Проблема времени и проблема развития
Диалектика как концепция развития.
Законы диалектики.
Недостатки диалектики и ее альтернативы.
Проблема времени является одной из самых фундаментальных проблем философии и культуры в целом. Понимание этой проблемы тесно связано с описанием конкретной реализации времени. Само время мы воспринимаем исключительно через восприятие изменений, происходящих вокруг нас, поэтому с первых шагов своего становления философия задалась вопросом “как происходят изменения?”. Одним из первых на этот вопрос ответил Гераклит Эффеский, согласно которому всякое изменение происходит через борьбу противоположностей. Позднее этот поход был назван диалектикой и соответственно Гераклита можно считать ее основателем. Согласно ему, всякое изменение происходит под действием двух противоположных начал, которые переходят в друг друга, но в целом любые изменения носят циклический характер. В поздней античности и средние века понятие диалектики немного трансформировалось и под ней стали понимать динамическое развитие мысли. Но не позднее средневековье, не поздняя античность не внесла существенного вклада в развитие диалектики, как это было сделано Гераклитом и, в определенной степени, Сократом и Платоном. Существенный вклад в развитие диалектики внес Гегель, он переформулировал диалектику как новый тип логики, сохранив основную идею о развитии через единство и борьбу противоположностей. Диалектическую логику, которую он создал можно рассматривать как альтернативный вид логики отношению к формальной логике Аристотеля. Ядром его логики является 3 закона диалектики:
1. Закон единства и противоположностей
2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
3. Закон отрицания отрицания
Смотреть Гегель!
Диалектическая основа Гегеля создавалась для описания процессов мышления вообще и в таком качестве выглядела несколько несуразно.
Развитие диалектики было продолжено марксизмом, который взял ее как методологию и применил к описанию природных и социальных процессов, создав соответственно диалектический материализм и исторический материализм. В 20 веке этот подход показал себя достаточно эффективным, однако, во второй половине 20 столетия начали сказываться определенные недостатки и в гегелевской методологии, и в интерпретации марксизма. Эти недостатки были обусловлены прежде всего самим философским подходом, направленным на поиск и утверждение всеобщих и универсальных законов развития, а, кроме того, с верой в обязательный линейный прогресс. Все это вместе вызвало необходимость появления альтернативных концепций развития, причем желательно, чтобы эти концепции опирались не только и не столько на философию, сколько на уже достаточно развитое естествознание. Одной из таких концепций в естествознании является синергетика. Она создана для открытых неравновесных химических систем, однако, ее положения могут быть обобщены на другие открытие неравновесных систем (открытый - через них осуществляется проток энергии; неравновесные - значит сложно структурировать). Основной тезис синергетики заключается в том, что открытая неравновесная система способна развиваться (усложняться) только при наличии у нее энергетического потока (вход и выход энергии), при этом развитие осуществляется и закономерным, и случайным образом. Точки, в которых основную роль играет случай называются точками бифукации, а от одной такой точки к другой система развивается закономерно. Такой подход более адекватен реальности, хотя не является единственно возможным в понимании процессов развития, процессов изменения и в целом временных процессов.