Проработайте тексты, поразмышляйте над прочитанным
1.«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Иммануил Кант.
Проанализируйте данный императив. Всегда ли законы нравственности выше обстоятельств?
2.«Новая философия превращает человека, включая природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку». Л.Фейербах.
Как называется философия, созданная Фейербахом? В чем достоинства и недостатки этой философии?
3.«Государство есть Божественная идея, как она существует на земле». Г.Гегель. Какое место в гегелевской философии занимает государство, нация? Каково отношение Гегеля к войне, миру?
[КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА]
Итак, чтобы метафизика [здесь: философия. – Авт.]могла как наука претендовать не только на обманчивую уверенность, но и на действительное понимание и убеждение, для этого критика самого разума должна представить весь состав априорных понятий, разделение их по различным источникам: чувственности, рассудку и разуму; далее, представить исчерпывающую таблицу этих понятий и их расчленение со всем, что отсюда может быть выведено; затем главным образом возможность априорного синтетического познания посредством дедукции этих понятий, принципы их применения и, наконец, их границы, и все это в полной системе. Таким образом, эта критика, и только она одна, содержит весь хорошо проверенный и достоверный план, более того, даже все средства, необходимые для создания метафизики как науки; другими путями она невозможна…
Одно несомненно: кто раз отведал критики, тому навсегда будет противен всякий догматический вздор, которым он прежде должен был довольствоваться, не находя лучшего удовлетворения для потребностей своего разума. Критика относится к обычной школьной метафизике точно так, как химия к алхимии или астрономия к прорицающей будущее астрологии. Я ручаюсь, что всякий, кто продумал и понял основоположения критики…уже никогда больше не вернется к старой и софистической лженауке; скорее, он с радостью будет смотреть на такую метафизику, которая отныне ему доступна, не нуждается ни в каких подготовительных открытиях и первая может доставить разуму постоянное удовлетворение. В самом деле, метафизика имеет перед всеми возможными науками то преимущество, что она может быть завершена и приведена в неизменное состояние, так как ей не надо дальше изменяться и она не способна к какому-либо расширению посредством новых открытий; дело в том, что разум имеет здесь источник своего познания не в предметах и их созерцании (отсюда он не может извлечь больше знания), а в самом себе; и после того как разум полностью и ясно изложил против всякого ложного толкования основные законы своей способности, не остается ничего иного, что чистый разум мог бы познавать apriori или даже о чем бы он мог спрашивать, имея на то основание.
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Соч.: В 8 т. –М., 1994.–
Т. 4. – С. 131–133.
[РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РАЗУМА]
Предметы, которые даются нам опытом, непонятны для нас во многих отношениях, и на многие вопросы, на которые наводит нас закон природы, если их довести до определенной глубины (но всегда сообразно с подобными законами), нельзя дать ответ, как, например (на вопрос о том), почему вещества притягивают друг друга. Но когда мы совсем оставляем природу или же, прослеживая цепь ее связи, выходим за пределы всякого возможного опыта, стало быть, углубляемся в сферу чистых идей, – тогда мы не можем сказать, что предмет нам непонятен и что природа вещей предлагает нам неразрешимые задачи; ведь в этом случае мы имеем дело вовсе не с природой или вообще с данными объектами, а только с понятиями, имеющими свой источник исключительно в нашем разуме, и с чисто мысленными сущностями, относительно которых все задачи, вытекающие за их понятия, должны быть разрешимы, так как разум может и должен во всяком случае давать себе полный отчет в своем собственном действовании. Так как психологические, космологические и теологические идеи [идеи души, мира, Бога. – Авт.]суть только чистые понятия разума, которые не могут быть даны ни в каком опыте, то вопросы о них, предлагаемые нам разумом, ставятся не предметами, а только максимами [общежитейские нравственные правила. – Авт.]разума ради его собственного удовлетворения, и на все эти вопросы обязательно может быть дан надлежащий ответ, если показать, что они есть основоположения, служащие для того, чтобы довести применение нашего рассудка до полной ясности, завершенности и синтетического единства, а потому значимые только для опыта, но для опыта, взятого в целом. Хотя абсолютная совокупность опыта и невозможна, однако только идея совокупности познания по принципам может вообще доставить познанию особый вид единства, а именно единства системы, без которого наше познание есть лишь нечто фрагментарное и негодное для высшей цели (которая всегда есть лишь система всех целей)…
Трансцендентальные идеи выражают, таким образом, подлинное назначение разума, а именно, как принципа систематического применения рассудка. Если же принимают это единство способа познания за единство познаваемого объекта, если это единство, которое, собственно, есть чисто регулятивное, считают конститутивным и воображают, будто посредством этих идей можно расширить свое знание далеко за пределы всякого возможного опыта… – то это не более как ошибка в оценке собственного назначения нашего разума и его основоположений, это диалектика, которая, с одной стороны, запутывает применение разума в опыте, а с другой – приводит разум к разладу с самим собой.
Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 8 т. –М., 1994.–
Т. 3. – С. 112–113.
И. Кант писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Критика практического разума).
«Чистый разум сам по себе есть практический разум и дает (людям) всеобщий закон, который мы называем нравственным законом».
Категорический императив сам И. Кант формулирует таким образом: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»
«Стоит только немного подумать, и мы всегда найдем за собой какую-нибудь вину перед человеческим родом (пусть это будет хотя бы та вина, что, благодаря существующему неравенству людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради которых другие должны испытывать еще больше лишений) – и это помешает нам посредством себялюбивых представлений о своих заслугах считать себя выше других людей».
И. Кант
«Закон, живущий внутри нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».
И. Кант
«Когда мы слышим, что свобода состоит в возможности делать все, чего хотят, мы можем признать такое представление полным отсутствием культуры мысли».
Г.Гегель
«Нравственность – это разум воли».
Г.Гегель
«Благоразумие… отвечает, что нужно познакомиться не с одной, а с различными философиями; это единственный путь, чтобы обеспечить себе возможность выбирать, а следовательно, и сделаться самодеятельным и самостоятельным».
Г.Гегель
«Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера».
Г.Гегель
Контрольные задания (выполните письменно):
1. Среди данных ниже выражений укажите наиболее важные этические принципы философии Канта:
1) Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом;
2) Поступай так, как считаешь нужным;
3) Все поступки должны быть направлены на общее благо;
4) Все поступки должны быть целесообразными;
5) Основанием поступков человека должно быть осознание того, что сам человек есть высшая ценность, а не средство достижения цели;
6) Каждый поступок должен быть направлен на достижение личного благополучия.
2. Среди перечисленных ниже понятий укажите те, которые являются категориями диалектики Гегеля:
1) Тождество 6) Абсолютная идея
2) Противоречие 7) Относительная идея
3) Количество 8) Пространство
4) Качество 9)Различие
5) Мера 10) Материя.
3.»Вещь в себе» у Канта означает:
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон
4) сущность.
4. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1) с мышления;
2) со свободы;
3) с природы;
4) с общества.
5. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2)Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
6. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг.
7. В чем суть антропологического принципа Фейербаха:
а) в отрицании дуализма души и тела;
б) в констатации дуализма души и тела;
в) в утверждении, что природа - базис человека;
г) в утверждении, что общество - базис человека.
8. Кто из ниже перечисленных философов был создателем, систематизатором диалектики как метода?
а) Кант;
б) Фихте;
в) Шеллинг;
г) Гегель;
д) Фейербах.
9. Фихте попытался преодолеть кантовский дуализм между:
а) природой и обществом;
б) разумом и чувствами;
в) между миром природы, миром "вещей в себе" и миром явлений в человеке.
10. Исходное понятие философии Фихте:
а) понятие "Я" - "Я есть";
б) понятие "мировой разум";
в) понятие "абсолютная идея".
11. Философия Фихте - это:
а) абсолютный идеализм;
б) диалектический материализм;
в) субъективный идеализм.
12. В философии Шеллинга изначальным источником всего сущего считается:
а) сознание;
б) абсолютный вечный разум или абсолютное "Я";
в) материя.
13. В отличие от Фихте, утверждавшего, что "Я есть все", говорил Шеллинг, его философия доказывает, что:
а) в мире нет ничего, кроме материи и движения;
б) "все есть Я";
в) в процессе познания человек имеет дело только со своими ощущениями.
14. Главной способностью познания, которой обладают немногие, Шеллинг считал:
а) интеллектуальную интуицию;
б) разум;
в) рассудок;
г) ощущения.
Литература
Основная
1. Философия: учебник для вузов / под ред. В.П. Лавриненко. М., 2004, 2005, 2007.
2. Историко-философское введение (от Конфуция до Бодрийара) / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2008.
3. Спиркин А.Г. Философия: учебник для технических вузов / А.Г. Спиркин. М., 2005.
4. Антология мировой философии. Т. 1-4. М., Мысль, 1969-1972.
5. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 1-4. М., 1995-1999.
Дополнительная
1. Асмус В.Ф. Кант / В.Ф. Асмус. М., 1975.
2. Быховский Б.Э. Фейербах / Б.Э. Быховский. М., 1987.
3. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия / А.В. Гулыга. М., 1986.
4. Матрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии / Н.В. Матрошилова. М., 1987.