Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности
Все явления и процессы в мире связаны между собой. Онтологический принцип детерминизма является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий.
Термин «детерминизм» происходит от латинского слова «determinare» — определять, отделять. Первоначальные представления о связи между явлениями возникли в силу особенностей практической деятельности человека. Повседневный опыт убеждал, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимообусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение нашло выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.
Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII— XVIII вв. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.
Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Так, например, один из сторонников этого типа детерминизма, Б. Спиноза, считал, что случайным мы называем явление только по причине недостатка наших знаний о нем. А другой ученый XVIII в., П. Лаплас, утверждал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то смогли бы логически вывести все события будущего. Следствием
механистического детерминизма является фатализм — учение о всеобщей предопределенности
Философия
явлений и событий, которое фактически сливается с верой в божественное предопределение.
Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Закономерности взаимодействий в микромире оказалось невозможным описать с точки зрения принципов механистического детерминизма. Новые открытия в физике поначалу привели к отказу от детерминизма, однако позже способствовали формированию нового содержания этого принципа. Механистический детерминизм перестал ассоциироваться с детерминизмом вообще. Как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необосновано. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.
Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия способствовали активизации индетерминизма. Индетерминизм — онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями и событиями всеобщей и универсальной взаимосвязи, или всеобщий характер причинности. Индетерминизм утверждает, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связанными с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Б. Спинозы существовала индетерминистическая концепция Д. Юма, сводящего причинность к понятию привычки человеческого ума связывать события определенным образом (2.4). Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.
В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, отказавшейся от отождествления личности только с ее разумной ипостасью, позиции индетерминизма усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на понимание связи между явлениями только в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзи
стенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания
событий и явлений в культуре предлагается принцип индетерминизма.
Современное представление о детерминизме российские авторы П. Алексеев и А. Панин конкретизируют в следующих принципах:
S принцип всеобщей взаимосвязи явлений и событий; S принцип причинности;
S принцип многообразия типов детерминации; S принцип закономерности отношений обусловливания.
Первый принцип — взаимосвязи явлений — носит общий характер и фиксирует наличие связи между явлениями мира, их неизолированность друг от друга.
Принцип причинности центральный; он устанавливает наличие между всеми явлениями и событиями мира отношений причин и следствий. Однако отождествление причинности и детерминизма, характерное для классической философии, является ошибочным, поскольку сводит представления о всеобщей связи между явлениями только к одному их типу. Сущность принципа причинности заключается в утверждении существования таких связей между явлениями, при которых одно из явлений обусловливает возникновение и развитие другого, определяя его свойства. Иными словами, одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое. Явление, которое порождает, называется причиной, порождаемое явление — следствием. Причина выступает как активное и первичное по отношению к следствию начало.
Отношение порождения между причиной и следствием является ключевым в принципе причинности, именно оно позволяет отличить причинность от других типов взаимодействия. Суть отношения порождения в следующем: причинно связанными могут быть только те явления, между которыми существует реальное физическое взаимодействие (не путать с механическим), т.е. происходит перенос вещества, энергии или информации.
Второй признак причинного отношения — временная асимметрия. Причина всегда предшествует следствию, между началом действия причины и появлением следствия существует временной разрыв. Процесс причинения необратим, его направление — строго от причины к следствию. На этой особенности строится обоснование необратимости времени.
Взаимодействие причины и следствия описывается также с помощью отношения обратной связи. Современный детерминизм подчеркивает взаимопереходы между причиной и следствием: одно и то же явление может в одном контексте выступать как причина, а в другом — как следствие. Это, однако, не отменяет того факта, что причина всегда предшествует следствию в каждом конкретном процессе причинения.
Четвертый признак причинности — ее необходимость. В строго определенных внешних и внутренних условиях причина с необходимостью порождает следствие. В этом контексте важно различать причину и повод. Повод — внешнее событие или явление, поверхностные обстоятельства, способствующие проявлению причины. Повод — своего рода пусковой механизм процесса причинности.
Для того чтобы причина вызвала следствие, необходимы определенные условия. Условия — это явления, события и обстоятельства, которые необходимы для наступления данного следствия, но сами его не порождают, т.е. не являются достаточными. Можно сказать, что возможность появления следствия, заключенная в причине, становится действительностью с помощью определенных условий. От характера условий зависит способ действия причины. При изменении условий и сохранении исходной причины могут появиться совсем другие следствия. Кроме того, условия могут препятствовать началу действия причины, т.е. препятствовать возникновению следствия. Границы между причиной и условиями относительны, в некоторых случаях причина и условия меняются местами.
Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия: причинность и необходимость, упуская из виду случайное. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Необходимые события имеют своим фундаментом существенные свойства и отношения объектов и происходят всегда определенным образом. Случайные события могут произойти или не произойти, проявление случайности зависит от целой совокупности несущественных условий. Случайность оказывает влияние на ход необходимого процесса, ускоряя или, напротив, замедляя его.
Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями не может быть сведено к отношениям причинности. При этом не отрицается, что каждое явление имеет свою причину. Выделение других форм детерминации связано с пониманием того факта, что отношения порождения, характеризующие причинность, не являются единственными.
Непричинные отношения — это такие взаимосвязи между явлениями, при которых отсутствует отношение порождения. Основными непричинными типами детерминации являются следующие:
S функциональныесвязщ при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходима, но отношения генетического порождения нет. Примером функциональной связи является отношение между массой и энергией, выражаемое известной
формулой Е = тс . Ни масса, ни энергия не порождают друг друга, но между ними установлена всеобщая и закономерная связь;
S связь состояний^ отношение, существующее между разными состояниями одного и того же объекта, при таком типе связи также отсутствует отношение порождения, но существует легко выявляемая закономерность;
S вероятностная детерминация, определяющая степень близости возможного, потенциального бытия, к действительному — актуальному. Этот тип детерминации, в отличие от причинной, не является однозначным, в каждый момент времени существуют несколько вариантов развития ситуации, и реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;
S структурная детерминация^ отношение между частью и целым в
сложноорганизованных системах;
S целевая детерминация^ особый тип детерминации в обществе и культуре, связанный с целеполагающей деятельностью человека; обратное воздействие следствия на причину осуществляется так, что информация о достигнутом состоянии (следствии) корректирует и регулирует дальнейшее изменение системы, т.е. становится причиной. Таким образом, цель деятельности является одной из причин этой деятельности.