Примерный перечень комплексных практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде владений.
1. Правоведение Нового времени развивалось под эгидой этой парадигмы, в нем нашли воплощение все принципы этой парадигмы, в частности: натуроцентризм, механицизм, механистический детерминизм, методологический монизм, сциентизм, гносеологический объективизм. Как называется эта парадигма? В чем ее сущность? (ВК-1)
2. Кому принадлежат слова: «Ни папа, ни епископ, ни какой бы то ни было человек, не имеет права установить хоть единую букву над христианином, если не будет на то его собственного согласия»? Какова его концепция правоустановления? (ВК-1, , ОК-3, ОК-5)
3. Кто в древности представлял государство как правовое образование, «общий правопорядок», публично-правовая общность; обосновал принцип юридического равенства граждан, согласно которому права граждан одного и того же государства должны быть одинаковыми; превратил естественное право из предмета философских размышлений в предмет конкретно-научного рассмотрения; сформулировал понятие юридического лица – правовой личности? Кто этот философ? Дайте обоснование его теории. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
4. Этот философ писал: «Мы говорим о Богах как о существующих и даже поклоняемся Богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
5. Карл Бергбом (1849 – 1927 гг.) писал: «Сущность любого права состоит в том, что оно действует. Поэтому прекраснейшее идеальное право не может не оставаться позади самого жалкого позитивного права, подобно тому, как любой калека видит, слышит и действует лучше, чем самая прекрасная статуя». Дайте пояснения высказыванию. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
6. Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.) - дипломат и политик (секретарь Флорентийской республики), автор произведений: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции» и др. Исследовательская позиция Н. Макиавелли – позиция эмпиризма. Что это за позиция? Дайте ей характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
7. Основатель позитивизма Огюст Конт (1798-1857 гг.) – французский философ, методолог, ученик Сен-Симона, изложил основные позиции позитивизма в 6-томном труде «Дух позитивной философии». В чем суть его учения? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
8. Каким образом идеи глобального эволюционизма меняют облик современной юридической науки? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
9. Каково отношение Г. Гуго к концепции естественного права и общественного договора и почему? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
10. Почему Ф.К. Савиньи выступил против кодификации права в Германии? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
11. Каково отношение представителей юридического позитивизма к концепции естественного права, концепции «народного духа», как основ права? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
12. Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума". Назовите этот принцип? Дайте ему характеристику. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
13.Российский правовед Богдан Александрович Кистяковский (1868 – 1920 гг.), автор работ: «В защиту научно-философского идеализма», «В защиту права», «Социальные науки и право» полагал, что обновление науки о праве необходимо начинать с ее методологии. Необходимость методологического обновления он аргументирует следующим образом: «Итак, для того чтобы наука о праве была методологически правильно построена, она должна быть ориентирована не на той или иной гуманитарно-научной дисциплине и не на всей совокупности их, а, прежде всего, на философии культуры и только при посредстве ее – на всей сумме гуманитарных наук, объединенных при помощи философии в цельную систему научного знания». Какое научное направление Б.А.Кистяковский культивировал? В чем его сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
14. В чем заключается суть идеи «надзаконного права» Г. Радбруха? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
15. По мнению немецкого юриста Густава Радбруха (1878-1949 гг.), позитивное право, расходящееся со справедливостью, не является действительным правом, поэтому ему надо отказать в послушании. «Если законы, — писал Радбрух — сознательно отрицают волю к справедливости, например, произвольно отказываются от гарантий прав человека, то такие законы не имеют действия, народ не обязан к послушанию им, и юристам тоже надо найти мужество отрицать их правовой характер». К какой школе относятся взгляды ученого? В чем ее сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
16. Основателем нормативизма являетсяавстрийский юрист, профессор Венского университета Ганс Кельзен (1881- 1973 гг.), автор работ «Чистая теория права», «Общая теория права и государства», «Коммунистическая теория права». Какой смысл вкладывает Г.Кельзен в понятие «основная норма»? В чем его сущность? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
17. Какие виды интерпретации выделяет Г. Гроций? Дайте им характеристику. В чем их сущность? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
18. Одним из видных представителей юридического прагматизма является американский правовед, юрист Роско Паунд (1870 – 1964 гг.), автор работ: «Современная правовая теория», «Социальный контроль через право», «Социология права», «Юриспруденция», «Механическая юриспруденция». Паунд выступал за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». В чем сущность его учения? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
19. Юридический неопозитивизм – методология познания права, возникшая в XX веке, в результате восприятия идей философского неопозитивизма и развития принципов юридического позитивизма. Юридический неопозитивизм развивается в русле такого направления юридической науки как аналитическая юриспруденция, представителями которой являются Г. Харт, О. Вайнбергер, П. Колер. В чем сущность юридического неопозитивизма? Сравните взгляды ученых. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
20.Немецким философом Ф.Шлейермахером был определен круг проблем универсальной герменевтики. Он выявил интерпретативную структуру понимания, обосновал основные принципы герменевтического анализа. Существенно обогатил герменевтику как парадигму социально-гуманитарного познания, немецкий философ-экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.). В чем это выразилось? Сравните взгляды ученых. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
21. Значительный вклад в дело развития юридической герменевтики сделал профессор Берлинского университета Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861 гг.). Методы истолкования «писаных» законов, предложенные Савиньи служили ориентиром для юридической герменевтики вплоть до начала XX века. В работе «Система современного римского права» Савиньи определяет четыре типа юридического истолкования. Назовите их и дайте характеристику. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
22. Крупнейший немецкий правовед Артур Кауфман (1923 -2001 гг.), полагал, что реальное право должно соединять в себе взаимодополняющие моменты сущности (справедливости) и существования (позитивности), и что исследовать его необходимо в развитии, в процессе конкретизации права, соединении сущности и существования. Как вы это понимаете? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
23. Кому из выдающихся российских юристов принадлежит высказывание: «То, что мы разумеем под правовой структурой или правовым логосом, не есть сумма каких-то общих и вечных правовых норм. Правовая структура для нас есть идеальная целостность явлений права... Мы имеем идею права и с совершенной твердостью владеем ею и пользуемся. Это значит, что бесконечные правовые явления связаны между собою в какую-то целостность правовой идеей. В созерцании отдельных моментов этой целостности и обнаруживается структура права. Правовая структура есть то, что придает различным явлениям правовую форму. И, в частности, нормы права являются "правовыми" только потому, что в них отображается правовая структура. Мы называем "правовыми" нормами, в отличие от других видов норм, те, которые предполагают особого носителя (способность признания), в которых выражаются реализованные ценности и которые формулируются в особых определениях (права - обязанности)»? Дайте характеристику методу его школы. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
24. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие методологии О. Шпенглера и А.Дж. Тойнби?» (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
25. Чем отличается метод «отнесения к ценности» от метода феноменологической редукции? Составьте таблицу отличий. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
26. Как, по вашему мнению, связаны такие явления как модернизация и классическая юридическая наука, глобализация и постнеклассическая юридическая наука? Составьте таблицу с указанием системных связей. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
27. Составьте сравнительную таблицу по теме "Сходство и различие в понимании права неклассической юридической наукой и классической юридической наукой». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
28. Феноменологическая школа права внутренне неоднородна, в ее интеллектуальном пространстве сложились различные вариации феноменологической редукции – феноменологическая редукция разными авторами интерпретируется по-разному: как описание априорных оснований права (А. Райнах); конструирование «природы вещей» (Г. Радбрух), выявление ценностей (Н.Н. Алексеев) и др. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных позиций». (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
29. Определите общее и особенное юридической науки, юридической практики и философии права. Составьте сравнительную таблицу: "Сходство и различие этих научных понятий». (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
30. Как соотносятся, в видении Р. Штаммлера, позитивное право и право идеальное? Составьте сравнительную таблицу. (ВК-1, ОК-3, ОК-5).