Образовательные технологии. При освоении учебного материала курса «Философия» используются преимущественно активные и интерактивные образовательные технологии
При освоении учебного материала курса «Философия» используются преимущественно активные и интерактивные образовательные технологии, способствующие созданию атмосферы свободной и творческой дискуссии как между преподавателем и студентами, так и в студенческой группе.
Целью при этом является выработка у студентов навыков и компетенций, позволяющих самостоятельно вести исследовательскую и научно-педагогическую работу.
Чтение лекций по данной дисциплине предполагает большой объем теоретического материала, включающего значительное количество абстрактных категорий, поэтому в структуре лекционного материала необходимо уделять внимание определениям философских понятий, развитию точности философского мышления.
В силу исторической обусловленности и ценностной направленности философского знания целесообразно указывать на специфику социальных условий формирования философских теорий и направлений, представлять неоднозначность теоретических оценок как необходимую особенность развития философии.
Отдельные темы курса, содержащие большее количество конкретного материала, целесообразно читать с использованием мультимедийных презентаций. Они позволяют четко структурировать объем лекционного материала, иллюстрировать лекцию схемами и таблицами, предоставляя возможность их копирования студентами для самоподготовки и подготовки к экзамену. Слайд-конспект курса лекций включает более 100 слайдов. Презентация позволяет преподавателю экономить время, затрачиваемое на написание на доске терминов, имен, схем, что дает возможность увеличить объем излагаемого материала. Кроме того, презентация позволяет очень хорошо иллюстрировать лекцию не только схемами и рисунками, которые есть в учебном пособии, но и полноцветными фотографиями, рисунками, портретами философов и т.д. Электронная презентация позволяет отобразить материал в динамике, что позволяет улучшить его восприятие.
Методы, рекомендуемые для использования на лекционных занятиях:
1) Прочитать лекцию на небольшой фрагмент лекционного материала.
2) Объяснить на лекции другим студентам суть главных принципов излагаемых на лекции концепций и моделей.
3) Создание проблемных ситуаций, формулирование проблемных вопросов в процессе лекции, позволяющих большинству слушателей подключиться к эвристическому поиску.
Проведение практических занятий целесообразно строить следующим образом:
1. Вводная часть преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Беглый опрос пройденного и текущего лекционного материала.
3. Обсуждение вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение.
4. Обсуждение докладов и рефератов, подготовленных студентами.
5. Проверка знаний студентов путем тестирования или письменного ответа на вопросы (при необходимости).
6. Формулирование и закрепление основных теоретических и практических выводов из рассматриваемого материала.
Проведение 50 % практических занятий предусматривает активные формы обучения. Среди них могут быть формы научно-теоретического творчества (коллоквиумы, конференции, творческие задания и эссе), игровые творческие технологии обучения (диспуты, сократические диалоги, «мозговой штурм», «защита идей», и т.д.). Они позволяют выявить и раскрыть творческий потенциал студентов, реализовать индивидуальный подход к обучению, максимально содействовать формированию навыков самостоятельного мышления, личностному пониманию философских проблем.
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк вопросов и заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. По результатам опроса следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на некоторых занятиях каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.
По материалам модуля или раздела целесообразно подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем студентам, которые хотят повысить оценку за текущую работу.
Методы, рекомендуемые для использования на практических занятиях:
1) Организовать дискуссию на семинарских занятиях на определенную тему.
2) Творчески осмыслить изучаемый материал в выборе направления личных интересов в правоведении.
При организации внеаудиторной самостоятельной работы по данной дисциплине преподавателю рекомендуется использовать следующие ее формы:
· подготовка и написание рефератов, докладов и других письменных работ на заданные темы.
· выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это подбор и изучение учебной и дополнительной литературы; подбор материала по отдельным разделам курса в сети Интернет.
Методы, рекомендуемые для использования в индивидуальной работе со студентами:
Подготовить тезисы доклада, выступления или сообщения на тематику данной дисциплины в научном студенческом обществе Академии, на заседании философского кружка или на других научных мероприятиях, включая кафедральные и межкафедральные конференции.
Также используются:
— методика «малых групп»;
— рецензирование учебных пособий;
— методика презентаций проектов;
— «кейс-стадии»;
— технология портфолио;
— дистанционные технологии;
— Интернет-конференции;
— встречи с ведущими философами и правоведами.
Аудиторные занятия, проводимые в интерактивной форме «И»(Использование интерактивной модели обучения), предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутам).