Глава 2. Понятия пространства, времени и материи.

Т.Я.ДУБНИЩЕВА

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по социально-экономическим специальностям

6-е издание, исправленное и дополненное

Глава 2. Понятия пространства, времени и материи. - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 3

Глава 1, Логика познания и методология естественных наук.............. 7

1.1.Наука — часть культуры....................................................................... 7

1.2. Формирование критерия научности.................................................. 13

1.3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18

1.4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира» ....26

1.5. Математическая научная программа в развитии.......................... 31

1.6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция»............. 33

1.7. Оценки научных успехов и достижений........................................... 37

1.8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39

Глава 2. Понятия пространства, времени и материи.

Фундаментальные взаимодействия........................................................ 44

2.1. Понятие «пространство»....................................................................... 44

2.2. Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний 48

2.3. Понятие «время» в своем развитии..................................................... 56

2.4. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени 60

2.5. Структурные уровни организации материи................................... 68

2.6. Понятие «поле». Уравнения Максвелла.

Свет — электромагнитная волна....................................................... 71

2.7. Типы фундаментальных взаимодействий в физике....................... 76

2.8. Попытки построения Теории Всего Сущего................................... 80

Глава 3. Мироздание в свете классической механистической

парадигмы.................................................................................................. 89

3.1. Модель материальной точки и законы классической механики 89

3.2. Масса инертная и гравитационная. Принцип эквивалентности.... 94

3.3. Движения планет и законы Кеплера.................................................. 96

3.4. Закон всемирного тяготения................................................................ 98

3.5. Связь законов сохранения со свойствами пространства

и времени................................................................................................ 104

3.6. Колебания и волны в природе и их описание. Гармонический осциллятор 108

3.7. Распространение звука в средах и реакция организма

на звуковые волны............................................................................... 115

3.8. Описание волновых процессов. Типы и свойства волн.
Спектр и его анализ............................................................................. 118

3.9. Эффект Доплера, его исследование и значение для науки.... 122
3.10. Явление резонанса. Резонансы в движении планет.................... 126

Глава 4. Концепции классической термодинамики

и статистической механики........................................................... 131

4.1.Теплота, температура и механический

эквивалент теплоты.............................................................................. 131

4.2. Понятие «внутренняя энергия».

Первое начало термодинамики........................................................ 136

4.3. Преобразование тепловой энергии

в механическую работу...................................................................... 140

4.4. Понятие «энтропия».

Суть спора о «тепловой смерти Вселенной»................................ 143

4.5. Начала термодинамики. Энтропия и вероятность.

Принцип Больцмана............................................................................. 148

4.6. Микро- и макропеременные в описании систем. Основные модели 151

4.7. Основные положения молекулярно-кинетической теории

и эмпирические газовые законы....................................................... 153

4.8. Связь параметров газа с его микроструктурой. Распределение Максвелла 155

4.9. Распределение частиц газа во внешнем поле

и в атмосферах планет........................................................................ 159

4.10. Понятие «флуктуация» и точность измерений.............................. 161

4.11. Процессы обратимые и необратимые. Принцип локального равновесия 163

Глава 5. Концепции строения и корпускулярно-волновой дуализм

материи...................................................................................................... 169

5.1. Ограниченность законов классической оптики. Измерение скорости света 169

5.2. Волновые свойства света. Спектр электромагнитного излучения 176

5.3. Явление дисперсии сред и доказательство материального единства мира 181

5.4. Законы теплового излучения, кризис классической

теории и появление квантовой гипотезы........................................ 185

5.5. Открытие электрона и радиоактивности. Рождение представлений о сложном строении атома 189

5.6. Планетарная модель строения атома. Современная наука

и постулаты Бора................................................................................. 193

5.7. Корпускулярные свойства света. Фотоны Эйнштейна и доказательство их реальности 199

5.8. Поглощение и испускание квантов света. Спонтанное и вынужденное излучения 202

5.9. Корпускулярно-волновые свойства вещества и значение их открытия 204

Глава 6. Концепции взаимодействий и структур в микромире......... 208

6.1. Описание движения микрочастиц. Принципы дополнительности и причинности 208

6.2. Принципы соответствия и неопределенности.
Роль прибора и процесса измерения в квантовой

механике.................................................................................................. 213

6.3. Строение химических элементов и понимание Периодической таблицы Менделеева 218

6.4. Радиоактивные элементы и возможности превращения элементов 224

6.5. Представления о строении атомного ядра.................................... 234

6.6. Элементарные частицы и проблема поиска

«первичных объектов»........................................................................ 239

Т.Я.ДУБНИЩЕВА

КОНЦЕПЦИИ

СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Допущено

Министерством образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по социально-экономическим специальностям

6-е издание, исправленное и дополненное

Глава 2. Понятия пространства, времени и материи. - student2.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................... 3

Глава 1, Логика познания и методология естественных наук.............. 7

1.1.Наука — часть культуры....................................................................... 7

1.2. Формирование критерия научности.................................................. 13

1.3. Методы естествознания, всеобщность его законов. Системный подход 18

1.4. Понятия «научная программа» и «научная картина мира» ....26

1.5. Математическая научная программа в развитии.......................... 31

1.6. Понятия «научная парадигма» и «научная революция»............. 33

1.7. Оценки научных успехов и достижений........................................... 37

1.8. Современная научно-техническая революция: достижения и проблемы 39

Глава 2. Понятия пространства, времени и материи.

Фундаментальные взаимодействия........................................................ 44

2.1. Понятие «пространство»....................................................................... 44

2.2. Масштабы расстояний во Вселенной. Методы оценок размеров и расстояний 48

2.3. Понятие «время» в своем развитии..................................................... 56

2.4. Временные масштабы во Вселенной. Методы измерения времени 60

2.5. Структурные уровни организации материи................................... 68

2.6. Понятие «поле». Уравнения Максвелла.

Свет — электромагнитная волна....................................................... 71

2.7. Типы фундаментальных взаимодействий в физике....................... 76

2.8. Попытки построения Теории Всего Сущего................................... 80

Наши рекомендации