Понятие причинности. Многообразие причинно-следственных связей в действительности. Детерминизм и индетерминизм, каузализм, телеологизм в современной науке

ФИЛОС,СЛОВАРЬ:

  ПРИЧИННОСТЬ — генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах ее движения и развития. — Тесно связана с вопросом о принципах строения материального мира и его познания. — Причинность — основа организации материально-практической деятельности человека и выработки научных прогнозов. — Сущность причинности — производство причиной следствия, причинность является внутренней связью между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что еще только становится — в отличие от других форм связей, для которых характерен некоторый вид упорядоченной соотнесенности одного наличного (*) явления с другим (*также наличным). — Причинность объективна — является присущим самим вещам внутренним их отношением. — Необходимость связи причины и следствия — последовательность явлений, связанных друг с другом отношением внутренней необходимости, называют причинной или причинно-следственной цепью, или цепью причинения. — Поиски «первых» или «последних» причин являются обращением к чему-то сверхъестественному. — Фундаментальная черта процесса причинения (еще одна) — перенос структуры от причины к следствию, воспроизведение, «отображение» структуры причины в структуре следствия. — Это основа свойства материи отражения — Основа всех видов создания, восприятия, передачи, хранения, переработки и использования информации в технических устройствах и живых организмах. — Процесс причинения последовательно развертывается во времени— Причина во времени предшествует следствию, но они могут сосуществовать во времени, причем, следствие может при этом оказывать активное воздействие на причину. — Зависимость действия причины от характера условий — т.е. независимых от причины явлений, превращающих в действительность заключенную в причине возможность порождения следствия. Обоснование причинности и ее виды. — Основа рассмотрения причинности — практика. — Развитие практики и познания раскрывают новые виды причинности. — Виды причинности определяются природой соответствующих объектов и систем, формой движения материи. — Классическая физика основывалась на механическом понимании причинности — здесь причиной состояния объекта является его исходное состояние и взаимодействие объекта за определенный отрезок времени. — Современная физика — прежде всего квантовая механика — признают фундаментальную значимость нового класса теорий — статистических — последние включают в себя вероятностные представления — Классические теории основывались на строгой однозначности (лапласовский детерминизм) — Статистические теории включают неопределенность и неоднозначность. — Абсолютизация неоднозначности современных теорий ведет к индетерминизму, как отрицанию принципа причинности. — Развитие новейших обобщений причинности связано с открытием новых классов законов (законов симметрии и управления). — Выход на первый план структурно-информационных аспектов учения о причинности. — Особо важные типы причинных связей относятся законы природы и общества. — Причинность никогда не реализуется в «чистом виде» — всегда имеются сопутствующие формы связи. — Причинность должна быть вплетена в сеть многообразных взаимозависимостей. — Наличие связей, соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера —абсолютизация этого также ведет к недооценкам причинности. — Имеются представления, отождествляющие причинность с фатализмом — Но при фатализме необходимость связи явлений лежит за их пределами и действует помимо них, независимо от условий. — Учет условий, изменение условий могут видоизменять действие причин, даже останавливать их действие, создавать иные возможности, давать опору для человеческой свободы. — Одно из следствий механического понимания причинности — телеологизм — следствие неумения понять функционирование сложноорганизованных систем. ДЕТЕРМИНИЗМ от лат.: определяю — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. — Ядро детерминизма — существование причинности. — Современный детерминизм — признание разнообразия форм взаимосвязи явлений, в т.ч. непричинного характера (пространственные и временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии, др.) — Но все формы взаимосвязи складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которых не могут существовать даже случайности. — Недостаток старого детерминизма — ограниченность непосредственно действующей причинностью, да еще трактуемой чисто механически — отрицание объективности случайности — противопоставление статистической связи материальной детерминации — противоречия с данными биологии и др. науками — отсутствие социального детерминизма. — Диалектико-материалистическая концепция детерминизма исходит из признания закономерного характера общественной жизни — но это не означает фатальной предопределенности хода истории, деятельности отдельного индивида — наличие различных возможностей для человека, где большую роль играет сознательность — детерминизм не отрицает свободы, а, наоборот, обнаруживает ее основания. — Детерминизму противостоят — индетерминизм, телеология. ИНДЕТЕРМИНИЗМ — философское учение и методологи-ческая позиция, отрицающие либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения (методологический индетерминизм). — Индетерминизм трактует волю как автономную силу — утверждает неприменимость причинности к объяснению человеческого выбора и поведения — обвиняет детерминистов в фатализме. — Современная философия включает различные формы индетерминизма: — 1) баденская школа неокантианства — ограничивает детерминизм только областью наук о природе — утверждает его неприменимость в «науках о духе», — 2) неопозитивизм, прагматизм и персонализм — ограничивают детерминизм только сферой логики, — 3) попытки истолкования в духе индетерминизма законов квантовой физики — следствие абсолютизации старого детерминизма, его отождествления с детерминизмом вообще, — 4) индетерминистские тенденции у Рассела, Рейхенбаха, Ф.Франка, — 5) идеи о «свободе воли» электрона, его зависимости от телеологических сил. — (**) Преодолевается развитием новых представлений о причинности, ее ранее неизвестных или неучитываемых видов. КАУЗАЛИЗМ — то же, что и детерминизм. ТЕЛЕОЛОГИЗМ, ТЕЛЕОЛОГИЯ — от греч.: результат, завершение, цель (+) слово, учение — идеалистическое учение о цели и целесообразности, постулирующее особый вид причинности — целевой, отвечающий на вопрос д л я ч е г о, ради какой цели совершается тот или иной природный процесс. — Согласно телеологизму идеально постулируемая цель, конечный результат, оказывает объективное воздействие на ход процесса. — Главное содержание телеологизма — антропоморфизация природных процессов, приписывание природе цели, перенос на нее способности к целеполаганию — Пример — концепция «внешней целесообразности» — целесообразность устанавливается богом, — Другой пример — антропоцентристская и утилитаристская телеология — мир создан «ради целей человека». — Также концепция имманентной телеологии — приписывание внутренней цели развитию природы, что было еще у Аристотеля (целевая причина) — то же в монадологии Лейбница — то же в учении Шеллинга о «мировой душе» и даже в объективном идеализме Гегеля; — Кант постулировал особый вид причинности, позволяющий познать процессы человеческой жизни и деятельности как «цели природы», но сводил это к регулятивному, эвристическому принципу. — Телеологизм присущ также витализму и неовитализму, взглядам Шопенгауэра, Гартмана, др.; — Попытки создания некоего «материалистического телеологизма», например, в виде т.н. «телеономии», «квазителеологии» и т.п. — на основе описания причинных отношений с помощью языка кибернетики с помощью понятий программы и обратной связи — не путать с целевым подходом как частью общего функционального анализа сложных органических систем. — (***) Необходимо различать понятия «целенаправленность», применимое только к человеку, его деятельности, и понятие «целесообразность», с которым нередко связывают присущие природе закономерности, подчиненность им природных явлений. Оживление индетерминизма, телеологии в 20 веке служит факт возрастания роли статистических закономерностей, что было объявлено некоторыми опровержением причинности.

Наши рекомендации