Философско-религиозные (псевдорелигиозные)и нерелигиозные системы мысли
Смысл жизни
Вопросы на обдумывание.
Синоним выражения "смысл жизни"?
Жизнь может иметь смысл только с точки зрения (прошлого, настоящего, будущего, вечности)?
Кто определяет истинный смысл человеческой жизни?
Что (какие факторы) определяет жизнь (судьбу) человека?
Представление о смысле жизни (цели жизни) в разных религиях
Представление о смысле жизни (цели жизни), которого придерживаются представители православного христианства - спасение души, восхождение к богоподобию
Согласно христианскому учению Сам Бог указал Своим творениям - людям смысл их жизни.
Святитель Афанасий Великий писал : "Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».
Спасение в христианском пониманииозначает полное избавление от греха и смерти. Бог потенциально дарует спасение всем людям.
Христианство утверждает, что ни наука, ни философия не могут указать человеку истину, ее может дать только вера в Бога, т.к. Сам Бог и есть эта Истина.
Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Ин. 14, б). Истина есть Слово Божие: "слово Твое есть истина" (Ин. 17, 17)
Представление о смысле жизни, которого придерживаются буддисты (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):
Достижение нирваны, т.е. избавление от желаний и страданий.
Нирвана — Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания
Представление о смысле жизни, которого придерживаются представители индуизма (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):
Избавление от кармы, полная утрата индивидуальности и растворение в Абсолюте. Карма— Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
Представление о смысле жизни, которого придерживаются представители ислама (речь идёт о наиболее многочисленном течении в религии):
чёткое исполнение обрядового Закона, которое понимается как поклонение Богу.
Теории смысла жизни (философско-этические теории)
Гедонизм (от греч. наслаждение) – видит смысл жизни в получении максимума наслаждений;
эвдемонизм (от греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;
утилитаризм (от лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
прагматизм (от греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
перфекционизм (от лат. совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием;
гуманизм (от лат. человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнутым любовью к ним, с уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.
Философско-религиозные (псевдорелигиозные)и нерелигиозные системы мысли
МАТЕРИАЛИЗМ (от латинского materialis - вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы.
Атеизм (греч. а – отрицание и theos – Бог; буквально – безбожие) материалистическое философское учение, отрицающее сверхприродное бытие Бога, как и любое нематериальное бытие, но утверждающее вечность и нетварность материального мира.
Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — мировоззрение, представляющее научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточном условии ориентации человека в мире.
Деизм(от лат. deus — бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Термин «деизм» происходит от латинского слова Deus — Бог. Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от лат. transcendere — выходить за пределы чего-либо) человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.
Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек поэтому абсолютно автономен. Для его не только телесной, но и духовной жизни не требуется никакого общения с Богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. То есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь.
Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отверг Его необходимость для человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Это уже радикальный шаг на пути к прямому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: «Раздави гадину!»
Пантеизм (от греческого слова — все; и — Бог) — направление, по своей духовной сущности родственное деизму. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен (от лат. immanens — присущий чему-либо) миру. Личного Бога не существует. Еврейский философ Спиноза († 1677 г.) выразил это положение в лаконичной формуле: «Бог есть природа» (Deus sive natura).
Пантеизм как религиозно-философское направление особенно присущ индийским системам мысли. Там он существует уже тысячелетия. На Западе пантеизм принимал различные формы у разных мыслителей (например, у Спинозы, Гегеля, Шлейермахера). В России его плоско, примитивно развивал Лев Толстой. Так, на место Бога он поставил «разумение жизни», которое есть любовь; религиозная жизнь — это жизнь, благо которой состоит в подавлении в себе «животной личности», «в благе других и в страданиях за это благо». Живущий так имеет в себе Бога и является «сыном Божиим» так же, как и Христос. Смерть возвращает «сына Божия» в лоно Отца — Бога, в котором сын и исчезает, как в общемировой сущности. Одним словом, по Толстому, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия, ни, следовательно, реального смысла жизни. Ибо смысл может быть только в жизни, но не в исчезновении.
Пантеизм отрицает свободу воли человека. Он, как и деизм, не дает основания для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем по существу становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, Брахман) воплощается и становится личным Божеством (например, Кришна). Справедливо заметил наш русский философ Л. М. Лопатин († 1920 г.), что в пантеизме «для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя» [41]. К последнему пантеизм практически всегда и приходит.
Теизм (от греческого — Бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы.
И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим.
Наука и религия
Религия и наука – это два разных способа познания мира и человека. Наука и религия - это два взаимодополняющих пути, которые могут помочь нам полностью осознать тот мир, в котором мы существуем. Поэтому нам нет необходимости выбирать между наукой и религией.
Наука не доказывает, а указывает на существование Бога.
Движение корабля можно описать двояко. Можно сказать, что на нем установлен такой-то двигатель, в нем сгорает такое-то топливо, газы при сгорании давят на поршень, движение которого по системе трансмиссий передается на винт и в результате корабль плывет.
А можно сказать, что этот корабль движется здесь потому, что он был зафрахтован такой-то фирмой для того, чтобы перевезти груз хлопка из Америки в Европу.
Первое описание будет научным. Второе – религиозным. Наука отвечает на вопрос «почему» и «как». Религия – на вопрос «зачем». Не будем забывать, что и сама современная наука родилась в качестве попытки прочитать мир как Книгу о Боге.
Мнимые столкновения между наукой и религией всегда являются следствием смешения их границ, которые обусловлены как областями исследования, так и их методами. Предмет науки — изучение окружающего нас чувственного мира, а источник познания — наблюдение через опыт. Однако наука, способная описать явления, не способна ответить на вопрос о смысле этих явлений в отдельности и для бытия в целом, о цели и нравственных законах человеческой жизни. Если оставаться в рамках исключительно научных знаний, невозможно сформулировать полноценное мировоззрение. Значение богословского знания для мировоззрения человека, для описания картины бытия в целом трудно переоценить. Насколько абсурдным является выражение «научное мировоззрение»— ни один эксперимент в области отдельной науки не способен дать ответы на смысл и цель бытия! Тем не менее, этот образчик абсурда из арсенала советской атеистической пропаганды до сих пор является расхожим штампом.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
Мировоззрение представлено религией и философией и не может быть представлено наукой.
Пока мы не верим во Христа, мы выдумываем для себя и для других что-то такое, что нам кажется стержнем жизни, объявляя им то науку, то искусство, поэзию, музыку, то идею социальной справедливости…Но они не могут решить две главных задачи: помочь человеку стать святым (чуждым всякого зла) и избавить его от смерти.
Основные постулаты наукито, что мир реально существует, познаваем и закономерен. Но наука не может существовать без веры ученого. Во всех естественных науках вера ученых предваряет знания (вера первична) и опыт подтверждает их веру.
Чаще всего выдвигают такие аргументы небытия Бога:
1.Бога никто не видел; 2. Библия содержит много противоречий 3. В мире существует много зла. Однако все они являются недоказуемыми.
Наука не может доказать, что Бога нет т.к. во-первых, наука имеет другой предмет изучения, методы познания; во-вторых, научные знания очень ограничены и не могут охватить все бытие в целом.
Аргументы бытия Бога
космологический утверждает, что существует первопричина бытия и это сверхбытие и есть Бог
телеологический утверждает, что разумность и совершенство мира свидетельствует о сверхразумности и всесильности его Творца
онтологический утверждает, что если в нашем уме есть понятие о Существе всесовершенном, значит такое Существо – Бог должен существовать
нравственный утверждает, что Бог существует, поскольку в человеке существует потребность нравственного и духовного совершенствования, которая имеет смысл, только если жизнь вечна
психологическийутверждает, что поскольку идея Бога присуща человеку на протяжении бытия человечества, значит источник этой идеи принадлежит Самому Богу:
Источники Богопознания
Основой христианского вероучения является Библия.
Слово Библия переводится книги. Христианская часть Библии именуется НовыйЗавет.
К источникам естественного Откровения, относится такие, когда Бог открывает Себя человеку через:
1. весь окружающий мир
2.совесть
3.историю человечества
Сверхъестественное Откровение способ откровения, когда Бог открывает Себя человеку через Своих посланников – ангелов, пророков и Сам (Иисус Христос).
К способам распространения и сохранения Божественного Откровения относят:
1. Священное Предание
2. Священное Писание
К Священному Преданию относятся:
1. книги Библии
2.постановления Вселенских Соборов
3.богослужебные книги, святые иконы
4. Символ Веры
5.пример духовной жизни святых
6. литургия