Основные положения аналитической философии

• Язык — граница мышления и действия. Язык да­ет полнейшую информацию о мышлении и действии.

• Язык имеет логическую форму.

• Значение слова есть факт, который оно обознача­ет (ранний Витгенштейн).

• Значение слова есть его употребление в языковой игре и практической деятельности (поздний Витген­штейн).

• Истинность синтетических предложений проверяет­ся их сопоставлением с фактами (тезис неопозитивизма).

• Истинность синтетических предложений нельзя подтвердить окончательно, но можно проверить неис­тинность синтетических предложений (принцип фаль­сификации).

• Теория имеет гипотетико-дедуктивную структуру.

• В процессе роста научного знания происходят научные революции.

• Добро — это эмоция (тезис неопозитивистов).

• Добро — это предложение, жизненность которо­го определяется последствиями его применения (тезис постпозитивистов).

• Философия не является наукой (тезис неопозити­вистов).

• Философия научна (тезис постпозитивистов).

• Философия — это прояснение содержания языко­вой деятельности человека.

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Программа Постмодернистов

Наш обзор современной философии был бы весьма неполным, если мы прошли мимо постмодернизма. Постмодернизм считается многими экстравагантной

философией. Но число его сторонников неуклонно воз­растает. Крупнейшими постмодернистами являются французские философы Жак Деррида, Жан Лиотар, мно­го сторонников постмодернизма также в США.

Слово «постмодерн» означает после модерна. Фран­цузское слово «модерн» означает современный. Постмо­дерн — это прежде всего философия, которая направле­на против философии Нового времени. Постмодернисты считают, что феноменология, герменевтика, аналити­ческая философия по сути своей не отказались от иде­алов нововременной философии. Постмодернисты гото­вы к самым резким выводам. Они стремятся расшатать все то, что сжимает человека в «объятиях тоталитариз­ма»: жесткие логические схематики, окончательные вы­воды, всяческий поиск устойчивого, преклонение пе­ред авторитетами, властные структуры, в том числе науку и технику, поиск единообразия, насаждение необосно­ванных ценностей, стремление к непременному согла­сию между людьми, умаление эмоционального и чув­ственного, культивирование устаревших эстетических и моральных идеалов.

Призыв постмодернистов таков: больше хаоса, дис­кретности, плюрализма, чувственности, кризиса ав­торитетов, интуитивизма, поиска нестабильности, не­согласия, нигилизма, отсутствия единообразия, иронии по отношению к признанным ценностям, калейдоскопичности, символичности, неустойчивости.

Деррида: метод деконструкции

Как реализовать призыв постмодернистов? Этого мож­но достичь, считают постмодернисты, в определенном

варианте лингвистической философии. Снова в центр философствования ставится язык, но не столько речь, сколько письмо, письменный текст. Имеется в виду, что в речи человек уже определил свою позицию, от него теперь труднее дождаться желаемого плюрализма. Письмо же открыто для самых различных его интер­претаций. С этой целью Деррида как раз и настаива­ет на деконструкции.

Речь идет о том, чтобы разложить на части структу­ры — философские, политические, культурные. Для каж­дого слова надо искать заменители (с этим мы отчасти уже знакомы по семейному сходству слов). Нужно пока­зать, что именно ты усмотрел в данном слове или выска­зывании, при этом широко использовать метафоры, сим­волы, описания слов в словарных статьях.

Суть философствования Дерриды состоит в выска­зывании того же самого, но в другой форме — в пере­писывании мысли. Переписывать следует «в слове, которое оказалось бы и более красивым. Когда я гово­рю об этом написании другого, которое окажется более красивым, я, очевидно, понимаю перевод как риск и шанс поэмы». Иными словами, рискуй в поисках кра­соты. К этой точке зрения близок другой француз­ский философ, Ролан Барт, который понимал текст как «никакой власти, немного знания, толика мудрости и как можно больше ароматной сочности». Короче, текст должен доставлять удовлетворение, наслаждение.

Лиотар: этика и эстетика возвышенного

Новейшие постмодернисты сближают этику с эсте­тикой. Их философия ориентирована эстетически. Ли-

отар, один из лидеров постмодернизма, развивает в этой связи своеобразно понятую эстетику возвышен­ного. Возвышенное понимается как единство удовольст­вия и боли, сотворение непредставимого. Эстетика возвышенного состоит, по Лиотару, в том, чтобы «зри­мыми представлениями намекнуть на непредставимое». Увидеть можно красивое и прекрасное, но не возвышен­ное. Квадрат Малевича не является иллюстрацией к ге­ометрии, он намекает на то неуловимое, которое как раз и вызывает чувство возвышенного.

Постмодернизм давно завоевал себе право на суще­ствование, особенно в мире искусства. Постепенно он проникает и в мир науки и техники, прежде всего туда, где имеют дело с многозначимостью (в этой свя­зи мы предлагаем компьютерфэнам поразмыслить над тем, что представляет собой гипертекст, гиперсреда, ги­перпространство и так называемая виртуальная ре­альность: все больше нелинейных связей, все больше мнимого).

Наши рекомендации