Формирование понятия материи
В истории философии понятие материи возникло в
связи с попытками древних мыслителей объяснить един-
ство мира. Многоликость и гармония окружающего уже в
античности породили стремление найти устойчивую, со-
храняющуюся при любых изменениях конечную основу
многообразных вещей и явлений - субстанцию. Отожде-
ствляя ее с веществом, материалисты прошлого искали
субстрат, или первоматерию, из элементов которой обра-
зуются все вещи. Так, ионийская философия (VII - VI вв.
до н.э.) пыталась свести бесконечное многообразие види-
мого мира к одному общему конкретному началу: Фалес -
к воде, Анаксимен - к воздуху, Гераклит - к огню. Однако
тот факт, что каждый философ признавал свое особое на-
чало, опровергал принципиальную установку ионийской
школы. Любое из начал казалось одинаково правомерным
и нельзя было выделить предпочтительное. В то же время
ни одно из них не было достаточным для объяснения
всего существующего.
В поисках более адекватного описания мира сле-
дующее поколение древнегреческих материалистов при-
ходит к признанию множественности начал. Такими на-
чалами Эмпедокл считал четыре элемента - огонь, воздух,
воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые
враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии -
"семена" всевозможных веществ - так же качественно раз-
нообразны, как и вещества природы. Новой синтезирую-
щей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к
одному единому, явилось атомистическое учение Левкип-
па, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах бы-
ло одним из самых плодотворных завоеваний человече-
ской мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая
идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объ-
яснить множество природных процессов. Достаточно
вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молеку-
лярно-кинетическую теорию тепловых процессов, перио-
дическую систему Менделеева и др. Да и сегодня трудно
представить развитие различных областей естествознания
без атомистики. Важно заметить, что атомистическая
концепция материи выходит за рамки только вещного,
субстратного толкования ее. Она содержит и другую
идею, которая получила развитие в Новое время. Это -
идея общности свойств и физического строения материи.
В рамках учения о материи как субстанции филосо-
фы Нового времени акцентировали свое внимание на ее
атрибутивных свойствах. Сущность материи ими виделась
не столько в телесности, как определяющем ее признаке,
сколько в таких свойствах, как протяженность, твердость,
непроницаемость, инертность, плотность и т.п. Так, родо-
начальник английского материализма Ф. Бэкон, в целом
высоко оценивая античных материалистов, полагал, что
они не правы, когда за основу принимают нечто частное и
тленное. Принцип всех вещей, считал он, должен обладать
свойствами универсальности и неуничтожимости. Дж. Локк
связывает идею материи с протяженной плотной субстан-
цией. Подобные взгляды развивает и М. Ломоносов, пола-
гая, что такие качества, как протяженность, сила, инерция,
фигура, движение вполне достаточны для характеристики
сущности материи. Вместе с тем материалисты Нового вре-
мени не ограничиваются в трактовке материи лишь ее свой-
ствами, они говорят и о субстрате ("началах", "элементах",
"корпускулах", "атомах") как их носителе. Таким образом,
материалистическая традиция в истории философии исхо-
дила в основном из двух принципов - материя рассматри-
валась или как всеобщая вещественная основа, или как со-
вокупность специфических свойств. Правда, часто оба
принципа воплощались в одной ее модели, которую можно
назвать субстратно-атрибутивной. Такого рода представления,
однако, не позволяли выразить понятие материи в непроти-
воречивой форме. Получалось, что каждое последующее от-
крытие, коренным образом изменявшее представление о
свойствах и строении конкретных веществ, "разрушало", ка-
залось бы, установившееся понятие материи.
Но следует сказать, что в этот, более чем двухты-
сячелетний, период развития философии наметились и
зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий фило-
соф Анаксимандр рассматривал первоосновой всего
существующего бесконечную неопределенную и бес-
предельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию -
"апейрон". Преодолеть бытовавшие долгие столетия
подмену понятия материи одним из ее видов удалось
французскому материалисту Нового времени П. Голь-
баху, который полагал, что "по отношению к нам мате-
рия вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь
образом на наши чувства, а качества, приписываемые
нами различным веществам, основываются на различ-
ных... изменениях, производимых в нас этими вещест-
вами" (17. С.84-85). Если у Анаксимандра трактовка
материи была лишена чувственной конкретности пер-
вовещества, то в определении П. Гольбаха мы встреча-
емся с принципиально новым подходом - понимание
материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение
такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом
истолковании материи.