Лекция Тема 4. Гносеологические идеи И. Канта и Г.Ф. Гегеля
Иммануил Кант (Kant)
(1724—1804)
В творчестве Канта различаются два периода: докритический(до 1770 г.)и критический.В докритический он в основном занимался проблемами естествознания, в критический им была сформулирована его философская доктрина критицизма.
Основные труды:
Докритический период:«Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «О причинах землетрясений» (1756), «Теория ветров» (1756), «Физическая монадология» (1756), «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма» (1762), «Наблюдения над чувствами прекрасного и возвышенного» (1764), докторская диссертация «О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира» (1770).
Критический период: «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей
метафизике, могущей появиться как наука» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Религия в пределах только разума» (1793), «Трактат о вечном мире» (1795).
Докритический период:
• разработал небулярную теорию происхождения солнечной системы, согласно которой солнце и планеты сформировались под влиянием силы притяжения из огромного газообразного облака пыли; переформулированная Лапласом в работе «Изложение системы мира» (1796), эта теория получила широкое признание в XIX в. под названием «гипотеза Канта — Лапласа»;
• доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.
Критический период — учение о «чистом разуме» - проблемы гносеологии.
Находясь в рамках чистого разума, мы можем быть уверены в существовании объектов только двух типов: внешнего мира и человеческого сознания. При этом существование нашего сознания для нас очевидно (вспомните декартовское «Мыслю, следовательно, существую»), а о существовании объектов внешнего мира мы знаем благодаря данным наших органов чувств, в которых фиксируется нечто, приходящее в сознание извне. Так как все, что мы знаем об объектах внешнего мира, — это их образы, отражения, явления в нашем сознании, то теоретический разум должен отличать сами эти объекты от их проявления в нашем сознании. Поэтому Кант вводит следующие понятия.
«Вещь-в-себе» (ноумен) | Объект внешнего мира (или весь мир в целом) такой, какой он существует сам по себе. Трансцендентнаясущность, т.е. находящаяся за пределами нашего возможного опыта,поскольку в опыте и в теоретическом познании (осмысляющем опыт) мы всегда имеем дело лишь с явлением. | |
«Вещь-для-нас» (феномен) | Образ (явление) объекта внешнего мира (или всего мира в целом), существующий в нашем сознании. | |
Центральная проблема чистого разума. Всякое знание о мире, которым мы обладаем, выражается в суждениях (предложениях).
Суждения делятся на:
аналитические (суждение об объекте, содержащееся в понятии) и синтетические (суждение об объекте, не содержащееся в понятии);
априорные (предшествующие опыту и не зависящие от него) и апостериорные (описывающие это опытное знание).
Как возможны синтетические априорные суждения?– центральная проблема философии Канта.
Познавательные способности человека бывают трех типов: чувственность, рассудок, разум. Каждый тип соответствует определенной сфере знания.
Познавательные способности человека
Вид познавательной способности | Характеристика | Сфера знания |
Чувственность | Способность к ощущениям (чувственным созерцаниям) (Когда наши органы чувств получают какие-то ощущения из внешнего мира, то на уровне чувственного познания эти ощущения за счет пространства (априорной формы внешнего восприятия) организуются так, что нам представляется, будто объекты расположены в пространстве определенным образом один относительно другого и что эти объекты сами имеют определенные пространственные характеристики (длину, ширину, глубину) | Математика (арифметика и геометрия) |
Рассудок | Способность к понятиям и суждениям (В процессе познания происходит соединение (синтез) чувственного созерцания с категориями рассудка во времени (априорная форма внутреннего чувственного созерцания) Всего категорий 12 и принадлежат они только рассудку. Законы естествознания получают форму всеобщих и необходимых, т.е. синтетических априорных, суждений. Важнейшей предпосылкой такого синтеза является единство нашего сознания. Любые природные объекты рассудок мыслит как подчиняющиеся трем законам, принадлежащим самому рассудку, а не объектам внешнего мира, а именно: закону сохранения субстанции, закону причинности, закону взаимодействия субстанций. | Теоретическое естествознание |
Разум | Способность к умозаключениям, доводящим до «идей». Разум образует три идеи (понятие о безусловном , то , что не может быть воспринято чувствами в опыте): • идею о душе как обусловленных психических явлений; •идею о мире как безусловной бесконечности ряда причинно обусловленных явлений (причин и следствий); •идею о Боге как безусловной причине всех обусловленных явлений (не может быть доказано, является предметом веры). | Метафизика (теоретическая философия) |
Таким образом, исходная реальность по Канту – всеобщие и необходимые формы сознания субъекта. В соответствии с ними философ структурно представил свою систему. В первом столбце приведены три способности души, других способностей у души не существует. Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом он будет добиваться желаемого. Разум
— это высшая познавательная способность души.
Способности души в совокупности | Познавательные способности | Априорные принципы | Применение их к | Получаемые суждения | Основные ценности |
Познавательная способность | Рассудок | Закономер-ность | Природе | Теоретические | Истина |
Чувства удовольствия и неудовольствия | Способность суждения | Целесооб-разность | Искусству | Эстетические | Красота |
Способность желания | Разум | Конечная цель | Свободе | Практические, или нравственные | Добро |
В «Критике чистого разума» Кант формулирует четыре антиномии (неразрешимые противоречия), к которым человек приходит, пытаясь мыслить о всеобщем, выходящим за пределы его опыта. Для построения антиномий он выбирает самые фундаментальные характеристики бытия, которые со времен античности были предметом обсуждения и спора в философии. Противоречащие друг другу суждения могут быть либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Каждая антиномия строится как пара противоречивых предложений: тезис и его отрицание — антитезис.
Тезис | Антитезис |
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. | 1. Мир имеет начало во времени и не ограничен в пространстве. |
2. Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из простого. | 2. Ни одна вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. |
3. Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность. | 3. Нет никакой свободы, все в мире совершается только по законам природы. |
4. К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность. | 4. Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности — ни в мире, ни вне мира — как его причина. |
«Критика практического разума» исследует проблемы этики (должного человеческого поведения). Это учение отвечает на второй фундаментальный вопрос: «Что я должен делать?» Учение о «чистом разуме» оказывается при этом теоретическим фундаментом, необходимым для построения и обоснования «практического разума».
К центральным проблемам этики Канта (как и всей этики эпохи Просвещения) относятся проблемы свободы и необходимости. Человек, с одной стороны, есть одно из «явлений» («вещей-для-нас») в мире природы и, как и любое явление, подчинен необходимости, Но человек принадлежит к числу умопостигаемых «вещей-в-себе», есть субъект нравственного сознания и потому свободен. Отсюда человек выступает как необходимая сущность (явление) в одном отношении и как свободная сущность («вещь-в-себе») — в другом. Он вводит понятия императивов (велений) практического разума.
Гипотетический императив (феноменальный) | Категорический императив (ноуменальный) |
Носит исторический характер, реализует практические цели, является социально одобряемой нормой поведения, но не является нравственным. | Является подлинно нравственным, не преследует никакие цели, абсолютно свободен и независим, является высшим принципом моральности и достоинством человека. |
Георг Вильгельм Фридрих (Hegel)
(1770—1831)
Немецкий философ, создатель последовательной и развернутой системы объективного идеализма,причем построение этой системы ведется им посредством метода идеалистической диалектики.Основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1822) и др.
Гегель понимает реальность (или бытие в целом) как некую абсолютную идеальную сущность, которую он называет Абсолютом. Важнейшее свойство Абсолюта — творческая активность, развитие, развертывание (лат. evolutio). В своем развитии Абсолют проходит различные стадии, проявляясь или развертываясь в различных формах существования и стремясь при этом к своей высшей цели — к самопознанию. Благодаря своему мышлению человек обнаруживает одинаковость (тождественность) субъекта и объекта. Эту тождественность, общность Гегель называет идея. Абсолютная Идея – это разум, сфера мышления, но не отдельных людей, а всеобщее природного и духовного. Абсолютная Идея деятельна, стремится к истине. Истина постигается в процессе деятельности.
Диалектика
Впервые было четко сформулировано понятие диалектики. Диалектика,по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Абсолютного духа (идеи) и сотворенного им окружающего мира.
Смысл диалектики в том, что:
-все есть Абсолютный дух. Следовательно, человек, предметы, явления и процессы окружающего мира содержат в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
- данные начала (стороны единого бытия и Абсолютного духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
- единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитиепроисходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
-существует определенный тезис(утверждение, форма бытия);
- данному тезису всегда находится антитезис— его противоположность;
- в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез— новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
- данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Например:
В качестве самого первого тезиса,- с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис — "небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают синтез - "становление", который
является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме.
По Гегелю, противоречие — не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их единства и борьбы развитие невозможно. 4. В своих исследованиях Гегель стремится понять:
- философию природы;
- философию духа;
- философию истории;
- а значит, и их сущность.
В результате, Гегель сформулировал 3 закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития).
2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение).
3. Закон отрицание отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания отрицания является спираль.
Энциклопедия философских наук
Философия есть постижение мира в идеях. Итак, согласно Канту, идеи существуют в сознании, а согласно Гегелю — в мире.
Гегельстроит систему идей, в которой старается вывести из одной идеи следующую. Все это означает, что философия оказывается наукой идей, самой универсальной логикой, логикой движения идей, диалектической логикой.
Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее. Не всякое противоречие есть заблуждение. Противоречие есть сущность, корень движения идей, то, что вынуждает человека восходить от одной идеи к другой, все более и более содержательной, богатой, не абстрактной, а конкретной.
Деятельность Идеи возможна потому, что ей присуще диалектическое противоречие (тезис-антитезис-синтез), отрицание самой себя, развитие. В своем существовании и развитии Абсолютная Идея проходит три этапа: 1) внутреннее саморазвитие Идеи; 2) самообъективирование ее в природу и человека; 3) самопознание через человека и общество. Соответственно этому система Гегеля включает в себя три части:
– Логику;
– Философию Природы;
– Философию Духа.
Стадии развития Абсолютной Идеи и структура философии
Стадия развития | Характеристика | Части философии |
Абсолютная идея | «бытие-в-себе» | логика |
Природа | инобытие, или «бытие-для-другого» | философия природы |
Дух | «бытие-в-себе-и-для-себя» | философия духа |
На каждой стадии своего развития Абсолют проходит еще несколько этапов развития, что определяет внутреннее построение каждой из трех частей философии. В результате общая структура философии обретает следующий вид.
Логика
наука о категориях, в которых выражается абсолютная идея.
Учение | Категории |
О бытие (фиксируется факт существования идеи, в результате становления приобретает содержание и становится наличным бытием) | 1. Количество (тезис) 2. Качество (антитезис) 3. Мера (синтез) |
О сущности (единство содержания и формы – основание, противоречивость – основание и следствие) | 1.Сущность (тезис) 2. Явление (антитезис) 3.Действительность (синтез) |
О понятии (завершение саморазвития Абсолютной Идеи) | 1.Субъективность (тезис) 2.Объективность(антитезис) 3.Истина (синтез) |
Философия природы
(внешнее проявление саморазвития логических категорий)
Учение | Категории |
Механика (материя существует в движении, в котором пространство и время переходят друг в друга) | 1.Пространство и время (тезис) 2.Материя и движение (антитезис) 3. Абсолютная механика (синтез) |
Физика (движение функциональных систем) | 1.Физика всеобщей индивидуальности (тезис) 2.Физика особенной индивидуальности (антитезис) 3.Физика тотальной индивидуальности (синтез) |
Органическая физика (опредмечивание Абсолютной Идеи в виде конечных, телесных единичностей) | 1.Геологическая природа (тезис) 2.Растительная природа (антитезис) 3.Животный организм (синтез) |
Философия Духа
(возвращение Абсолютной Идеи из инобытия, из несвободы к себе в человеке; как разум и свобода постигает свое содержание в человеческом сознании и деятельности)
Учение | Категории |
О субъективном духе (индивидуальное сознание, самосознание в формах знания) | 1.Антропология (тезис) 2.Феноменология (антитезис) 3.Психология (синтез) |
Об объективном духе (история общества и общественное сознание, неодолимость прогресса) | 1.Право (тезис) 2.Мораль (антитезис) 3.Нравственность (синтез) |
Об абсолютном духе (самопознание идеи чувственных образах, в самоуглубленных представлениях, в научных понятиях). | 1.Искусство (тезис) 2.Религия (антитезис) 3.Философия (синтез) |
Философия истории
Развитие Объективного духа увенчивается появлением государства. Таким образом, действительное развитие, совершающееся во времени, является историей. История, по словам Гегеля, есть «суждение о мире». И поскольку человеческая история понимается им как «самораскрытие Духа во времени», то мировая история трактуется как имеющая свой «разумный план», как реализация замысла, которым обладает Мировой разум. Поэтому все то, что кажется нам злом (преступления, войны, революции и т.д.), на самом деле оказывается всего лишь преходящим, хотя и необходимым на какой-то стадии развития, моментом. Отсюда знаменитый тезис Гегеля, сформулированный им в «Философии права»: «Все действительное разумно, все разумное— действительно».
Движение мировой человеческой истории трактуется им как процесс увеличения свободы и рост разумности. История проходит три стадии развития.
Восточное общество | |
(все являются рабами) | |
История: | Греко-римский мир |
(отдельные индивиды обретают свободу) | |
Германо-христианский мир | |
(все свободны) |
Таким образом, Абсолютная Идея реализуется в истории как свобода.
Основные этапы развития мировой истории, искусства, религии и философии:
Мировая история | История искусства | История религии | История философии |
Восточное общество | Восточное искусство | Восточная религия | |
Греко-римское общество | Классическое искусство | Греческая религия | Античная греческая философия |
Германо-христианское общество | Романтическое искусство | Христианская религия | Средневековая христианская философия Современная германская философия |