Фундаментальные понятия о материи

План семинара: Вопросы к семинару
1. Понятие движение. Движение и развитие 1. Определения и признаки движения.. 2. Движение, эволюция, развитие – особые процессы, универсальные формы существования материи. Охарактеризуйте каждый из них как процесс и как форму. 3. Рассмотрев основные свойства и признаки движения материи приведите пример из жизни, науки или производства на каждый из них.
2. Формы и виды движения. Классификация наук по формам и видам движения. 1. Что являлось признакам классификации науки в разное время? 2. Ознакомьтесь с формам и видам движения вещества и видами взаимодействия. Мы условно пронумеруем их: Видами взаимодействия: 1) Ядерное (сильное); 2) электромагнитное; 3) слабое; 4) гравитационное; Формы движения вещества: 5) движение микрочастиц; 6) внутреннее движение элементарных частиц; 7) внутриядерная форма движения; 8) внутриатомная форма движения; 9) внутримолекулярная (химическая) форма движения; 10) жизнь (реакция) белковых тел; 11) движение макротел; 12) меж- и внутригалактические формы движения; 13) внутризвездная форма движения; 14) внутрипланетарная форма движения; 15) движение планетных сфер (биосфера, тропосфера); 16) коллоидные формы движения; 17) жизнедеятельность организма; 18) общественная (социальная) жизнь; Виды движения материи: I. Взаимопревращение поля и вещества: 19) превращение поля в вещество; 20) превращение вещества в поле; II. Движение синтеза: 21) элементарных частиц; 22) ядер; 23) атомов (или молекул); 24) молекул (макромолекулы, полиномы, ДНК); 25) синтез белковых тел (например, простейших животных); III. Движения - перемещения:26) механическое движение молекул; 27) квантово-механическое движение (электронов в ионном остове кристаллической решетки); 28) тепловое движение микрочастиц; 29) жизнь человека (эмоциональная - движение чувств, интеллектуаль­ная - движение рассудка и разума, волевая - формирование решимости к действиям). 3. Общепринято классифицировать науки в основном по формам и видам движения материи. Какую классификацию наук формам и видам движения материи Вы можете привести? 4. Используя нумерацию, запишите какие науки изучают перечисленные виды и формы движения (физика, астрономия, химия, биология, гуманитарные и общественные науки (включая экологию и психоло­гию)? Какие из них присущи развитию человека? Ответ обоснуйте.
3. Структурные уровни организации материи 1. Определите что такое вещество и поле, элементарные частицы? 2. По обобщенному плану изучения структурных объектов и видов материи раскройте понятия вещество и поле, элементарные частицы. 3. Приведите примеры структурной организации материи.
4. Структурность и системность материи. 1. Структурность и системность – неотъемлемые свойства материи. 2. Системная организация в живой и неживой Природе.
5. Микро-, макро- и мегамиры. 1. Современные научные представления о микромире, макромире и мегамире. 2. Как изменялись представления о микромире, в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)? 3. Как изменялись представления о макромире в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)? 4. Как изменялись представления о мегамире в разные периоды развития науки (Античность, средние века, Новое время, Просвещение, XIX век, современность)?


Тема 3. Пространство, время, принципы относительности

Занятие 1. Этапы развития физической картины мира. Структурные элементы механической картины мира (МКМ

План семинара: Вопросы к семинару
1. Этапы развития физической картины мира. 1. Каковы, по Вашему мнению, три наиболее важных открытия в физике и почему? (здесь речь идет об общих концепциях, и всей истории физики, а не только XX века). 2. Каковы, по Вашему мнению, три наиболее важных конкретных открытия в физике и почему? (речь идет о всей истории физики). 3. Назовите имена ученых физиков внесших наибольший вклад в развитие физики. 4. Какая теория лежит в основе механистической картины мира? 5. Что нового вносит механистическая картина в по­нимание и объяснение природы? В чем состоят преимущества и недостатки механистической кар­тины мира? 6. Какая связь существует между механицизмом и метафизическим способом мышления?
2. Система идей ФКМ. 1. Самостоятельная работа: «Система идей современной физической картины мира» [5, с. 34-35]. 2. Какие из этих «физических» идей можно обобщить на другие естественные науки? (приведите примеры).
  Примеры из
Система идей современной физической картины мира Астрономии Химии Биологии Экологии Психологии
1 ……          
….18          

3. Какие пословицы и поговорки о физических явлениях, законах Вы знаете?



3. Структурные элементы механической картины мира (МКМ). Механика как теория. Законы Кеплера и тяготения Ньютона 1. Программированное упражнение по механике 2. Как рассматривались понятия времени и про­странства в классической механике? 3. Приведите формулировку принципа относитель­ности для законов механики 4. По обобщенному плану изучения теории рассмотрите механику как научную теории. 5. По обобщенному плану изучения закона рассмотрите законы Ньютона и Кеплера.
4. Общая структура электродинамической картины мира (ЭДКМ). 1. Какой новый вклад в картину мира вносит элек­тромагнитная теория? 2. В чем состоят особенности революции естество­знания в конце XIX — начале XX вв.?
5. Роль и МКМ и ЭДКМ в развитии современного естественнонаучного стиля мышления (его принципов и черт). 1. Что нового вносит специальная теория относи­тельности в прежний принцип относительности классической механики? 2. Как изменяется характер времени в движущейся и покоящейся инерциальных системах отсчета? 3. Чем отличается поле тяготения от других физиче­ских полей? 4. Почему инертная масса равна тяжелой массе?
6. Характерные особенности квантово-полевой картины мира. 1. Двойственный мир классической физики: вещество и поле как виды материи 2. Элементарные частицы как глубинный уровень структурной организации материи 3. В чем изменились взгляды на природу в связи с исследованием процессов в микромире? 4. Как изменились научные представления о мире после возникновения научно-технической рево­люции?
7. Квантово-космологическая картина мира (основные положения и роль в современной естественнонаучной картине мира). 1. В чем заключается системный взгляд на мир? 2. Обоснуйте, в чем заключаются сильные и слабые стороны квантово-космологической картины мира? 3.Как сказал Стивен Хокинг, вероятность того, что мы найдем (создадим) полную единую теорию в течение ближайших 20 лет, составляет 50%. Согласны ли Вы, что конец теоретической физики уже виден? О какой единой теории идет речь? 4.Каковы, по Вашему мнению, конкретные важнейшие нерешенные проблемы в различных областях физики? 5. В чем состоит переход от физики необходимого к физике возможного?

Наши рекомендации