Методы обучения и преподавания
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Кафедра истории казахстана и социально-гуманитарных дисциплин
Рабочая программа
Дисциплина: Философия
Код дисциплины:
Специальность: Общая медицина
Объем учебных часов/кредитов*: 135
Курс и семестр изучения: 2-й курс, 4 семестр
Семей 2014
Рабочая программа дисциплины составлена кафедрой Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин
на основании типовой учебной программы Цикла общеобразовательных дисциплина 2013 г. по дисциплине «философия»
Автор(ы): магистр философии, Рыманов Д.М.
Обсуждена на заседании кафедры от «____» _________2014 г.
Протокол №____
Зав.кафедрой _______________ к.и.н., Сергазина Г.М.
Обсуждена на заседании КОП специальности __________________
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _________________ (Ф.И.О., подпись)
Утверждена Учебно-Методическим Советом
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель _______________ (Ф.И.О., подпись)
Введение
Рабочая программа составлена по типовой учебной программе (Каз НУ им. Аль- Фараби. Алматы 2013 г.)
Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии. В состав объекта изучения входят основные направления и проблемы мировой и отечественной философии в их внутренней взаимосвязи. Философия - это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
2. Цель дисциплины:
Главная цель преподавания философии как учебной дисциплины -способствовать выработке у будущих специалистов адекватных мировоззренческих ориентиров в современном, сложном и динамичном мире.
3. Задачи обучения:
- анализ исторических типов философствования в контексте культуры;
- формирование у будущих специалистов основ философско-мировоззренческой и методологической культуры;
- освободить содержание дисциплины от прежней идеологической нагрузки, догматических штампов и клише, отбивающих у студентов интерес к данной дисциплине.
Студент узнает из курса:
- предмет, цели и задачи философии;
- основной круг проблем философии;
- особенности философского мировоззрения в контексте культуры и его влияние на стратегии жизненного выбора человека;
Студент будет уметь:
- определять мировоззренческие вопросы в контексте конкретной культуры;
- определять альтернативные способы постановки и решение мировоззренческих проблем в истории человечества.
Студент должен знать:
- основные термины и проблемы философии;
- основные философские концепции;
- основные философские способы решения мировоззренческих вопросов в контексте культуры.
4. Пререквизиты:
Преподавание философии предполагает наличие определенного минимума знаний, умений и навыков у учащихся; наличие среднего образования, дающего сведения из области естественных и гуманитарных наук; умение искать и находить нужную литературу и способность аналитически и практически её осваивать; определенный уровень дисциплины и культуры мышления.
Студент, оканчивающий медицинское высшее учебное заведение, становится не только компетентным специалистом, но и человеком с широким кругозором. Поэтому важным является получение знаний по вопросам философских исследований в области гуманитарных, естественных и медицинских наук.
Для успешного изучения философии необходимо знакомство с дисциплинами, изучаемыми на 1 курсе – история Казахстана, социология, политология, основы экономической теории, психология, медицинская физика, анатомия человека.
5. Постреквизиты:
Наиболее тесно философия связана с социологией, политологией, психологией. В медицинском вузе надо обращать внимание на анализ философских проблем теоретической и клинической медицины. (Анатомия человека, нормальная и патологическая физиология, пропедевтика внутренних болезней, невропатология, госпитальная терапия и хирургия).
6. Тематический план занятий:
Тематический план лекций
№ | Наименование темы лекции | Кол-во часов |
Философия, её предмет и функции | ||
Феномен философии в восточной культуре | ||
Философия в античной культуре | ||
Феномен философии в средневековой культуре | ||
Арабо-мусульманская философия в контексте исламской средневековой культуры Философия в культуре Ренессанса и Реформации | ||
Западноевропейская философия в культуре Нового Времени | ||
Западноевропейская философия в культуре XIX в. | ||
Русская философия в контексте российской культуры XIX -начала XX в.в. | ||
Феномен философии в казахской культуре Марксистская философия в контексте советской культуры XX в. | ||
Западная философия в контексте культуры XX в. и XXI в. | ||
Философия бытия Философская антропология | ||
Социальная философия | ||
Эпистемология | ||
Проблемы теории диалектики | ||
Философия истории Философия политики | ||
Философия культуры Философия любви | ||
Философия образования Философия религии | ||
Философия глобальных проблем Философские проблемы модернизации казахстанского общества | ||
Всего: 36 |
Тематический план семинарских (практических, лабораторных) занятий
№ | Наименование темы занятия | Кол-во часов |
Философия, ее предмет и функции | ||
Мировоззрение и философия Древней Индии и Древнего Китая | ||
Философия в эпоху античности | ||
Западноевропейская история философии средних веков. Особенности развития Западноевропейской философии в период Возрождения | ||
Средневековая философия Арабо-мусульманского Востока. | ||
Западноевропейская философия Нового времени | ||
Немецкая классическая философия | ||
Марксистская философия: история и современность | ||
История становления и развития философской мысли в России и Казахстане | ||
Развитие философской мысли в XX - XXI вв. Рубежный контроль №1 | ||
История развития и особенности онтологии и антропологии как разделов философского знания | ||
Социальная философия | ||
Философия познания (эпистемология) и особенности познавательного процесса в медицине | ||
Возможности диалектики в постановке медицинского диагноза | ||
Единство и многообразие исторического процесса Политика и политическое сознание | ||
Культура и цивилизация Любовь как философская категория | ||
Мировоззренческие и методологические проблемы медицины | ||
Мировоззренческие и философские особенности современного казахстанского общества Рубежный контроль №2 | ||
Всего: 54 |
Тематический план самостоятельной работы студента
№ | Наименование темы СРС | Кол-во Часов |
Философия как феномен культуры | 1,5 | |
Основные проблемы философии древней Индии и Китая | 1,5 | |
Человек и мир в философии древней Греции и Рима | 1,5 | |
Номинализм и реализм в позднем средневековье | 1,5 | |
Философия и медицина Авиценны | 1,5 | |
Социальные утопии эпохи Реформации (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца») | 1,5 | |
Философия западноевропейского Просвещения | 1,5 | |
Немецкая классическая философия | 1,5 | |
Марксистская философия | 1,5 | |
Становление позитивистской философии (О.Конт, Г.Спенсер, Авенариус, Мах) | 1,5 | |
Постмодернизм (Делез, Деррида) | 1,5 | |
Философия языка как феномен развития философии XX века (герменевтика, структурализм, неопозитивизм) | 1,5 | |
Экзистенциальная философия о сущности и существовании человека (Ж-П.Сартр, А.Камю) | 1,5 | |
Основные вехи развития русской философии | 1,5 | |
Особенности становления и развития казахской философии | 1,5 | |
Основные проблемы онтологии как раздела философского знания | 1,5 | |
Философская антропология: история развития мысли и основные проблемы | 1,5 | |
Социальная философия как раздел философского знания | 1,5 | |
Концепции развития: формальная логика, диалектика, синергетика | 1,5 | |
Уровни и методы научного познания | 1,5 | |
Нравственное и эстетическое сознание | 1,5 | |
Закономерности развития культуры | 1,5 | |
Работа Э. Фромма «Искусство любви» | 1,5 | |
Теория диагноза как теория познания | 1,5 | |
Географический детерминизм и геополитика современного Казахстана | 1,5 | |
Антропологическая проблема как глобальная проблема XX века | 1,5 | |
Значение законов и категорий диалектики в постановке диагноза | 1,5 | |
Философия медицины | 1,5 | |
Гендерная философия | 1,5 | |
Роль философии в образовании | 1,5 | |
Всего: 45 |
Методы обучения и преподавания
· Лекции:беседа, проблемные, дискуссионные.
· Практические занятия
Работа с первоисточником, работа в малыхгруппах, устный опрос, решение ситуационных задач, моделирование ситуации, по технологии проблемно-ориентированного обучения, командно-ориентированного обучения.
· Самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП):
Работа с первоисточником, подготовка презентаций и рефератов, дискуссии, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий, консультации с преподавателем по всем возникающим вопросам, проведение рубежного контроля.
· Самостоятельная работа студентов (СРС):
Работа студентов с учебной и дополнительной литературой, критический анализ научных статей, с литературой на электронных носителях; подготовка презентации в формате Power Point, написание ситуационных задач, составление тестовых заданий.
8. Методы оценки знаний и навыков обучающихся:
Текущий контроль – на аудиторных занятиях занятия оцениваются по бальной системе
Рубежный контроль – в течение одного семестра дважды проводится устный контроль
Итоговый контроль – проведение экзамена в устной форме
9. Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Аристотель О душе. Сочинения в 4 томах т.4. М.Мысыль 1983 г.
2. Августин А. О городе божием. Хрестоматия по философии. Т. 1. М.1992 г.
3. Аль- Фараби. Социально- этические трактаты. Алма- Ата. Гылым. 1975 г.
4. Абай. Слова назидания. Алматы 2007 г, 3 изд.
5. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. История философии. Алматы. 2007 год, 3 изд.
6. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия Алматы 2003 г.
7. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия медицины. Алматы 2008 г.
8. Гоббст. Левиафан. Избр. Произв. в 2 томах Москва. Мысыль 1964г.
9. Декарт Р. Рассуждение о методе... Избр. Произв. М. 1950 г.
10. Гегель Г-В-Ф. Энциклопедия философских наук: Философия Духа. Т. З.Москва 1956 г.
11. Маркс К. Тезисы о Фейрбахе. Маркс К., Энгельс Ф. Сбор. соч., т.21.
12. Ортега- и- Гассет. Восстание масс. Журнал Вопросы философии. 1989 г. № 9
13. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Сборник “Сумерки богов”. М. 1998 г.
14. Фромм Э. Человек для себя. М. 2002 г.
15. Фромм Э. Искусство любви. М. 1998 г.
16. Шакарим. Три истины. Алматы. Элем. 1991 г.
Дополнительная литература:
1. Рассел Б. История западной философии 2 тома. М. 1993 г.
2. Спиркин А.Г. Философия. М. 2000 г.
3. “Философия” Ростов н/Д. 2003 г.
4. Философский энциклопедический словарь. М. 1998 г.
5. Рыманов Д.М. Курс философии в графиках и таблицах. Алматы, 2012.