Лекция 8. Тема. Культура ХIХ в. Техническая культура.

Краткое содержание. XIX век – век классики, рационализма, антропоцентризма и европоцентризма.

Ф. Ницше («По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Воля к власти») и О. Шпенглер («Закат Европы») о зрелости цивилизации и кризисе культуры.

Особенности культуры XIX века: демократизация общества, формирование буржуазной интеллигенции, влияние ее на духовную и интеллектуальную жизнь общества, расцвет классической философии (Кант, Гегель), развитие изящных видов искусства: живописи, литературы, музыки; становление литературно-художественной критики.

Романтизм как выражение разочарования в буржуазном мире, конфликт с действительностью, отвергавшейся с позиций высшего идеала (Ш. Бодлер, А. Мицкевич, Дж. Байрон, Эрнст Теодор Амадей Гофман, В. Скотт, В. Гюго – в литературе; Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Н. Паганини, Ф. Шопен, Р. Шуман – в музыке; Э. Делакруа, Т. Жерико, К.Д. Фридрих, У. Тернер – в живописи).

Утверждение реализма в творчестве О. Бальзака, Э. Золя, Ги де Мопассана. Нарастание кризиса в искусстве, формирование новых стилей: импрессионизма и символизма (Ван Гог, Поль Гоген, Эдгар Дега и др.).

Влияние науки на искусство; Чарльз Дарвин и его открытие в области живой материи, повлиявшее на мировоззрение человека. Развитие техники, появление технических видов искусства (фотография, синема).

Ключевые понятия и термины: классика, рационализм, антропоцентризм и европоцентризм, реализм, импрессионизма и символизма.

Лекция 9. Тема. Культура ХХ веков. Модернизм и постмодернизм в культуре. Современная культура

Краткое содержание. ХХ век – век науки и техники. Технизация жизни и человеческого сознания.

Социальные и художественные противоречия в культуре. Кризис традиционных форм культуры в быстроразвивающемся мире как диалектическом процессе, развитие технических видов искусства (фотография, кинематограф, телевидение). Экранная культура. Модернизм и постмодернизм в культуре.

Глобальные проблемы современности - проблемы выживания человечества (проблема гармонизации отношений человека с обществом; проблема гармонизации отношений человека с историей; проблема гармонизации отношений человека с природой), научный и нравственный аспекты их решения. Нравственность и, соответственно, духовность – основы идеи самоценности человеческой жизни

Ключевые понятия и термины: технизация, человеческое сознание, традиционные формы культуры, экранная культура, модернизм, постмодернизм.

4. Структура учебной дисциплины «КУЛЬТУРОЛОГИя»

Названия разделов и тем Количество часов
дневная форма заочная форма
всего в том числе всего в том числе
л с пр инд с.р. л с лаб инд с.р.
Содержательный модуль 1. Теория культурологии.
Тема 1. Культурология как наука. Предмет культурологии, ее проблематика, основные культурологические концепции. Культура как система ценностей.        
Тема 2. Основные закономерности развития культуры          
Тема 3. Этапы развития мировой культуры. Первобытная культура          
Содержательный модуль 2. История культурологии.
Тема 4. Культура Древнего мира          
Тема 5. Культура средневековой эпохи, ее особенность. Христианство: зарождение, распространение и утверждение в Европе. Христианская культура и ее нравственные ценности. Высокое средневековье.        
Тема 6. Культура эпохи Возрождения. Основные черты, три периода Возрождения. Титаны итальянского и северного Ренессанса.        
Тема 7. XVIII век – Век Просвещения. Формирование научного мировосприятия.          
Тема 8. Культура ХIХ в. Техническая культура.          
Тема 9. Культура ХХ веков. Модернизм и постмодернизм в культуре. Современная культура.        
Всего часов        



Темы семинарских занятий

№ п/п Название темы Количество часов
Введение. Природа, культура, человек
Религия и культура
Первобытная культура и культура ранних цмвилизаций.
Традиционная культура Востока
Культура Античности (Древней Греции, Рима)
Религиозная культура (Культура Средневековой Европы)
Культура Возрождения
Культура Нового времени. Современная культура.
ВСЕГО

ТЕМЫ практических занЯтий

Практические занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНыХ ЗАНЯТий

Лабораторные занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

№ п/п Название темы Количество часов
1. Природа-Общество-Культура
2. Культура и ее функции
3. Цивилизация и культура
4. Первобытная культура
5. Античная культура.
6. Культура Древнего Рима
7. Культура Европейского средневековья
8. Культура Древней Руси
9. Культура допетровской Руси
10. Культура арабо-мусульманского мира
11. Восточная культура и религия
12. Культура эпохи Возрождения
13. Культура эпохи Абсолютизма
14. Европейская культура эпохи Просвещения
15. Русская культура XVIII века
16. Европейская культура XIX века
17. Русская культура I половины XIX века
18. «Золотой век» русской культуры
19. Культура ХХ века
20. Культура ХХ века и ее проблемы
21. Постмодернизм в культуре и искусстве
ВСЕГО

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Индивидуальные задания занятия согласно учебному плану не предусмотрены.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Лекции по дисциплине проводятся с использованием демонстрационного сопровождения, которое содержит значительное количество рисунков, схем, таблиц, наглядного материала. С целью активизации учебно-познавательной деятельности студентов при изложении теоретического материала применяются активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а в первую очередь на творческое, производительное мышление: проблемные лекции, имитационно-моделирующие занятия, обсуждения дискуссионных вопросов.

Семинарские занятия проводятся с помощью учебных словесных методов (рассказ, беседа и др.), эвристического, репродуктивного, иллюстративного и продуктивного методов. Именно, последний является наиболее эффективным, и проходит четыре главных этапа:

· создание проблемной ситуации;

· анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

· решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;

· проверка решения проблемы.

Методы контроля

Методы контроля являются наиболее эффективными способами определения результатов учебно-познавательной деятельности студентов. Предусмотрены следующие виды методов контроля знаний студентов:

· устный;

· письменный

· дифференцированный

· текущий

· зачет.

Критерии оценки знаний студентов

«Отлично» (пять баллов): студент (ка) имеет систематизированые, глубокие и прочные знания по всем разделам учебной программы по культурологии, в частности, знает предмет и категориальный аппарат, особенности, структуру и основные задачи культурологического знания; фактологию и методологию культурологии, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, предоставляет развернутую характеристику, классифицирует и раскрывает специфику культурологических концепций, теорий и направлений, дает им аналитическую оценку и соотносит с историческим периодом (эпохой) на основе научной периодизации, раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, исторические формы связи философии и культуры, толерантно относится к различным мировоззренческим системам, определяет основные тенденции современного развития культурологии; умеет в письменной и устной форме правильно, логично и аргументировано представлять результаты умственной деятельности; делает обоснованные выводы и обобщения; точно использует научную терминологию (в том числе на иностранном языке), в совершенстве владеет инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умеет эффективно использовать их в постановке и решении научных и профессиональных задач; полно и глубоко усвоил (ла) основную и дополнительную литературу по культурологии; способен (на) творчески решать сложные проблемы в рамках учебной программы; использует научные достижения других дисциплин; творчески самостоятельно работает на семинарских занятиях; показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.

«Хорошо» (четыре балла): студент (ка) имеет достаточно полные и систематизированные знания по учебной программе по культурологии, в частности, знает предмет и структуру дисциплины, категориальный аппарат, основные этапы истории культурологии, наиболее известных авторов культурологических систем, знаком с теориями, концепциями и направлениями культурологии и соотносит их с историческим периодом (эпохой), раскрывает современные тенденции развития культурологической мысли, толерантно относится к различным мировоззренческим системам; правильно излагает учебный материал; делает аргументированные выводы; использует научную терминологию; владеет инструментарием учебной дисциплины, умеет его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач; способен самостоятельно решать типовые задачи в рамках учебной программы по философии; усвоил рекомендованную программой основную и дополнительную литературу; ориентируется в теориях, концепциях и направлениях культурологии, дает им сравнительную оценку; качественно и самостоятельно работает на семинарских занятиях, показывает высокий уровень культуры исполнения заданий.

«Удовлетворительно» (три балла): студент (ка) имеет достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; в достаточной степени воспроизводит учебный материал; делает выводы без существенных ошибок; проявляет понимание необходимой научной терминологии умеет использовать инструментарий учебной дисциплины для решения стандартных (типовых) задач в рамках учебной программы по культурологии; частично обработал рекомендованную учебной программой основную литературу; ориентируется в базовых теориях, концепциях и направлениях культурологии; вероятно работал на семинарских занятиях; имеет допустимый уровень культуры исполнения заданий.

«Неудовлетворительно» (два балла): студент (ка) имеет фрагментарный, недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программе дисциплины «культурология»; неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины; неумение использовать научную терминологию, слабое владение инструментарием учебной дисциплины, работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач; наличие в ответе существенных логических ошибок; низкий общий уровень культуры ответа.

«Неудовлетворительно» (один балл): у студента (ки) отсутствуют знания (компетенции) в рамках образовательного стандарта высшего образования по учебной программы дисциплины «культурология»; он (она) отказывается от ответа, не является на зачет без уважительной причины.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

• наглядные пособия и раздаточный материал по каждой теме занятия;

• темы рефератов, докладов, сообщений;

• задания для самостоятельной работы студентов;

• вопросы для самоконтроля студентов;

• интернет-ресурсы.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

основная:

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры (введение в культурологию). – М., 1992.

2. Введение в культурологию / Под ред. Е.В. Попова. – М., 1996.

3. История и культурология : учеб. пособие / под ред. Н. В. Шишовой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 2004. — 472 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=14615&mode=DocBibRecord

4. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры: Учеб. для вузов. – М., 1998.

5. Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. – М., 1999.

6. Культурология ХХв. Антология (из серии «Лики культуры»). – М., 1995.

7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1995, 1998, 2000.

8. Культурология. Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1998, 1999.

9. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. – М.: «Центр», 2000.

10. Курс лекций по культурологии / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов-н/Д., 1995.

11. Культурология : учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. — М. : Юрайт, 2012. — 566 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12312&mode=DocBibRecord

12. Культурология : Учебник / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Высшая школа, 2007. — 709 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=6003&mode=DocBibRecord

13. Культурология : История мировой культуры: Учебник для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд.,стереотип. — М. : Юнити-Дана, 2010. — 600 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=12303&mode=DocBibRecord

14. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб.пособие. – М., 2001.

15. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М., 1999.

Дополнительная:

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. (Глава 7, 10, 14).

2. Большаков А.В. Основы философских знаний. М., 1994. (Тема 11).

3. Бонар А. Греческая цивилизация.

4. Волков Г. Три лика культуры. – М., 1986.

5. Всеобщая история искусств в 6 т. – М., 1956-1966.

6. Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры ХХв. – М., 1993.

7. Добрынина В.И. История культуры России. – М.: Знание, 1993.

8. Добрынина В.И. Культурология. – М.: Знание, 1993.

9. Доброхотов А. Л. Культурология в вопросах и ответах : учеб. пособие / А. Л. Доброхотов, А. Т. Калинкин. — М. : Проспект, 2011. — 168 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9659&mode=DocBibRecord

10. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.

11. Каган М. Искусство в системе культуры. – М.,1979

12. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир, 1988, № .

13. Пивоев В. М. Культурология : введение в историю и теорию культуры : учебное пособие / В. М. Пивоев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Кнорус, 2011. — 528 с. http://lib.lgaki.info/page_lib.php?docid=9493&mode=DocBibRecord

14. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. – М., 1998.

15. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989.

16. Тойнби А. Постижение истории.

17. Турсунов А.М. Проблемы взаимодействия культур и цивилизаций // Народы Азии и Африки, 1988, № 5.

18. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. – М., 1992.

19. Шпенглер Я. Закат Европы. – М., 1923.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991. (Глава «Великие исторические культуры древности»).

Интернет-источники:

1. Национальная философская энциклопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://terme.ru/

2. Философский портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.humanities.edu.ru

4. Федеральный портал «Российское образование»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/

5. Электронная библиотека по философии: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru

6. Электронная гуманитарная библиотека: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumfak.ru/

7. Britannica: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - www.britannica.com

8. Stanford Encyclopedia of Philosophy: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://plato.stanford.edu/

9. The Internet Encyclopedia of Philosophy (IEP): [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iep.utm.edu/

10. Культурология – auditorium.ru

11. culturolog.ru

12. «Культура», «Культурология», «Философия» - lib.ru

13. ihtik.lib.ru

14. Собрание культурологических текстов на «Странах мира» - countries.ru/library

Наши рекомендации