельное течение в западной философии, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа.
ИДЕАЛЬНОЕ – способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации – абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).
ИДЕОЛОГИЯ – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых субъективным образом осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
ИМПЕРАТИВ –общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу (максиме); правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе).
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека; противоположность общего, типичного.
ИНДИВИДУУМ (индивид) – отдельный, самостоятельно существующий человек, рассматриваемый обособленно от других людей.
ИНДУКЦИЯ – фундаментальный метод познания, умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).
ИНТУИЦИЯ –способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств и осознания последовательности процесса ее получения.
ИНЬ–ЯН –основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Инь–ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – ян; земля – нейтральна; металл, вода – инь).
ИСТИНА ОБЪЕКТИВНАЯ – соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д. Юм), как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И. Кант).
ИСТОРИЯ – 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества в его конкретности и многообразии, исследующих факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.
КАРМА – одно из основных понятий индийской религии и философии. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.
КАТЕГОРИИ – наиболее общие и фундаментальные философские понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания и практики.
КОРДОЦЕНТРИЗМ – наиболее характерная черта украинской философии. Состоит в освещении человеком окружающего мира не столько мышлением («головой»), сколько «сердцем» – эмоциями, чувствами, здравым смыслом.
КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
ЛАО-ЦЗЫ –(II пол. VI–I пол. V вв. до н. э.) – основатель философской школы даосизма, чьи философские взгляды изложены в трактате «Дао дэ цзин» (IV–III вв. до н. э.), или «Книга о дао и дэ» («Книга о Пути и потенции»), написанном последователями философа;
ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646–1716) – немецкий философ, математик, физик, языковед. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики («Новые опыты о человеческом разуме», 1704).
одно из ключевых понятий древнекитайской философии, в частности, конфуцианства, которое обозначает освященные традицией правила взаимоотношения между различными социальными группами.
ЛИБИДО – одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (например, сублимации и т. п.).
ЛИЧНОСТЬ – 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
ЛОКК Джон (1632–1704) – английский философ, общественно-политический деятель, основоположник либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта.
МАКИАВЕЛЛИНиколо (1469–1527) – итальянский политический деятель и историк, основоположник философии политики, которую он базировал на принципе «цель оправдывает средства».