Формообразования общественных отношений?
История общества представляет собой процесс деятельности людей, так как деятельность и есть способ бытия человека, способ реализации его родовой сущности. Деятельность связывает человека с предметным миром и миром человеческих отношений, ибо конечным результатом процесса производства и воспроизводства человеческой жизни является общество, т.е. сам человек в его общественных отношениях. Деятельность людей обусловлена прежде всего объективными материальными предпосылками и протекает как результат осознания этих предпосылок. В связи с этим важное методологическое значение имеет выявление диалектики общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие – это материальные условия и отношения людей к природе и друг
к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие вне общественного сознания. Это, конечно, не означает, что общественное бытие бездуховно.
Духовный компонент присутствует уже в процессе деятельности и в результатах деятельности как опредмеченного продукта деятельности. Думается, что категория «общественное бытие» характеризует реальный процесс жизнедеятельности человека.
Общественное сознание – это отражение бытия в виде теорий, идей, взглядов данного общества, чувств, настроений людей. Главным основным признаком общественного сознания является его вторичность по отношению к общественному бытию.
Здесь необходимо обратить внимание на то, что обусловленность общественного сознания общественным бытием, конечно же, не означает будто общественное сознание является пассивным фиксатором общественного бытия. Общественное сознание имеет относительную самостоятельность по отношению к общественному бытию. Оно может опережать общественное бытие, может отставать от него, а также активно воздействовать на развитие общественного бытия.
Общество обладает вполне определенным реальным бытием, представляющим собой реальную жизнедеятельность реально существующих людей, потому что история – не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Общественная реальность существует как определенная устойчивая общность людей. Они имеют определенные потребности, удовлетворение которых возможно лишь в результате их совместной деятельности по достижению общих для них целей и идей, обосновывающих удовлетворение потребностей.
Деятельность представляет собой тождество субъекта и объекта и реализуется в процессе опредмечивания и распредмечивания. В процессе опредмечивания осуществляется процесс превращения способностей субъекта в свойства объекта. Иными словами, через деятельность способности человека переходят в создаваемый им предмет и закрепляются в нем. Обратным процессом деятельности выступает процесс распредмечивания, когда осуществляется превращение свойств объекта в мысленные образы, посредством которых человек как бы раскодирует опредмеченные мысли, заложенные в предмете. Опредмечивание и распредмечивание представляют собой единый социокультурный процесс социальной деятельности и социального наследования.
Деятельность всегда реализуется через систему общественных отношений, особенность которых заключается в том, что их невозможно эмпирически зафиксировать. Образно говоря, социальную материю как систему общественных отношений нельзя пощупать, но она реальна и определяет жизнь миллионов людей.
Таким образом, различные виды деятельности людей и общественных отношений составляют основное содержание общественной жизни, ибо в рамках общественных отношений люди реализуют все виды практической деятельности, создают экономические, политические, нравственные и другие социальные институты.
Для выявления специфики человеческой деятельности, как предпосылки и условия общественных отношений, важное значение имеет разделение отношений на материальные и идеологические (духовные).
Материальные отношения складываются независимо от общественного сознания и вне его, иными словами, предварительно не проходя через человеческую голову. Идеологические же отношения, напротив, прежде чем сложиться, образно говоря, проходят через человеческую голову или осознаются. Материальные отношения складываются объективно, прежде всего в силу того, что люди не свободны в выборе производительных сил. В определенном аспекте всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующего труда.
Материальные общественные отношения характеризуются тем, что их необходимость, природа, форма предопределены, заложены в характере и состоянии производства, производительных сил, причем предопределены независимо от того, осознается это людьми или не осознается. Иначе говоря, материальные отношения – это такие необходимые формы связей, в которых реализуется, осуществляется материальная деятельность, опредмечивающаяся в вещественных продуктах труда. «Из того, что вы живете и хозяйничаете, рождаете детей, производите продукты, обмениваете их, – писал В.И. Ленин, – складывается объективно-необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного сознания» (Полн. собр. соч. T. I. С. 123).
Именно объективный характер материальных отношений, складывающихся независимо от сознания людей, имел в виду К. Маркс: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и пришли из прошлого. Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 119).
Поэтому получается, что люди вступают в производственные отношения, даже и не осознавая, что тут имеются общественные производственные отношения».
Таким образом, материальные отношения первичны, поскольку складываются из потребностей осуществления и развития материального производства. Мир предметов, создаваемых трудом, выступает своеобразной совокупностью материальных символов этих отношений. В результате труда материальные отношения так же объективируются, как и вся человеческая деятельность.
В отличие от материальных духовные (идеологические) отношения (политические, правовые, нравственные, научные, эстетические, религиозные и др.) – это формы внеэкономической деятельности, которые складываются на основе экономических отношений
и представляют собой реализацию определенных идей. Так, в результате экономического разделения общества на классы возникают отношения, обеспечивающие политическое господство экономически господствующего класса. Создается надстроечный продукт – государство. По мере развития буржуазных экономических отношений и обострения противоречий в обществе возникает необходимость в идеологии, в социальных теориях различных классов и общественных организаций, движений.
Подчеркивая различие материальных и идеологических отношений, нельзя их абсолютно противопоставлять. Противоположность имеет место лишь в рамках основного философского вопроса, материальные отношения первичны, а идеологические – вторичны, производны от материальных.
Материалистическое понимание истории исходит из того, что развитие общества – это естественноисторический процесс смены одной формы общества другой. Иными словами, развитие общества подчиняется объективным законам. Здесь необходимо отметить, что общественный закон – это выражение отношения условий деятельности людей и результатов деятельности, а не некая субстанциональность, как часто преподносится в литературе. Эта субстанциональность в понимании законов общественного развития вызывает вполне обоснованные возражения у ряда авторов (Бердяев Н.А. Смысл истории. М, 1990).
«Общество, даже если оно напало на след естественного закона своего развития..., не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами». (Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.Т. 23. С. 10).
Законы общественного развития, благодаря их специфике, особенным образом реализуются. Во-первых, законы общества – это законы деятельности людей. Вне деятельности людей законы общества не существуют, так как объективные процессы социальной действительности невозможны без людей, без их борьбы за реализацию определенных целей. В связи с ним возникает потребность выявить соотношение объективной исторической необходимости (закономерности) и целенаправленной (сознательной) деятельности людей. Решение этой проблемы состоит в следующем:
- сознательная, свободная деятельность не только не противоречит объективной необходимости, но она основывается на ней;
- сознательная деятельность предполагает познание объективных законов общественного развития и учета их требований
в социальной действительности, ибо только в этих условиях деятельность людей становится свободной.
Во-вторых, законы общественного развития выступают чаще всего как тенденции. Они прокладывают себе дорогу через массу случайностей, через столкновение с противоположными тенденциями, определяемыми деятельностью людей. Какая из возможностей превратится в действительность, зависит от степени осознанности исторических тенденций.
Системный характер общественных отношений выявляется через основной социологический закон: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще». (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С.7). Этот закон выражает суть материалистической концепции истории. Из этого закона вытекает, что общественное производство составляет основное содержание общественной жизни людей, которое выступает:
- как деятельность по освоению человеком окружающего мира природы;
- как процесс формирования материальных производственных отношений;
- как сфера и фактор физического и духовного развития индивидов, реализации их творческой активности.
Из определенной формы материального производства и вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим. Следовательно, этим же определяется и характер их духовного производства.
Из основного социологического закона следует:
- способ производства надо рассматривать как определенный способ жизнедеятельности индивидов, их определенный образ жизни;
- без производства и вне производства ни человек, ни общество не в состоянии удовлетворять свои многообразные потребности;
- с изменением способа производства, с изменением экономической основы общества изменяется вся громадная надстройка, социальная структура общества.
Каждая форма общества имеет свой способ производства. Другими словами, способ производства выступает основным критерием различения этапов поступательного развития общества. Вместе с тем, каждый способ производства имеет структуру, которая состоит из производительных сил и производственных отношений.
При характеристике диалектики производительных сил и производственных отношений необходимо обратить внимание на общесоциологический закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, который устанавливает, что: 1) производительные силы являются определяющей стороной способа производства, они определяют производственные отношения; 2) производственные отношения не просто подвергаются определяющему воздействию производительных сил, но и сами в свою очередь активно влияют на них.
Изменение и совершенствование каждого данного способа производства всегда начинается с изменения и совершенствования производительных сил. Это означает, что производительные силы – наиболее революционный элемент в системе способа производства. Производственные же отношения гораздо более устойчивы
и консервативны.
Многообразие форм деятельности и общественных отношений характеризует и многообразие форм общественной жизни, каждая из которых имеет свои собственные закономерности развития,
а в целом они определяют тип конкретного общества.