Может ли философия делать прогнозы на будущее? 3 страница
Практика (от греч. praxis) – действие, деятельность, деятельная жизнь, опыт. Противоположность – теория. Практический (от греч. prattein – действовать) – относящийся к действию, деятельности, употребляемый для деятельности. Практической философией называют философию, поскольку она направляется на действия – следовательно, этику; Кант называет практическим разумом совокупность принципов и законов действия.
Природа (от греч. physis – возникнуть, быть рожденным) – материальный мир Вселенной, основной объект изучения науки. То, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком. С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально – бытие вообще: Она есть все (Гёте). Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации). В человеке обе сферы граничат друг с другом. Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира.
Проблема (от греч. problema – задача, задание) – неразрешенная задача или вопросы, подготовленные к разрешению. Проблемное сознание (существование которого само является проблемой) связано с тем взглядом, что предмет познания не является абсолютно познаваемым, но является знанием о незнании.
Прогресс (от лат. progressus) – 1) поступательное движение; прогрессивный – передовой, идущий вперед; противоположность – консервативный или регрессивный; 2) развитие людей и человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному состоянию, которое, по видимости, происходит само собой. Прогресс характеризуется в эволюции жизни тем, что в течение истории Земли (геологического развития) возникают все более высокоорганизованные живые существа, т.е. живые существа, которые становятся более восприимчивыми к определенностям окружающих их объектов и, таким образом, достигают все более адекватного познания.
Производство – процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или, более точно, – процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.
Пространство – форма координации сосуществующих объектов, состояний материи, оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, сверху, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных соотношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Пространство – это то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств.
Психика (от греч. psyche – душа) – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию; главный предмет научной психологии.
Психоанализ (от греч. psyche – душа и analysis – разложение, расчленение) – разработанный З. Фрейдом в конце XIX – начале XX века метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роли бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
Психосинтез – направление практической психологии, основанное Роберто Ассаджиоли. Слово «психосинтез» не случайно звучит как антитеза слову «психоанализ». Сначала Ассаджиоли занимался психоанализом, и в начале XX века Зигмунд Фрейд считал Роберто Ассаджиоли одним из основных своих последователей в Италии. Но позднее Ассаджиоли разработал собственное направление, назвав его психосинтезом. Психосинтез в первую очередь развивает и совершенствует личность, а затем –гармонизирует ее отношения с Я.
Разум – познавательная способность человека, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. Стремление понять мир с помощью разума и преобразовать его в соответствии с разумом называют рационализмом; метафизическим рационализмом является вера в разум, управляющий мировыми событиями. Разум возвышается над рассудком, задавая принципы единства законов последнего, подобно тому, как рассудок задает правила единства явлениям.
Рассудок – психическая деятельность, дающая материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений. Рассудок является «мыслящей душой», способностью мыслить предметы и их связи посредством понятий. Он представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант). Однако рассудок может быть без понятий и понятия бывают без рассудка.
Рационализм (от лат. rationale – разумный, ratio – разум) – направление в философии и методологии науки, признающее основой и источником достоверного знания разум, мышление. Рационалистическую традицию обычно противопоставляют эмпирической, а также иррационализму.
Рациональность (от лат. rationale – разумный, ratio – разум) – 1) свойство личности, которое описывается в терминах разумности. Рациональный поступок – тот, который совершен благодаря разуму. Противоположность – иррациональный); 2) соответствующий разуму, целесообразный, вполне осмысленный.
Реальность (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – вещественность, онтологическое бытие-в-себе, т. е. в-себе-бытие, абстрагированное от его рефлектированности, выводимой из познавательной связи. В отличие от действительности в реальности можно различить возможность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают. Реальность (благодаря средству реализации) приписывается всему тому, что может возникнуть и возникло во времени, что существует и является преходящим. Реальность принадлежит последним вещам, которые не нуждаются в доказательстве.
Революция (от позднелат. revolutio – поворот, переворот) – 1) переворот в области мировоззрения, науки, искусства, моды; 2) внезапное, насильственное изменение существующего общественно-политического строя – в противоположность эволюции, постепенному изменению.
Религия (от лат. relegio – благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения.
Релятивизм (от лат. relativus – относительный) – философская, гносеологическая точка зрения, впервые отчетливо представленная софистом Горгием, согласно которой все знания рассматриваются лишь как относительно правильные, ибо они обусловливаются положением, которое в зависимости от обстоятельств занимает познающий, особенно в зависимости от своего индивидуального телесно-душевного состояния. Для этического релятивизма, который в своей крайней форме уничтожает все нравственные мерила, различие между добром и злом становится относительным. В философии культуры и философии истории релятивизм исповедуется довольно часто, ибо в их распоряжении нет математически точного мерила.
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. В узком смысле – обращенность мысли на саму себя, «новый поворот» духа после совершения познавательного акта к Я (как центру акта) и его микрокосмосу, благодаря чему становится возможным присвоение познанного.
Самореализация – в иерархии потребностей Абрахама Маслоу – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны. Самореализация человека – это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель – это умеренность и благоразумие.
Самосознание –осознание человеком самого себя, своей индивидуальности. И в филогенезе, и в онтогенезе человек первоначально осознает окружающий мир (это уровень сознания), а уже потом, позднее, на более высоком уровне развития – самого себя: свое тело, мысли, чувства, характер, поведение, мотивы поступков, потребности, свое положение в обществе (это уровень самосознания). Имея самосознание, человек отдает себе отчет в том, что он думает и делает. Он постоянно познает самого себя (интеллектуальный аспект самосознания). Но человек также имеет определенное отношение к себе (эмоциональный аспект самосознания), поскольку выделяет себя на фоне других, сравнивая себя с ними.
Сверхчеловек – представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения жизненной силы. Идея сверхчеловека имелась уже у Лукиана; в нем. философии она появилась сначала у Генриха Мюллера под названием «богочеловек», затем у Гердера, Гиппеля, Пауля; для Гёте человек, по-видимому, есть только «бросок к высшей цели»; близкого к этому взгляда придерживался и Фридрих Ницше.
Свобода – возможность поступать так, как хочется. Свобода – это свобода воли. Воля по своей сущности всегда свободная воля. Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю.
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение, смысл) – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. Сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.
Символ (от греч. simbolon) – отличительный знак; знак, образ, воплощающий какую-либо идею; видимое, реже слышимое образование, которому определенная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образования. Смысл символа, который не может и не должен быть понятным для людей, не принадлежащих к этой группе, т. е. для тех, кто не посвящен в значение символов (каждый символ является по своему характеру тайным или по крайней мере условным знаком), – этот смысл является, как правило, намеком на то, что находится сверх или за чувственно воспринимаемой внешностью образования.
Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) – наука, изучающая эволюцию и самоорганизацию систем открытого типа с нелинейными обратными связями. В создание этого научного направления свой вклад внесли И. Пригожин, Г. Хакен, А. Тьюринг, Э. Ласло, Р. Том и др. В настоящее время синергетика приобрела характер универсальной теории эволюции и самоорганизации любых сложных систем и те самым современной парадигмы эволюции. Открытые системы, которые изучает синергетика, – это системы, имеющие доступ к внешним источникам энергии, вещества, информации, а также обладающие блоками соответствующего выхода. Синергетика оказалась плодотворной при исследовании большинства естественнонаучных и социальных проблем.
Система (от греч. systema – целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Философская система является соединением принципиальных и основополагающих знаний в некоторую органическую целостность, доктрину.
Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надежности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Славянофилы – идейное движение в России. Возникло в 30-х годах XIX века и возглавлялось Иваном Киреевским, братьями Константином (1817 – 1860) и Иваном (1823 – 1886) Аксаковыми и Алексеем Хомяковым. Ссылаясь на историю философии Гегеля и интерес Гердера к славянским народам, они старались определить миссию, предназначение славян, их миро- и жизнепонимание, но вскоре заняли нетерпимую позицию по отношению к западноевропейскому образу мышления («западничеству») и неортодоксальному христианству.
Смерть – естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы. После того как люди перестали воспринимать смерть просто как страшный факт и начали размышлять над проблемой сущности самой жизни, они много времени уделяли тому, чтобы ответить на вопрос, вытекает ли смерть из самой этой сущности. Многие (Платон и др., а также христианство) рассматривали жизнь как душу, пребывающую временно в «темнице» – теле. При таком подходе смерть выступает как выход души из тела в бессмертие. Стоики и Эпикур стремились показать бессмысленность страха перед смертью: смерть для нас ничто, ибо, пока мы живы, ее нет, а когда она есть, нас уже нет (Эпикур). Смерть присуща лишь организмам, размножающимся исключительно половым путем, т.е. высокоорганизованным живым существам; следовательно, с точки зрения земной истории смерть существует не так уж давно. Зародышевая плазма обладает потенциальным бессмертием: благодаря наследственности она переходит из поколения в поколение. Размножение, рассматриваемое с позиций существования рода, есть отрицание смерти. Теология рассматривает смерть как расплату за грехи; милость Божья обещает воскресение. Все попытки придать надежную основу вере в бессмертие человека с самого начала обречены на неудачу и имеют своей целью избавить Я от неотвратимой угрозы смерти. Только благодаря смерти человеческое существование превращается в фактическую целостность.
Смысл – идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостноесодержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющихего частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании – то же, что значение.
Смысл жизни – философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы: «В чём состоят жизненные ценности?», «Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового), «Зачем (для чего) жить?». Вопрос о смысле жизни – одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл. Вопросы о смысле жизни люди задавали и задают до сих пор, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения.
Совесть – способность человеческого духа познавать этические ценности в их реальности и вместе с выдвигаемыми ими требованиями; способ, каким чувство ценности становится значимым для человека; в более узком смысле – нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям. Совесть как изначальное нравственное побуждение является врожденной, но благодаря внешнему влиянию может развиться или заглохнуть.
Сознание – высшая ступень развития психики, присущая только человеку, способность отдавать себе отчет в собственных действиях и поступках, т.е. совокупность чувственных и умственных образов, для которой в нормальных условиях характерно в той или иной мере отчетливое знание того, что я являюсь тем, кто переживает эти образы. Человек не только живет, но и переживает себя как способ существования живого существа (самосознание).
Социализация (от лат. socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализм – термин, первоначально употребленный в политическом лексиконе в 30-х годах XIX века во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма и возникших из него и поэтому родственных ему политико-мировоззренческих направлений понятие «социализм» приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок».
Социальный детерминизм (лат. determinare – определять) – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность социальных явлений.
Структура – (от лат. structura – строение, порядок, связь) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Уже у Канта структура – «положение и связь частей какого-либо организма, образованного с определенной целью».
Структурализм – научное направление в гуманитарном знании, возникшее во Франции в первой половине ХХ века. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. В такой интерпретации понятие структуры характеризует не просто устойчивый «скелет» какого-либо объята, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т.д. путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований.
Судьба – предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т.д. греки гипостазировали судьбу и персонифицировали е в виде Мойры, Тюхе, Ате и т.д. Эта высшая сила может мыслиться и в виде природы и ее закономерности или в виде божества. Современные трезвые мыслители в своих учениях умаляют власть судьбы, не исключая ее, однако, из области переживаний.
Суицид (от лат. sui caedere – убивать себя) – целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства, например, у Сенеки, который покончил с собой после того, как его воспитанник, император Нерон стал проводить в жизнь порочную политику) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей). 10 сентября провозглашён ВОЗ Всемирным днём предотвращения самоубийств.
Сциентизм (от лат. scientia – наука) – абсолютизация роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.
Счастье – состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, идеал, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия. «Высшее возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это достоинство быть счастливым» (Кант. Критика способности сужения).
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знаний. Ко всякому теоретическому познанию, в силу того что теории неизбежно присущ гипотетический элемент, примешивается момент неуверенности; она приобретает вероятностный характер, причем обнаружение каждого согласующегося с этой теорией факта увеличивает степень ее достоверности, а обнаружение факта, противоречащего ей, делает ее менее достоверной, вероятной.
Теософия (от греч. theos – Бог и sophia – мудрость) – божественная мудрость; якобы высшее знание о Боге и тайне божественного творения, достигаемое непосредственным созерцанием. Теософией в таком широком понимании является мистика Бёме, Сведенборга и др. В более узком смысле употреблялась в конце XIX века, когда стали создаваться теософские секты, распространившиеся преимущественно в Азии, в кругах интеллигенции, и проповедовавшие взгляды, которые являлись смесью элементов буддизма и брахманизма, а также идей современного христианства.
Техника (от греч. techne – искусство, мастерство) – способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять; в самом широком смысле слова – совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного, преднаходимого соответственно человеческим потребностям и желаниям. Предпосылкой техники явились познание природы, знания, понимание. Безопасность, улучшение, облагораживание человеческого существования были ее целью.
Труд – как этическое явление есть то же самое, что и участие, затрата, применение: индивид находит себе применение, затрачивает силу, отдает свою энергию. Труд требует выполнения работы и «усердия». Он не только наталкивается на сопротивление вещи, но и отвоевывает себе требуемый результат, выжимает из себя все. Стремление человека направлено к тому, чтобы встать над трудом, овладеть процессом труда. В труде он все время узнает как самого себя, так и вещь: самого себя – в спонтанности примененной энергии, как физической, так и духовной; вещь – в ее сопротивлении этой энергии. Они нераздельно связаны друг с другом, они суть реальный, опыт.
Факт (от лат. faktum – совершившееся, сделанное) – 1) событие; фактический – действительный;. фактичность (в противоположность логичности, логическому, идеальному бытию). Фактор – воздействующий, влияющий; одно из влияющих, определяющих обстоятельств; причина; 2) сделанное, совершившееся; противоположность – cogitatum или dictum – помысленное или сказанное: находящаяся перед нами действительность, то, что признается реально существующим.
Феномен (от греч. phainomenon – являющееся) – явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена.
Философская картина мира – самые общие, базовые представления о мире, о картине мира и чем они обоснованы.
Формация – исторически определенная ступень в развитии человеческого общества, характеризующаяся свойственным только ей способом производства и обусловленными этим способом социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, а также идеологией. Основными общественно-экономическими формациями являются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, осуществление которых является промежуточным причинным членом на пути к цели, которая есть антиципированное представление результата нашего действия (В. Вундт). С ней сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Возможность достижения некоторой цели может предполагаться только постольку, поскольку имеется возможность целеполагающего вмешательства человека в причинно-обусловленные явления природы.
Цивилизация (от лат. civis – гражданин) – следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, о создает важнейшую предпосылку культуры. Освальд Шпенглер противопоставлял цивилизацию как совокупность исключительно технико-механического культуре как царству органически-жизненного, и утверждал, что культура в ходе ее развития низводится до уровня цивилизации и вместе с ней движется навстречу своей гибели. В настоящее время цивилизация – это то, что дает «комфорт», это – удобство, предоставляемое в наше распоряжение техникой.
Человек – высшая ступень живых организмов на Земле. Телесно человек принадлежит к млекопитающим, а именно к гоминидам (т.е. «человекоподобным существам»), ближайшим соседям понгид (человекообразных: гориллы, шимпанзе), и те и др. восходят к третичному периоду. Существа, жившие около 550 тыс. лет назад, начали использовать огонь. О причинах, определивших становление собственно человека, можно высказать только предположения. Путь этого становления раскрывается все яснее благодаря филогенетической антропологии, сравнительной морфологии, физиологии и палеонтологии. Более высокий уровень развития человека по сравнению с животными проявляется в прямой походке, в совершенстве руки как хватательного и производящего орудия, а особенно в увеличении объема мозга и его поверхности. С развитием этих качеств человека связано ослабление его физических функций: притупление остроты чувств, ослабление «закалки» в широком смысле этого слова по отношению к факторам внешнего мира, уменьшение чисто физической силы организма. Что касается души, то в этом плане человек отличается не столько сознанием вообще, сколько осознанием самого себя, своей историчности, своей приближающейся смерти. В то время как поведение животного связано с окружающим миром и направляется инстинктами, поведение человека, напротив, не определяется средой и является свободным. Эта независимость от окружающего мира дает возможность специализировать органы чувств и расширять их функции, создает условия для появления самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления и возникновения совершенно нового явления – памяти и фантазии; на место окружающей среды приходит мир.
Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – развитие, постепенный количественный и качественный переход чего либо из одного состояния в другое; эволюционизм – мировоззрение, которое все рассматривает с точки зрения развития.
Эвтаназия (от греч. eu – хорошо и thanatos – смерть) – помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть по просьбе неизлечимо больного пациента или его родных, чтобы избавить умирающего от мук. Допустимость или недопустимость эвтаназии оживленно обсуждается с точки зрения этики, юриспруденции и религии. Античная философия отмечала требование бесстрашно умереть как (героическую) эвтаназию.
Эзотеризм – философское мировоззрение субъективного познания природы, по утверждению апологетов и лидеров множества течений, доступное лишь ограниченному кругу лиц.
Экзистенция (от лат. exsistentia – существование) – континуум целостного человеческого существования, внутренне ощущаемого и воспринимаемого как индивидуально-личностное собственное бытие в его единстве, непрерывности и уникальности. Понятие экзистенции человека тесно связано с понятием идентичности, самости, жизни.
Экономика – хозяйственная деятельность общества, а также вообще совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Аристотеля, который называет её «естественной наукой».
Эмоции (от франц. еmotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный – относящийся к чувству, продиктованный чувством.