Научная и техническая культура античности

Цели и задачи раскрытия темы античности определяются ролью и значением того, что называют "античной наукой" и "античной техникой"во всем последующем развитии, вплоть до современности. В определенной мере, можно говорить, что "античная наука" - это "детство" современной науки. Ключевые научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы,да, и собственно, новая - научная культура мысли - все из Античности.

То, что мы называем наукой никогда не было в античности самостоятельным явлением,по преимуществу она была частью философии.

Общепринятыми считаются следующие хронологические рамки: начало IX-VIII вв. до н.э. - окончание - 476 г. н.э., с выделением внутри различных этапов, наиболее общие из которых: архаика, классика (со своим более подробным делением), эллинизм, период Римской империи. Все многообразие процессов и явлений, в различной степени представленных источниками и довольно неравномерно изученных, происходивших в границах культурного мира того времени, на протяжении полутора тысячелетий, называется античностью.

В русскоязычной литературе структура, особенности и содержание естественнонаучного знания античности наиболее полно представлены в работах И.Д.Рожанского, который выделяет четыре основных признака любой науки, а для античности - это и признаки ее отличия от ненауки предшествующей истории. Наука -как род деятельности по приобретению новых знаний. Для осуществления такой деятельности необходимы определенные условия: специальная категория людей;средства для ее осуществления и достаточно развитые способы фиксации знаний. Самоценность науки, ее теоретичность, стремление к знанию ради самого знания. Рациональный характер науки, что прежде всего выражается в доказательности ее положений и наличии специальных методов приобретения и проверки знаний. Систематичность (системность) научных знаний, как по предметному полю, так по фазам: от гипотезы до обоснованной теории. В соответствии с выделенными признаками науки предлагается периодизация античной науки.

Первый период -период ранней греческой науки, получивший у древних авторов наименование науки "о природе". Эта “наука” была нерасчлененной, спекулятивной дисциплиной, основной проблемой которой была проблема происхождения и устройства мира, рассматривавшегося как единое целое. До конца V в. до н.э. “наука” была неотделима от философии. Высшей точкой развития и, в то же время, завершающей стадией науки “о природе” была всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля.

Второй период - эллинистические науки. Это период дифференциации наук. Процесс дисциплинарного дробления “единой науки” начался еще в V в. до н.э., когда одновременно с разработкой метода дедукции произошло обособление математики. Работами Евдокса было положено начало научной астрономии.В трудах Аристотеля и его учеников уже можно усмотреть появление логики, зоологии, эмбриологии, психологии, ботаники, минералогии, географии, музыкальной акустики,не считая гуманитарных дисциплин, таких как этика, поэтика и другие, которые никогда не были частью науки “о природе”. Позже приобретают самостоятельное значение новые дисциплины - геометрическая оптика (в частности, катоптрика, т.е. наука о зеркалах), механика (статика и ее приложения), гидростатика. Расцвет эллинистической науки был одной из форм расцвета эллинистической культуры в целом и обусловлен творческими достижениями таких великих ученых, как Евклид, Архимед, Эратосфен, Аполлоний Пергский, Гиппарх и др. Именно тогда, в III - II вв. до н.э., античная наука по своему духу и своим устремлениям ближе всего подошла к науке Нового времени.

Третий период -период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофена, Галена и др., но все же в первые века нашей эры наблюдается усиление регрессивных тенденций, связанных с ростом иррационализма,появлением оккультных дисциплин, возрождением попыток синкретичного объединения науки и философии.

Фактором, детерминирующим и концептуальную, и идеологическую модели в античности, была мифология -мощная, сложная, логически внутренне безупречная, поэтически совершенная. В ее рамках строилась модель мира, описывалась его история, будущее, смысл и направление деятельности людей.

Обычное для философии разделение идеи и материи (идеального и материального) не существовало для античной мифологии. Не удивительно поэтому, что физический космос ("порядок") назывался Богом, причем абсолютным. Отдельные же боги - суть принципы отдельных сторон чувственно-материальной и единственно возможной действительности Космоса.

Становятся понятными особенности новой ("научной") культуры мышления, которая в античности возникала и развивалась внутри мифологической. Само понятие "природа" (греческое "фюсис", откуда потом появились физика и физиология) - довольно многозначное у различных авторов и воспринималось оно как нечто изначально причинное. В этом смысле природа была природой чего-то: вещей, явлений, Космоса, человека.Две основные "научные программы" античности строились на осознании структуры и природы "видимого" Космоса и структуры и природы "невидимого",но также реального и органичного того же Космоса (того, что получило название атомистика).

Четыре дисциплины, названные впоследствии Боэцием квадриум, были основой обучения свободных людей. Арифметика (число само по себе); Геометрия (число на плоскости); Музыка (число в звуке); Астрономия (число в Космосе, в проявленном мире вещей)

Система математического знания была иерархически строго организована. Арифметика - высшее; астрономия - низшее. Путь изучения: от наблюдения за миром астрономии - к постижению творящего числа (и никак не наоборот).

Научное знание и эзотерика - проблема "сквозная" для истории науки, но для античности ее актуальность определяется фактом первого осознания различий между двумя формами знания, при исходном существовании только одного из них - эзотерического.Вся европейская культурная традиция - античная философия и наука - сложилась в лоне эзотеризма. Эзотерическими были и школа Пифагора, и школа элеатов: первая - в качестве подлинной, истинной реальности утверждала мир чисел, вторая - мир сущего. Эзотерической была и программа построения античной философии и науки Платона.

Первое осознание эзотерического мироощущения, очевидно, относится ко времени создания так называемого Герметического корпуса,оказавшего огромное влияние на развитие научного знания на много столетий вперед. Это собрание довольно разнородных элементов, написанных на греческом языке, относится ко II - III вв. н.э. В соответствии с герметическими представлениями, содержащимися в откровении легендарного Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего), мир един, и все его части связаны друг с другом, поэтому звезды и планеты воздействуют как на мир в целом (макрокосм), так и на каждого человека,являющегося микрокосмом. Человеческий ум - часть Ума Божественного, следовательно, познавая себя, человек тем самым познает и Бога. Слово, человеческая речь пронизаны энергиями Божественного Слова,что открывает возможность для магического воздействия человеческого Слова на мир. Макрокосм и микрокосм морфологически подобны.Поскольку все в мире взаимосвязано, то будущее может быть предсказано,например, по звездам. Поэтому неудивительно, что выдающийся астроном (и не только) поздней античности - Клавдий Птолемей, наряду с построением эпохальной системы мира, создает первый в истории "учебник по астрологии" - Тетрабиблос ("Четырехкнижие"). И такое совмещение в то время было естественно. Тем более понятно, что первая "научная школа" античности, школа Пифагора,была полностью эзотерической, а имя основателя школы говорило само за себя - Пифия + Гор.

Поскольку мир един,едино и познание, при этом познание мира, самопознание Бога оказывается одним и тем же процессом. Но это не рациональное познание, а тайное знание, гносис,постижение которого возможно лишь при помощи откровения Божества и выполнения определенных ритуалов (мистерий).

Влияние Пифагора и его эзотерической "школы", "ордена" на все последующее развитие античной научной мысли, видимо, еще не полностью осознано. И хотя сам Пифагор - личность легендарная, именно ему приписывают введение понятия "философия". Убежденным и "действующим" пифагорейцем был, например, Иоганн Кеплер. Множество других фактов показывает огромную протяженность "пифагореизма" в "пространстве и времени мысли".

По Диогену Лаэртию,одно из космогонических описаний пифагорейцев читается так: "Начало (архэ) всех вещей - единица (монада),а из единицы гипостазировалась неопределенная двоица (диада), которая относится к единице как материя к [творящей] причине. Из единицы и неопределенной двоицы [гипостазировались] числа, из чисел - точки, из точек - линии, из линий - плоские фигуры, из плоских - телесные фигуры, а из них - чувственные тела, элементов которых четыре: огонь, вода, земля, воздух, которые изменяются и превращаются насквозь, и [в результате] из них рождается космос - живой, наделенный сознанием, шарообразный, содержащий в середине Землю, тоже шарообразную и населенную со всех сторон".

Воздействие египетской и ближневосточной цивилизаций на примитивную культуру архаической Греции было многоплановым.

Существует немало конкретных примеров заимствования в отдельных областях знания. Необходимо отметить такое удивительное явление, как "греческое чудо",несопоставимое с восточными цивилизациями. Греческая культура не только не стала слепо копировать достижения древних цивилизаций , но создала новую, научную культуру. Ввела в практику новый тип мышления - научный. Реализовала новый принцип образования - социокультурной трансляции знаний в светскую школу.

Все это и дает основание говорить об уникальном значении греческой цивилизации.Она "нарушила монополию" сакрального знания, начав вводить вместо традиции знания как посвящения, откровения, постижения, традицию знания как размышления, исследования, научения. Новое, добытое греческой цивилизацией научное знание - заслуга античных мыслителей не в количественном приращении научного знания, а в принципиально ином его понимании и, соответственно, ином его получении, представлении и развитии.

Математика (от греч. mathema - значение, наука, знание). Для античности, для понимания становления науки в целом важно рассмотрение истории математики. Этимологически математика происходит от греческого, означавшего "познающий", "восприимчивый", "успевающий", к этой же группе относятся: "обучение", "изучение", "способность к наукам"; и здесь же: "знание", "наука", "понимание", "мудрость". С математикой связаны и такие фундаментальные понятия античной культуры, как "логос" (одно из толкований - отношение, соотношение, счет), аналогия (пропорция), латинское "рацио" – тоже счет, расчет и т.д.

В истории математики Древней Греции можно выделить несколько периодов:

Ионийский период (около 600-450 гг. до н.э.) - Пифагор, Фалес.Период характеризуется переходом от мистической математики к научной дисциплине, основанной на дедуктивном методе. (Формирование общей теории делимости, учение о величинах и измерении, элементы стереометрии.) Зарождение теоретической математики относится ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы о том, что круг делится диаметром на две равные части, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т.д. Фалес впервые попытался логически их обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математики - той математики, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему знаний трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Евдокса, Евклида, Аполлония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры.

Афинский период (около 450-300 гг. до н.э.) -Гиппократ Хиосский, Евдокс Книдский. Происходит геометризация математики, появляются новые способы решения задачи о квадратуре круга, общая теория отношений, ранняя форма теории пределов ("метод исчерпывания"). Важнейшим моментом в развитии греческой математики обнаружение несоизмеримых отрезков,т.е. таких, отношение которых друг к другу не может быть выражено не только целым числом, но и любым отношением целых чисел. К ним принадлежат, например, сторона квадрата и его диагональ. Несоизмеримые отрезки и тем самым иррациональные ("невыразимые") величины были довольно сложной проблемой греческой математики. Для ее решения греки изобрели путь геометризации математики. В результате возникла геометрическая алгебра, позволявшая на основе использования наглядных геометрических образов решать чисто алгебраические задачи. Эта дисциплина основывалась на античной планиметрии, представлявшей собой геометрию циркуля и линейки. Она была приспособлена для решения квадратных уравнений и некоторых других классов алгебраических задач. Первое систематическое изложение геометрии было дано Гиппократом Хиосским. Наряду с планиметрией развивалась и стереометрия,важнейшим событием которой было создание Теэтетом общей теории правильных многогранников.

Эллинистический период (около 300-150 гг. до н.э.) – Евклид,Аполлоний Пергский, Менелай Александрийский, Архимед. Высший уровень античной математики. Систематизация математических знаний. Начало прикладной математики. Начало анализа бесконечно малых величин.

Завершающий период (около 150-60 гг. до н.э.). - Никомах Герасский, Папп,Диофант.Для периода характерно "затухание" математических исследований,однако разрабатывалась теория чисел (Никомах),проводилась дальнейшая систематизация и комментирование предыдущих разработок (Папп Александрийский, Прокл), появилась "Арифметика" Диофанта.

Астрономия как область античной науки особенно важна для изучения истории науки и техники. Во-первых,небо, звезды - это высшая ценность античного макрокосма на протяжении всей античности, а, во-вторых,история "геометризации" "чувственного космоса" - наиболее яркий и впечатляющий пример перехода от мифо-поэтической картины мира к концептуальной, модельной. Первоначально астрономия существовала в рамках философии. Решающее влияние на становление греческой астрономии оказала вавилонская астрономия. В греческой астрономии впервые были сделаны попытки описания (на основе инструментального наблюдения) движения небесных тел с помощью геометрических моделей (Евдокс – Гиппарх – Птолемей). Первое высказывание о бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров принадлежит Анаксимандру. Первую гелиоцентрическую модель планетарной системы разработал Аристарх Самосский. Утверждение геоцентрической модели связано, прежде всего, с именем Аристотеля.

Механика рассматривалась как составная часть единой науки о природе. Она понималась как инженерное искусство, в первую очередь - создание военных машин, подъемных механизмов, часов и самодвижущихся устройств различных типов. Были разработаны: принципы рычага, весов, наклонной плоскости, клина, шкивов, винта, ворота. Были введены понятия: "трение", "движение", "тяжесть". Общие проблемы движения исследовали Платон и Аристотель. Некоторые характерные примеры механизмов и машин: водяные часы Ктесибия, дорожные часы из Кре-Шатла, часы с циферблатом по описанию Витрувия, весы — наиболее древний измерительный прибор.

Медицина (от лат. medicina - наука о лечении) первоначально носила сакрально-религиозный характер,практиковалась в святилищах (позднее - асклепейоны). В VII-VIII вв. до н.э. появляются профессиональные потомственные врачи, применяющие эмпирические методы лечения.Около IV в. до н.э. происходит становление (в развитии, главным образом, научного подхода Аристотеля) теоретической медицины - анатомии и физиологии (например, учение о четырех соках в организме) и дальнейшее совершенствование практической хирургии. Сформулирована клятва Гипократа.

География. В гомеровские и послегомеровские времена греки представляли себе Землю в виде круглого диска, омываемого со всех сторон Океаном. Первая греческая карта мира (Анаксимандр,около 550 г. до н.э.), а также "Описание Земли" (Гекатей Милетский,около 500 г. до н.э.), включали территории до Индии и Атлантики.Карта ойкумены Эфора (350 г. до н.э.) показывала границы с кельтами, сифами, индийцами и эфиопами. Известны карты с представлениями о Земле: Гесиода (около 700 г. до н.э.), Гекатея (конец VI в. до н.э.), Геродота (V в. до н.э.).

В Греции по мере развития мореплавания рано возникла потребность в определении сторон света.Естественное деление горизонта производилось по движению Солнца.Точки восхода и захода Солнца во время равноденствия - Восток и Запад. Направления меридиана (полуденная линия) дают южное и северное направления. Направления ветров координируются со сторонами света и служат их обозначению. С III в. до н.э. география разделилась на две ветви. Первая - литературная,с акцентом на этнографию (Полибий, Посидоний, Страбон). Полибий,например, ввел термин "хорография" (греч. сведения о странах), а в римский период это направление продолжили Тацит, Аммиан Марцеллин и Прокопий Кесерийский.Вторая ветвь - научная, картографическая, с определением географических координат на основе астрономических параметров. Это направление было представлено трудами Гиппарха из Никеи, Агриппы, Марина Тирского, Клавдия Птолемея.

Грамматика (от греч. - умение обращаться с буквами) - первоначально - искусство чтения и письма; в эллинистическое и римское время - знание языка и литературы; в поздней античности понятие было сужено до синтаксиса. Как научная дисциплина, грамматика была основана софистами (V - IV вв. до н.э.).

Риторика (от греч.- искусство красноречия) как теоретическая дисциплина впервые наиболее полно была разработана Аристотелем ("Риторика" в 3-х книгах). Практическое красноречие достигло наивысшего расцвета во второй половине V - IV вв. до н.э. (Демосфен и другие ораторы). Наиболее полным античным руководством по подготовке оратора является "Наставление оратору" в 12-ти книгах Квинтилиона.

Филология ( от греч. - любовь к слову) изучавшая литературные источники, широко развивалась в Древней Греции. Грамматика, риторика, филология развивались в тесной связи с философией.

Философия ( от греч. -любовь к мудрости) - термин восходит, вероятно, к Гераклиту или Геродоту,в близком к современному пониманию. Он часто использовался Платоном и Аристотелем.За всю историю своего более чем тысячелетнего существования античная философия продвинула вперед изучение всех областей философского знания. Античная философия в целом отличалась созерцательностью,для нее характерны были теоретические расхождения между отдельными школами и философами. Дисциплина мышления,явившаяся результатом возникновения античной философии, стала важной предпосылкой развития науки вообще. Неприходящей заслугой античной философии являются всеобъемлющее и систематическое обоснование философии как научной теории,развитие системы понятий, а также постановка и разработка всех основных философских проблем.

Со времен Аристотеля под Историей подразумевали историографию, как самостоятельный литературный жанр. Начальным этапом греческой истории был эпос Гомера.Его традиции продолжили логографы,дававшие

Наши рекомендации