Предпосылки ценностного восприятия мира
1. Наслаждение и страдание. Человек способен страдать и наслаждаться. Это одно из базовых свойств человеческой природы. Страдание и наслаждение вызываются различными условиями (внешними, внутренними, физиологическими, психологическими, социальными и т.д.), в которых находится человек. Страдание и наслаждение не зависят напрямую от воли субъекта. В этом их сходство с информацией о мире, получаемой в процессе познания: чувственный образ воспринимаемого предмета (например, дерева или тарелки) не зависит от желания или нежелания человека, чтобы этот предмет был именно таким. Ценностное осмысление всегда включает в себя субъективные переживания приятного (при положительном оценивании) или неприятного (при отрицательном оценивании) характера. Примеры: рыбак, у которого сорвалась с крючка рыба, раздосадован; при поимке крупной рыбы он рад. Справедливое решение руководителя принимается подчинёнными с положительными эмоциями, несправедливое вызывает возмущение. Информация об угрозе для жизни человека вызывает у этого человека страх, информация о преодолённой серьёзной опасности – ликование.
Всегда ли ценность происходит от способности человека страдать и наслаждаться? Данный вопрос является в философии спорным. Бесспорно другое: ценность всегда переживается субъектом в виде ощущений страдания или наслаждения (в эмоциях радости, печали, досады, возмущения, чувства гордости, стыда и т.п.).
2. Деятельность. Человек способен действовать. Если быть точнее, человек обречён постоянно действовать: бездействие – лишь вариант действия. Действуя, субъект может изменять разнообразные объекты. Ценностное мышление – это механизм, обеспечивающий наличие у человека критериев, ориентиров, указывающих ему направление деятельности. Примеры: изготавливая или покупая мебель, человек руководствуется (помимо прочего) ценностью удобства, комфорта. Представляя бойца к награде, командир исходит (помимо прочего) из ценности справедливости. Перепроверяя результаты эксперимента, учёный реализует (помимо прочего) свою приверженность ценности истины.
Выше было сказано, что ценность – это характеристика объекта, небезразличная субъекту. Небезразличие приводит к тому, что субъект действует, пытаясь изменить объект в желаемом направлении. Поэтому можно сказать, что ценность – это то, что субъект пытается реализовать в действии.
3. Рациональное мышление. Ценностное мышление включает в себя в качестве своего элемента рациональное осмысление мира. В частности, ценность базируется на таком ключевом приёме рационального мышления, как абстрагирование. Из множества воспринимаемых черт предмета или явления человек выбирает что-то одно и это выбранное свойство оценивает: прочность полки в шкафу, красоту цвета и формы плаща, священность географического места (например, если в этом месте произошло важное с религиозных позиций событие в жизни основателя религии).
Помимо абстрагирования, ценностное мышление базируется также на обобщении. Например, эстетическая ценность красоты позволяет оценивать бесконечное количество конкретных чувственно воспринимаемых предметов (закатов, цветов, произведений живописи, драгоценных камней и т.д.) и их свойств. При всей непохожести этих предметов друг на друга ценностное восприятие находит в них общее свойство – положительную оценку с позиции ценности красоты. Таким же образом в поступках, которые внешне несхожи, нравственное оценивание выявит общее – с позиции ценностей добра, справедливости, гуманности и т.д.
Само восприятие ценности по своей природе рационально. Оценка – это акт рационального мышления, в котором происходит логико-понятийное соотнесение объекта и критериев его оценки. Утверждение или отрицание ценности осуществляется в виде ценностных суждений, а суждение – это форма рационального мышления. Примеры ценностных суждений: «Убийство человека недопустимо», «Необходимо стремиться к соблюдению справедливости», «Польза – это хорошо», «Не укради», «Нельзя осквернять святыни».