Современные проблемы философии культуры
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Культура как предмет философского анализа. Основные парадигмы философского анализа культуры в современной методологии.
2. Структура культуры. Полиструктурность культурного целого.
3. Культура как процесс: система детерминант культурного развития.
4. Проблема возникновения новых культурных смыслов и механизмы их формирования. Традиции и новации в культуре.
Темы индивидуальных выступлений:
ü Личностный образ мира: проблема соотношения универсального и индивидуального в культуре.
ü Субкультура и ее варианты.
ü Проблемы делинквентной субкультуры.
ü Субкультура и язык.
ü Проблема контр-культуры и антикультуры в современной философии.
ü Концепция «двух культур» и понятие гуманитарной культуры.
ü Феномены элитарной и массовой культуры.
ü Коммуникативные и автокоммуникативные процессы в культуре.
РАЗДЕЛ II.
ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУКИ
Занятие 1 (2 часа).
Проблемы исторической динамики науки.
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Научное познание и типы цивилизационного развития. Феномен протонауки. Становление опытных наук в культуре западного типа.
2. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
3. Механизмы и закономерности развития научного познания. Проблема преемственности в развитии науки. Концепция научной революции в современной методологии науки (Т.Кун, К.Поппер).
4. Феномен междисциплинарных связей в науке и синтетические тенденции в развитии современного научного познания.
Темы индивидуальных выступлений:
ü Понятие научной рациональности. Эволюция форм научной рациональности в истории познания.
ü Специфика научной рациональности в современной культуре.
ü Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса.
ü Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
ü Наука — технология — техника: механизмы и закономерности взаимодействия.
Занятие 2 (2 часа).
Современные модели структуры
Научно-познавательной деятельности
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Структура научно-познавательной деятельности.
2. Специфика эмпирического исследования и его роль в научном познании.
3. Теоретический уровень научного познания. Специфика и структура теоретического исследования.
4. Современные концепции структуры и развития научного познания П.К.Фейерабенд, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийяр, Дж.О’Нийл и др.).
Темы индивидуальных выступлений:
ü Проблема формирования эмпирического базиса исследования. Специфика эмпирических оснований гуманитарного познания.
ü Теоретические модели в структуре научного познания. Теоретическое моделирование в гуманитарном исследовании.
Занятие 3 (2 часа).
Метатеоретические основания науки.
Культура и стиль научного мышления
Вопросы для коллективного обсуждения:
1. Феномен предпосылочности научного знания и понятие метатеоретических оснований науки.
2. Научная картина мира и ее историческая динамика. Специфика научной картины реальности в гуманитарном познании.
3. Проблема описания и объяснения в научном познании. Понятие идеалов и норм научного исследования.
4. Стиль научного мышления: специфика и социокультурные детерминанты. Современный стиль научного мышления.
Темы индивидуальных выступлений:
ü Научная картина реальности в современных гуманитарных дисциплинах.
ü Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии научной дисциплины; феномен научной революции.
ü Историческая эволюция идеалов и норм науки.
ü Этапы развития стиля научного мышления в европейской науке.
Занятие 4 (2 часа).