Будущее этничности. Основные прогнозы

Тенденции развития этничности на российском уровне необходимо рассматривать, как уже было отмечено, наряду с общемировыми направлениями развития. Дж. Нэсбитт, П. Эбурдин в их числе выделяют форсированные процессы глобализации (от национальных экономик - к мировой экономике, от индустриального общества — к информационному и др.), но в данном контексте наиболее важно стремление к универсальному образу жизни и культурному национализму. Последний определяется таким тезисом: «Чем больше человечество видит себя единым организмом, тем больше необходимость сохранить индивидуальность, уникальное наследие для каждой культуры земного шара»[45]. В силу сказанного прогнозы неутешительны, так как «сепаратизм, сецессия, ирредентизм, энозис станут важнейшими чертами исторического процесса в ближайшие десятилетия». Исходя из этого, появились прогнозы распада многих государств.

Сегодня положительный прогноз межнациональных отношений, возможность их гармонизации во многом зависит от сохранения РФ и выполнения федеративных договоров, отказа от пересмотра границ, от претензий живущих в России народов, в том числе русского, на развитие собственной государственности. Основные черты межнациональных отношений:

1. Межнациональные отношения в России характеризуются определенной напряженностью. Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим и первую очередь) выступает в качестве мощного ускорителя всех форм «протестного реагирования», «протестных движений» в различных областях общественной Практики, в частности, в области межнациональных отношений. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой государством экономической политики. Все это стимулирует, в конечном счете, центробежные тенденции, сепаратизм, не только национальный, но и региональный, создающий угрозу единству и целостности российского многонационального государства[46].

2. Сегодня наметилась зависимость этнонациональных отношений от вектора развития политических и экономических процессов. При сложившемся раскладе отношений в структуре властных элит и при реализующейся на территории государства стратификации регионов по уровню властных полномочий вероятным кажется сохранение нынешнего состояния со спорадическими проявлениями борьбы, взаимными уступками и компромиссами между центральными и региональными органами. В обстановке резкого ухудшения системных параметров функционирования экономики межнациональные отношения приобретают особую остроту. Дальнейшее усиление неравномерности развития субъектов РФ неизбежно вызовет интенсификацию центробежных тенденций у субъектов, оказавшихся в более выгодном положении с точки зрения социально-экономического и внешнеторгового развития[47].

3. Усиление напряженности в межнациональных отношениях обусловлено многочисленными нарушениями в повседневной жизни прав наций. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что весьма значительной является доля населения, выражающая готовность участвовать в конфликте на стороне своей национальной группы.

4. В современном общественном сознании утвердилось мнение об игнорировании национальных интересов. В случае ухудшения

социальной обстановки в целом это усугубит положение, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании своих интересов любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка своего национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в различных регионах может привести к возникновению синдрома социальной обиды, к расширению масштабов русского национального движения, к более решительному отстаиванию своих интересов и противодействию антирусским настроениям и акциям.

5. В настоящее время конфликтность не является доминирующей чертой межнациональных отношений в России. С конца 1993 г., хотя и сохраняется напряженность в отдельных республиках и регионах, что иногда приводит к кратковременным столкновениям (например, на Северном Кавказе), но этнические отношения характеризуются относительной стабильностью, на первый план выходит социальная напряженность. Однако зоны напряженности при сравнительно небольших ошибках способны быстро трансформироваться в зоны конфликтов.

6. Рост национального самосознания, активизация национальной жизни в различных формах актуализируют историческую память, способствуют обновлению представлений и стереотипов, возникших в прошлые времена, по не потерявших своего значения в межнациональных отношениях сегодня. Заметно усилилось влияние национального самосознания на все стороны общественной жизни, в том числе и на экономическую, что необходимо учитывать при проведении мероприятий, связанных с переходом к рынку.

7. Особенностью межнациональных отношений сегодня стала политизация этничности, когда национальные чувства, этническая принадлежность используются национальными элитами при достижении конкретных политических целей. В условиях политической нестабильности и поляризации общества пропаганда национальных идей может привести на уровне массового сознания к вспышкам национализма, дальнейшему развитию ксенофобии и проявлениям шовинизма.

8. В рамках целевого прогноза мы должны определить, какая ситуация в плане этнических отношений ДЛЯ нас желательна. Итак, стратегической целью национальной политики должно стать сохранение и укрепление единого федеративного российского государства как общей родины народов, исторически живущих на его территории.

Исследователи, анализирующие рассматриваемые здесь проблемы, предлагают предпринять следующие меры.

Во-первых, для разрешении уже проявившихся противоречий между Центром и республиками (регионами) необходимо уточнить административное деление России, максимально приблизить его к исторически сложившимся экономическим районам. Отвергая идею Русской республики, следует поддержать идею укрупнения областей преимущественно с русским населением, их объединения в губернии и уравнения последних в правах с республиками. Такой подход может быть более перспективным, нежели закрепление за определенной национальностью той или иной территории. К тому же потеряют актуальность требования о выравнивании стартовых возможностей регионов в условиях форсированного перехода к рынку, ликвидации явных межэтнических диспропорций, выравнивании уровней развития народов и т.п.[48].

Во-вторых, решение проблем национального суверенитета должно быть связано с идеей национально-культурной автономии. Именно эта форма может быть наиболее эффективной для решения задач развития культуры, языка, обычаев и традиций этнических общностей, повышения их социального статуса в многонациональном сообществе.

В-третьих, необходимо разработать научную концепцию гармонизации межнациональных отношений и соответствующую программу практических действий на переходный период. В основу концепций должны быть положены идеи национального центризма (преодоление крайностей в национальном вопросе во всех аспектах), федерализма (обеспечения фактического равноправия всех национально-территориальных и административно-территориальных границ), межнациональной консолидации с демократизацией межнациональных отношений и всемерным развитием национально-культурных автономий, а также признание и учет национальных И региональных интересов всех субъектов Федерации.

В-четвертых, национальная политика должна стать по своей сути национально-региональной. Региональная консолидация (не противопоставляющая себя российскому Центру) позволяет

обеспечить. приоритет наднациональных ценностей, приближает к пониманию первостепенной важности общенациональной идеи - идеи возрождения России как великого государства. Национальный же суверенитет как воплощение национальной идеи, утверждающей необходимость национальной государственности, бесперспективен.

В-пятых, реализация идеи возрождения России предполагает высокую активность широких слоев населения, людей разных национальностей и конфессий. У конфессий в России есть не только стародавние традиции совместного миротворчества, но и нравственный долг перед пародами, которых они призывают к возрождению.

Следовательно, основными принципами национальной политики должны стать принципы приоритетности мирных и законных политических средств разрешении межнациональных конфликтов, зашиты прав граждан и образуемых ими этнических, религиозных и языковых сообществ, национально-культурное развитие народов РФ, равенства прав и свобод всех граждан вне зависимости от их национальности. Политика межнационального согласия должна занять ведущее место в государственной стратегии развития России.

В результате анализа такого объекта этнографического прогнозирования, как язык, выявлены следующие тенденции будущего развития:

1. Программы развития национальных языков по сути не дают ожидаемых результатов. По статусу они становятся государственными, но реально таковыми не являются. Их функции по-прежнему ограничены сферой быта и традиционной культуры, и по мере отдаления от нее коммуникативную функцию выполняет русский язык.

2. Обучение взрослого населения родному языку практически не приносит успеха по причине невысокой объективной потребности в национальном языке, хватает одного русского. Хотя тенденции включения национальных языков в общественную жизнь могут эту потребность повысить.

3. Можно предположить, что отношение родителей к обучению детей родному языку ограничивается благими пожеланиями, здесь сказывается давление общественного мнения, так как родители не видят надобности в использовании его в будущем, а система образования оказалась неспособной обеспечить качественное преподавание родных языков.

4. Реальное двуязычие, с одной стороны, препятствует практической реализации национального языка как государственного, с другой являясь мощным средством сближения людей, оно приводит к межэтническому согласию, а также препятствует снижению уровня национальной культуры[49].

При рассмотрении миграции как объекта этнографического прогнозирования важно отметить, что ее тенденции и условиях глобализации прямо или косвенно зависят от мировой ориентированности, миграционной политики стран, их потребностей и интересов, динамики численности населения, чрезвычайных ситуаций и международных противоречий и конфликтов. Так, например, России предрекают волну «утечки умов» в силу востребованности странами Западной Европы высококвалифицированных кадров, сложности с «русскими нелегалами» в условиях ограничений некоторых стран па въезд[50].

В отношении миграционных процессов в России необходимо подчеркнуть следующее:

1. В числе важнейших проблем миграции в России необходимо указать проблему вынужденных переселений.

2. Четко определилась тенденция этнической избирательности, т.е. стремления населения к своему этносу, что ведет к национальному изоляционизму.

3. Численность этнически смешанных семей является, показателем стабильности (нестабильности) межнациональных отношений и прямо зависит от миграционных процессов. Прогнозируется увеличение числа таких семей в XXI в.

4. Со временем политика прямого или косвенного вытеснения русскоязычных «инородцев» из бывших республик СССР на территорию России, а также из национально-государственных образований РФ в другие районы России станет не популярной, и постепенно политические факторы перестанут влиять на миграцию русского и русскоязычного населения.

5. Определяющими станут факторы, демографически связанные с принципиально разным характером рождаемости стран Центральной Азии и России[51].

6. В общей социально-экономической ситуации в России и государствах бывшего СССР снижение уровня жизни населения в сочетании с политической нестабильностью и межнациональными конфликтами продолжают оставаться основными причинами эмиграции постсоветские граждан.

7. Все большее влияние на миграцию оказывают различия в экономическом положении и уровне жизни населении России и других стран СНГ, состояние занятости, уровень безработицы. Стали отчетливее тенденции стабилизации и упрочения экономического положения России и российского рубля на фоне СНГ.

8. С предыдущей тенденцией напрямую связана проблема трудовой миграции населения по территории бывшего СССР[52].

9. Слабость миграционной политики обусловила возможность незаконного переселения жителей других республик в Россию. Нелегальная миграция осложняет процессы внешней трудовой миграции. Неконтролируемая деятельность «нелегалов» оказывает негативное влияние на состояние рынка труда и платных услуг, уход от налогов и вовлеченность «нелегалов» в криминальные структуры не только подрывают экономику России, но и стимулируют межэтническую напряженность на почве материального перераспределения благ.

Таким образом, ясно, что если государства СНГ совместными усилиями цивилизованно не будут решать проблемы миграционного обмена, то. напряженность и потенциальная возможность конфликтов различной тяжести будут сохраняться, а возможно, и нарастать. Стихийность миграции, быстрый рост нелегальных эмигрантов, недостаточное стимулирование трудовой миграции, неудовлетворительное решение проблем вынужденных переселенцев требуют разработки мер, способствующих оптимизации миграционных процессов в России.

Распад на пороге XXI в. крупнейшей многонациональной державы — СССР, сочетавшего в форме своего устройства национально-государственные и территориально-административные элементы, привел к всплеску национальных проблем, обострению этнического самочувствия населяющих его пародов. Деформация общегражданского сознания заставила людей искать более стабильные ориентиры, позволяющие преодолеть неуверенность в завтрашнем дне. В подобных условиях инонациональная принадлежность выступила как компенсаторный механизм. Национальные идеи обрели приоритетное значение в соотнесении с общечеловеческими, общегражданскими ценностями.

Естественно, что кризисная ситуация в межнациональных отношениях потребовала незамедлительного своего разрешения, выявления основных причин, детерминирующих ее динамику, обусловила необходимость подробного изучения рассматриваемой проблемы. Многие конфликты удалось предотвратить, однако напряженность в межэтнических отношениях осталась. Но значение конфликтности и напряженности определяется не их массовостью и повсеместностью, а, прежде всего, тем, что любой межэтнический конфликт, даже если он обнаружился только в одной точке, становится огромным дестабилизирующим фактором, задевает, как правило, все федеративное устройство России и в силу этого приобретает политическое значение.

Таким образом, претворение в жизнь эффективной национальной политики стало для государства первостепенной задачей, решение которой во многом зависит от качественного прогноза динамики этничности.

Проблемы национального характера сегодня, в России до сих пор актуальны и определяют судьбу российского общества и социальные отношения в гораздо большей степени, чем может показаться. Во-первых, высок уровень межнациональной напряженности, которая усугубляется нерешенными экономическими и политическими проблемами; во-вторых, меры по возрождению национального языка и культуры не так эффективны, как предполагалось, и русский язык остается основным; в-третьих, стихийность миграционных процессов порождает новые сложности, не последнее место среди которых занимают вопросы «этнонационального» содержания. Можно говорить как о наметившихся негативных, так

и позитивных тенденциях межэтнических взаимодействий. В зависимости от того, какие из них берутся за лидирующие, различными исследователями делится положительный и отрицательный прогноз. Интересно, что российские ученые, находясь в непосредственной близости к рассматриваемым проблемам, настроены более оптимистично, чем зарубежные авторы, предрекающие развал российского государства.

В настоящее время актуальность этнографического прогноза трудно переоценить, так как он выполняет жизненно важные функции:

1) определяя будущую этнополитическую ситуацию в России, меняет мировоззренческие ориентации индивидов, трансформирует в их сознании этнические установки и стереотипы;

2) предусматривая возможные пути развития того или иного объекта, ставит диагноз как настоящему, так и будущему общественному состоянию;

3) опираясь на предшествующий опыт и учитывая взаимообусловленность общественных процессов и явлений, он приобретает кумулятивный и интегративный характер;

4) предостерегая социум от вероятных опасностей, он выполняет профилактическую функцию;

5) способствуя воспроизводству позитивного опыта, совершенствует социальные отношения, определяет меры по их улучшению.

Социальное прогнозирование и, в частности этнографическое, — малоразработанная область знания, но, несомненно, его перспективное развитие очевидно. Только при сочетании знаний «о настоящем и о будущем» возможно управление социальными процессами в целом: предвидеть, чтобы знать, знать, чтобы управлять.

ГЛАВА 10

Наши рекомендации