Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 4 страница
4. Какие обстоятельства обусловливают существование относительных истин?
5. В каких значениях используется понятие «абсолютная истина»?
6. Как соотносятся между собой абсолютная и относительная истины?
К вопросу 2
1. Как называется концепция, в которой практика является критерием истины?
2. В чем абсолютность и относительность практики как критерия истины?
3. Почему используются различные критерии истинности?
4. Почему три концепции истины дополняют друг друга?
К вопросу 3
1. Чем различаются понятия «ложь» и «заблуждение»?
2. Всегда ли процесс постижения истины связан с заблуждениями?
3. Какова позиция Ф. Бэкона относительно заблуждений («идолов») в познании?
Темы докладов и рефератов
1. Истина как ценность [7].
2. Истина и вера. Вера в философии [1, 6, 9].
3. А. Пуанкаре об истинности знания [8].
Семинар 14
Научное познание
Основные понятия: преднаучное, научное, вненаучное, паранаучное знание; научная картина мира; парадигма; научная парадигма; сциентизм; антисциентизм, эмпиризм, рационализм.
1. Преднаука. Наука. Критерии научности. Паранаука.
2. Уровни научного познания. Формы эмпирического и теоретического знания.
3. Проблема исторического развития науки. Кумулятивизм. Антикумулятивизм. Научная революция.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 172–175.
2. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 162–169.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 52–55.
4. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 448–461.
5. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 215–220, 274–282.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 175–180.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики. 2002. – С. 431–452.
3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 461–471.
К вопросу 3
1. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 287–298.
2. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 484–502.
Дополнительная литература
1. Аронов Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С. 63–70.
2. Гнатик Е.Н. Роль ценностного подхода в антропогенетике и генетической инженерии // Вопросы философии. – 2007. – № 8. – С. 70–79.
3. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопросы философии. – 2004. – № 10.
4. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. – М.: Наука, 1985. – С. 11–26, 36–46.
5. Крушанов А.А. Ситуации предстандарта в динамике научного познания // Вопросы философии. – 2006. – № 8. – С. 54 – 66.
6. Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки. – Омск, 1996.
7. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой // Вопросы философии. – 2006. – № 1. – С. 95 – 108.
8. Ровинский Р.Е. Синергетика и процессы развития сложных систем // Вопросы философии. – 2006. – № 2.
9. Сачков Ю.В. Фундаментальные науки как стратегический ресурс развития // Вопросы философии. – 2007. – № 3. – С. 76–90.
10. Семенов В.С. Наука и религия: взаимоотношение, противоборство, перспективы // Вопросы философии. – 2006. – № 6.
11. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. – 2006. – № 9.
12. Шилков Ю.М. В.А. Штофф и современная философия науки // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 86-96.
13. Черняк В.С. Кумулятивизм // Философская энциклопедия. – М., 2001. – Т. 2. – С. 353–354.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Каковы особенности научного познания?
2. Чем преднаука отличается от науки?
3. Какой смысл вкладывается в такие характеристики научности: точность, непротиворечивость, область приложения, простота, плодотворность?
4. Почему, с точки зрения К. Поппера, неопровержимость является не достоинством, а пороком теории?
5. Оккультные явления (магия, спиритизм), йога, тибетская медицина, телепатия, телекинез, экстрасенсорика являются предметом науки, преднауки, паранауки?
К вопросу 2
1. Почему в научном познании выделяют два уровня?
2. Что такое «эмпирия»?
3. Какие методы используются в эмпирическом познании?
4. Какие методы используются в теоретическом познании?
5. Что такое наблюдение?
5. Чем наблюдение отличается от эксперимента?
6. Каковы формы научного знания?
7. Чем различаются понятия «научная картина мира», «научная парадигма»?
К вопросу 3
1. Как рассматривается развитие науки в кумулятивистской модели?
2. Какое место занимает научная революция в развитии науки, согласно некумулятивистской модели?
3. Каков смысл понятия «парадигма»?
4. Какую науку Кун называет «нормальной наукой»?
5. Какова, согласно Т. Куну, причина научной революции?
6. В чем ограниченность модели развития науки Т. Куна?
Темы докладов и рефератов
1. Критика околонаучного мышления [4, 5].
2. Эволюция критериев научности [3].
3. Генная инженерия: ценностный подход [2].
4. Синергетика как концепция организации мира [3, 8, 11].
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
В данном разделе необходимо усвоить прежде всего общую методологию изучения социальной философии как философского осмысления современности.
В пятнадцатом семинарском занятии представлены объекты исследования социальной философии – общественные формирования. Человек – общественное формирование наряду с системой других. Условием существования общественных формирований является удовлетворение потребностей и реализация интересов. Общество предстает как полиструктурная система общественных формирований.
Во шестнадцатом семинарском занятии рассматриваются концепции, по-разному трактующие движущие силы развития общества. Следует обратить внимание на принципиальное отличие от них теории потребностей в качестве источника развития общества.
В семнадцатом семинарском занятии внимание должно быть направлено к истории становления социальной философии через теорию естественного права, идеалистическую философию истории Гегеля, материалистическое понимание истории Маркса и цивилизационные концепции развития общества XIX и
XX вв. В XX веке возникает теория постиндустриального общества на основе разделения истории на три больших периода: 1) доиндустриального, или традиционного общества, 2) индустриального, 3) постиндустриального, или информационного общества. Все страны и регионы мира были охвачены этими процессами в прошлом и будут охвачены ими в будущем рано или поздно. Специфические черты социального развития региона или отдельной страны проявляются на фоне этих общих изменений. Студент должен усвоить также теоретическую легитимность различных подходов к осмыслению общества в современной социальной философии.
В восемнадцатом семинаре необходимо отметить, что в XX веке человечество приобрело опыт ненасильственной борьбы за интересы обездоленных социальных групп, за мир и свободу. Создание глобальной экономики и возникновение «глобальной деревни» выявило новые тенденции в мировом развитии, которые нуждаются в социально-философском осмыслении. Философия техники в XX веке становится одной из важнейших междисциплинарных наук. Глобальные проблемы выявили «пределы роста» человеческих возможностей.
В девятнадцатом семинарском занятии показано, что философия политики приобретает новые очертания в условиях роста значения национального государства для защиты национального интереса. Принципиально новым является рассмотрение государства как фактора становления гражданского общества. Государство – активный и обязательный фактор в формировании общества, одна из его структур и специфический субъект, отдельное общественное формирование. Государство как общественное формирование – это структура, порожденная общественной потребностью в осуществлении организационных и управленческих функций по обеспечению целостности общества и его развития. Гражданское общество – это характеристика способа управления обществом и процедура принятия принципиальных решений. В гражданском обществе решения принимаются государством на основе права и общественной общечеловеческой нравственности.
Итак, социальная философия представляется здесь как специфическая философская рефлексия социальных, политических и экономических процессов современности.
Семинар 15
Общество как полиструктурная система
общественных формирований
Основные понятия: человек, общество, общественное формирование, полиструктурная система, семья, государство, организация.
1. Предмет социальной философии. Социальная философия и смежные науки. Функции социальной философии.
2. Виды общественных формирований: социально-этнические (род, племя), социальные (семья, государство, организации). Человек как «атомарное» общественное формирование.
3. Общественные отношения как форма связи общественных формирований. Общество как полиструктурная система общественных формирований, создающая среду, условия своего функционирования и развития.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 207–212.
2. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 5–20.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Изд. 4-е, исправл. – С. 3–17.
4. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 7–20.
5. Барулин В.С. Социальная философия. – Ч. 2. – С. 149–155.
К вопросу 2
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Изд. 4-е. испр. – С. 113–117.
2. Спиркин А.Г. Философия. – Изд. 2-е. – М.: Гардарики, 2002. – С. 513–516.
3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 212–213.
4. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984. – С. 27–37.
К вопросу 3
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 262–268.
2. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 69–84.
3. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 16–32.
Дополнительная литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: Изд-во Группа Прогресс, 1993.
2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
3. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998.
4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М. –Л., 1929–59. – Т. 7.
5. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. – М., 1991.
6. Ковалев А.М. Общество – развивающийся организм. – М., 2000.
7. Козловски Петер Общество и государство: неизбежный дуализм. – М.: Республика, 1998.
8. Крапивинский С.Э. Социальная философия. – М., 1998.
9. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.
10. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. – 1994. – № 4.
11. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1998.
12. Общественные отношения: (Социально-философский анализ) / Отв. ред. В.И. Куценко. – Киев, 1990.
13. Платон. Государство; Законы; Политик / Платон. – М., 1998.
14. Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. – М., 2000.
15. Франк С.Л. Реальность и человек. – М., 1990.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Назовите главную проблему социально-философского познания.
2. Покажите, как вопрос о взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания конкретизирует основной вопрос философии.
3. Что является объектом социально-философского анализа?
4. Что является предметом социальной философии?
5. Раскройте содержание основных функций социальной философии, приведенных С.В. Соколовым (познавательная, диагностическая, прогностическая, образовательная, проективная функции).
6. В каком отношении находится социальная философия к истории, философии истории, социологии, антропологии?
К вопросу 2
1. Почему важно выявить простейший элемент общественной системы?
2. Какие элементы общественной системы могут выступать в качестве «социального атома»?
3. Каковы качественные специфические отличия человека от иных общественных формирований?
4. В чем сущностное сходство таких явлений как семья, род, общество, государство, партия, человек и как теоретически фиксируется это сходство?
5. Предстает ли общество в философском учении Маркса как сложная самоорганизующаяся система?
К вопросу 3
1. Определите понятия: социальный институт, социальный организм, общественное формирование. Являются ли они взаимозаменимыми?
2. Исчерпывают ли определения «совокупность людей», «совокупность отношений», «совокупность общественных формирований» содержание понятия «общество»?
3. В чем состоит различие простых и сложных общественных формирований?
4. Каков смысл понятия «полиструктурность» в определении общества?
5. Каков смысл понятия «общество» у Платона? У Гегеля? У Руссо?
Темы докладов и рефератов
1. Теория «идеальных типов» М. Вебера [1].
2. Понятие «гражданского общества» в философской системе Гегеля [4].
3. Человек, семья, род как общественные формирования [3].
4. Социально-философский аспект взаимоотношений человека и общества [11].
5. Синергетика и социальная философия [14].
6. Учение Платона об идеальном государстве (проблема определения понятия «общество») [13].
7. Философия истории и историческая наука [10].
8. Методология гуманитарных наук [2].
Семинар 16
Движущие силы развития общества
Основные понятия: потребность, интерес, масса, социальная психология, провиденциализм.
1. Различие концепций в трактовке движущих сил развития общества: провиденционалистская (Бог), антропо- и социально-психологическая (воля вождя, психологическое состояние толпы), социально-классовая (интересы социальных групп, классов).
2. Становление понятия «потребность» в истории философской мысли. Потребности, виды потребностей. Интересы как внешняя форма проявления потребностей.
3. Потребности и интересы общественных формирований как источник развития общества.
Основная литература
К вопросу 1
1. КрапивенскийС.Э.Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 25–26, 335–352.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: МГУ, 1993. – Ч. 1. – С. 183–185, 252–273.
3. Спиркин А.Г. Философия. – Изд. 2-е. – М.: Гардарики, 2002. – С. 705–707.
4. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 238–262.
К вопросу 2
1. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; Под. ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 262–265.
2. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 38–51.
3. Бернацкий В.О. Интересы и их роль в обществе. – Омск, 1990. – С. 5–28.
К вопросу 3
3. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984. – С. 37–82.
4. Бернацкий В.О., Овсянникова И.А. Социальная философия. – Омск, 1998. – С. 38–51.
Дополнительная литература
1. Августин А. О граде Божьем // Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. – М., 1994. – С. 3–20.
2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М.: Мысль, 1982.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 2000. – С. 212 (К определению понятия «потребление»), 172 (Опережающее потребление: новая этика).
4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. Система потребностей. – М., 1993.
5. Гельвеций К. О человеке. – М., 1973.
6. Гриффен Л.А. Диалектика общественного развития. – Киев, 1994.
7. Деятельность: теории, методологии, проблемы / Сост. И.Т. Касавин. – М., 1990. – (Статьи В.Ж. Келле, Н.С. Злобина).
8. Дьюи Д. Общество и его проблемы. – М.: Идея Пресс, 2002. – Гл. 1, 2, 3.
9. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. – М.: Политиздат, 1986.
10. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995.
11. Кантор В.К. «Есть европейская держава». Россия: трудный путь к цивилизации. – М., 1997.
12. Кантор В.К. История против прогресса. – М., 1992.
13. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклииита, Демокрита и Эпикура / Общ. ред. М.Л. Дынника. – М., 1955. – С. 176–257.
14. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства. – М., 1991.
15. Рассел Б. Существование бога // Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. – М., 1987.
16. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век. Антология. – М.: Юрист, 1995. – С. 69–104.
17. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
18. Фуко М. Ницше, Фрейд, Маркс. – М., 1999.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Как Вы определили бы понятие «движущие силы развития общества»?
2. Какие факторы формируют лидера с точки зрения социально-психологического подхода? Социально-классового подхода? В чем различие?
3. Гегель пишет о детерминации исторического процесса: «Мировой дух столь же хитер, сколь могуществен: он дает людям действовать, не стесняя игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, руководивших теми, кем он пользуется». Можно ли считать эту идею одним из вариантов провиденциализма? Верно ли, что с точки зрения провиденциализма, Бог непосредственно внушает людям идеи изменения общественной жизни?
4. Хосе Ортега-и-Гассет делил общество на элиту и массы. Какую роль, по его мнению, играют эти группы в развитии общества?
5. Что такое классовый антагонизм?
6. Как Фридрих Ницше характеризовал личностей, у которых в полной мере проявлялась воля к власти?
К вопросу 2
1. «Сама нужда служила людям учительницей во всем, наставляя их соответствующим образом в познании каждой вещи» (Демокрит). «Всякое животное направляется к корму бичом необходимости» (Гераклит). Прослеживаются ли в этих высказываниях понятия «потребность» и «интерес»?
2. Совпадают ли понятия «интерес» и «потребность»? При каком условии на основе потребности формируется интерес?
3. Являются ли потребности и интересы объективными по своей природе?
4. Что называют предметом потребности?
К вопросу 3
1. Какие потребности называют витальными? Биологическими? Социальными?
2. Может ли интерес быть неосознанным?
3. Назовите основные типы соотношения интересов общественных формирований.
Темы докладов и рефератов
1. Существование человека: необходимость удовлетворения потребностей и реализации интересов [9].
2. Учение Гегеля о системе потребностей [4].
3. О роли массы в истории [14].
4. Духовные основания развития общества [17].
5. Бодрийяр об идеальном характере потребления [3].
6. Науки о природе и науки о культуре [16].
7. Общество и государство [8].
8. Деятельность и общественные отношения [7].
Семинар 17
Развитие общества и его направленность
Основные понятия: естественное состояние, естественное право, разум, естественный закон, философия истории, дух народа, «Хитрость разума», смысл, цель и конец истории, общественный прогресс, общественно-экономическая формация, базис, надстройка, уклад, цивилизация, вызов-и-ответ, осевое время истории.
1. Проблема истории в эмпирической философии Нового времени. Естественное право. Идея общественного прогресса.
2. Философия истории Гегеля. Формирование принципа историзма в философии истории: представления о смысле, цели и конце истории.
3. Формационная концепция общественного развития. Материально-производственная сфера общества, её структура. Собственность как основа экономической жизни общества.
4. Цивилизационная концепция общественного развития. Цивилизация как социокультурное образование. Многообразие цивилизаций и единство исторического процесса. Современный этап всемирной истории.
Основная литература
К вопросу 1
1. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – С. 424–431.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 196–198.
3. Барулин В.С. Социальная философия. – Ч. 1. – М.: МГУ, 1993. – С. 12–13.
4. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – С. 479–491.
К вопросу 2
1. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – Изд. 3, перераб. доп. – М.: Гардарики, 2003. – С. 441–444.
2. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 220–225.
3. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 2. – С. 153–189 (Фукуяма, Камю, Поппер, Левит).
4. Алексеев П.В. Социальная философия. – М.: ООО «Изд-во Проспект», 2003. – С. 234–253.
5. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 123–132.
К вопросу 3
1. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1995. – С. 179–183, 222–239, 247–252.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 152–163.
3. Барулин В.С. Социальная философия. – Ч. 1. – М.: МГУ, 1993. – С. 65–76, 209–215.
4. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – С. 375–386.
5. Плетников Ю.К. Формации общественные // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001. – Т. 4. – С. 270.
6. Плетников Ю.К. Базис и надстройка // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001. – Т. 1. – С. 213.
К вопросу 4
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернаций и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 265–270.
2. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 137–178.
3. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Гардарики, 2003. – С. 444–451.
4. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1995. – С. 319–328.
5. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 163–168.
6. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 1995. – С. 225–230.
7. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – С. 386–397.
8. Философия истории в России. Хрестоматия / Сост. Г.К. Овчинников. – М.: Логос, 1996. – С. 88–95, 259–264.
Дополнительная литература
1. Адорно Т.В. Негативная диалектика. – М.: Научный мир, 2003. – С. 270–313.
2. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10.
3. Арон Р. Избранное: Изменение исторического сознания. – М.: РОССПЭН, 2004.
4. Барг М.А. О категории «цивилизация» // Новая и новейшая история. – 1990. – № 4.
5. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. – 2002. – № 5.
6. Вазюлин В.А. Логика истории. – М.: МГУ, 1988.
7. Гобозов И.А. Смысл и направленность исторического процесса. – М.: МГУ, 1987.
8. Губман Б.Л. Смысл истории: очерки современных западных концепций. – М., 1991.
9. Гоббс Т. О гражданине. – Раздел 1. Свобода. Глава 1. О состоянии людей вне гражданского общества. Глава 2. О естественном законе относительно договоров. Соч. в 2 т. – М.: Мысль.
10. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – Ч. II. – Гл. XIV, XV, XVII, XIX, XX, XXX, XXXI. – Соч. в 2 т. – М.: Мысль.
11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
12. Иноземцев В.Л. Социология Д. Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. – 2002. – № 5.
13. Каримский А.М. Философия истории Гегеля. – М.: МГУ, 1988.
14. Локк Дж. Два трактата о правлении. – Трактат второй. Соч. в 3 т. – М.: Мысль, 1988. – Т. 3.
15. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 13.
16. Межуев В.М. Философия истории и историческая наука // Вопросы философии. – 1994. – № 4.
17. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 158–230.
18. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. – 1992. – № 10.
19. Руткевич А.М. Спор о позитивизме в немецкой социологии // Вопросы философии. – 1992. – № 10.
20. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
21. Тойнби А. Постижение истории. – М., 2001. – С. 18–25, 82–99, 99–149, 149–188, 216–303, 310–369, 535–542.
22. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. – М., 2002. – С. 39–99, 198–265, 436–443.
23. Философия истории. Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. – М.: РОССПЭН, 1995. – С. 340–348, 322–340.
24. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1991. – № 3.
25. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: АСТ: Ермак, 2005.
26. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? Дискуссия вокруг цивилизационной модели. С. Хантингтон отвечает оппонентам // Политические исследования. – 1994. – № 1.
27. Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993. – Введение, Гл. 2, 5.
28. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1999.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Что понимается под разумом в теории естественного права Гоббса и Локка?
2. Чем естественное состояние в теории Локка отличается от естественного состояния в теории Гоббса?
3. Каков идеал государственного устройства у Локка, Гоббса и Руссо?
4. Опишите социальную и историософскую мысль Нового времени.
К вопросу 2
1. Возможно ли постижение истории как некоей целостности?
2. Существует ли объективный смысл истории?
3. Что означает конец истории в философии истории постмодерна (Фукуяма)?
К вопросу 3
1. Кто является основоположником формационной концепции общественного развития?
2. Какой метод положен в основу учения об общественно-экономических формациях?
3. Каков смысл понятий «экономический базис», «надстройка»?
4. Каков смысл понятия «субъект истории» в теории К. Маркса?
5. Какую роль в развитии общества, с точки зрения марксизма, играет классовая борьба, революции?
К вопросу 4
1. Признают ли классические цивилизационные теории (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) понятие социальной революции?
2. Какую культуру Шпенглер называет «аполлоновской» и почему?
3. В каких смыслах используется понятие «цивилизация»?
4. Как трактуется соотношение понятий «культура» и «цивилизация»?
5. Что такое техногенная цивилизация?
Темы докладов и рефератов
1. Теории общественного договора Гоббса, Локка и Руссо: общее и специфическое [9, 10, 14].
2. О полемике материализма и идеализма в понимании исторического процесса: К. Маркс и П. Сорокин [20].
3. Теория культурных циклов А. Тойнби [21, 22].
4. Понятие смысла истории в современной философии истории [3, 28].
5. Философия истории Гегеля [1, 13].
6. Смысл и направленность исторического процесса [7, 8].
7. Теория формаций К. Маркса [15, 16].
8. Теория цивилизации О. Шпенглера [26].
9. Теория цивилизаций Н.Я. Данилевского [11].
10. Теория Д. Бэлла о возобновлении истории в XXI веке [5, 12].
Семинар 18
Проблемы современного общества
Основные понятия: модернизация, постиндустриальное общество, модерн, постмодерн, постсовременность, глобализация, «глобальная деревня», традиционное общество, современность, насилие, ненасильственная борьба, глобальные проблемы современности, «третья волна».
1. Отношение между обществом и природой как эпохальный социальный конфликт будущего. Глобальные проблемы современности. Философия техники.
2. Идея будущего как идеал общественного устройства. Концепции «конца истории» и постисторическое существование. Социальная философия постмодерна: состояние постмодерна как завершение или продолжение модерна? Постиндустриальное общество, тенденции его развития.