Критика чувственного познания.
Стоики.
Стоицизм имеет долгую историю, начиная с истоков эллинизма и вплоть до поздней Римской империи (до конца 4-го века новой эры).
Стоицизм сложное мировоззренческое образование. Он сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма.
С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм трансформировался в этическое учение.
Стоицизм – этическое учение или этическая философия.
Основатель Стоицизма – Зенон с острова Кипр из города Кития. (336-264) 4-3 век до н.э. Зенон Китионский или Зенон Стоик.
Отец Зенона был торговцем, купцом. По его стопам пошел и Зенон. Корабль потерпел крушение. В последствии Зенон считал свое кораблекрушение счастливейшим событием в своей жизни: он стал философом.
Случилось это так. По воле кораблекрушения Зенон оказался в Афинах. От нечего делать Зенон зашел в книжную лавку и зачитался философским произведением Ксенофонта “Воспоминания о Сократе”. Величественный образ Сократа поразил его.
Зенон проповедовал свое мировоззрение в афинском портике. Портик – крытая колоннада, галерея с колоннами. Слово “портик” от латинского ”портикус”, а по-древнегречески это “стоа”. Людей по месту их встречи стали называть стоиками.
Зенон прожил долгую жизнь и умер, задержав дыхание. Это самоубийство было первым случаем самоубийства философа. Этика стоиков допускала самоубийство.
Вокруг Зенона Стоика образовалась группа учеников. Философию Зенона трудно отличить от философии учеников. Это одна традиция.
1.Атараксия. Означало – невозмутимость, отсутствие волнения. Независимость и самодостаточность человека. Умение довольствоваться своим как бы ни мало оно было.
2.Человек должен быть нечувствительным к страданию и достигать бесстрастия. Отсюда, правда, вытекало повиновение судьбе.
Страсти – враг и злодей, это слабости разума. Апатия – удаление от страстей.
Стоики призывают к апатии – недопущению страстей или сознательное воздержание от них.
3.Достижение эвдемонии. Стремление к счастью. Разум – друг и помощник в достижении счастья.
Эвдемонизм – счастье, блаженство (греческое eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.
Вульгарное понимание эвдемонизма – гедонизм (от греческого hedone - удовольствие), направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения.
Достижение счастье – это путь бесстрастия. Неподверженное страстям спокойствие.
Стоики делили страсти на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.
Печаль – это неразумное поведение (сжатие) души. Например, печаль в связи с тем, что другой имеет то же самое, что и я.
Страх стоики определяли как предчувствие зла. Различные виды страха. Тревога – страх перед неизвестным. Робость – страх перед предстоящим делом. Стыд перед дурной славой о себе.
Вожделение – неразумное стремление души. Это ненависть, злоба, гнев. Стоики любовь относили к вожделениям. По мнению стоиков любовь не подобает достойным людям. Аскетизм стоиков.
Удовольствие – неразумное возбуждение себя тем, что представляется желанным, но не более чем представляется.
Страсти общий источник четырех видов зла: неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости. Четырем видам зла противопоставлялись четыре вида добродетели.
Неразумие – мудрость, трусость – мужество,
неумеренность – умеренность, несправедливость – справедливость.
Страху стоки противопоставляли предусмотрительность, а вожделению – волю.
Стоическое бесстрастие не абсолютно, подобно отрешенности индийского мудреца. Стоки допускали умеренную радость, следованию ценностям красоты, физического здоровья.
Но главное не в этом, а в том, что есть истинное добро и что есть истинное зло, и что не есть ни то, ни другое.
Стоики поняли, что между добром и злом лежит ничейная полоса, то есть всё то, что не зависит от воли человека, будь он даже мудрец.
И правильная позиция состоит в том, чтобы принимать мир как он есть. Принимать всё как оно есть: и жизнь и смерть, здоровье и болезнь, красоту и безобразие, удовольствие и страдание, знатность и низкое происхождение, славу и бесславие.
Всё перечисленное есть безразличное. Оно не зависит от нашей воли, но от нашей воли зависит то, как мы будем к этому относиться. А относиться к этому надо равнодушно.
Стоики – квиетисты. Так как их этический тезис – пассивное отношение к окружающей жизни. От нас зависят не сами обстоятельства нашей жизни, в том числе и социальной, а лишь наше отношение к этим обстоятельствам.
Из этого положение вытекает широко известная, но неправильная мысль, что свобода – это осознанная необходимость.
Римские стоики.
Стоицизм стал мировоззрением многих образованных римлян с 1 века до н.э.
Сенека. Родился в конце 1-го века до н.э. (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.) и прожил 70 лет. Современник Иисуса Христа. Известно множество работ Сенеки. Подача мыслей в форме писем. “Нравственные письма к Луцилию”.
Калигула чуть было не предал смерти Сенеку за речь в сенате вызвавшую всеобщее восхищение. Калигула завидовал и Гомеру, и Тациту.
Сенека происходил из богатого сословия всадников и был известным преподавателем риторики и красноречия.
Впоследствии Сенека был в течение 5-ти лет воспитателем Нерона. Казнен Нероном. Сенеку вовлекли в заговор против Нерона заговор раскрыли. Нерон предписывает Сенеке покончить жизнь самоубийством.
Сенека пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Сенека не жил согласно своим принципам.
Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своей судьбы, своего времени, своей среды, которая была аморальной.
Сенека проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к обогащению.
Сенека цинично оправдывался. “Я собираю богатство и тщеславие не в своей душе, а в своем доме”; других философов (Платона, Эпикура) тоже упрекали за расхождение в том, о чем говорят философы, и то, как сами живут.
Этика Сенеки пассивна.
Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело в жизни – твердо стоять против ударов судьбы.
Несчастлив лишь тот, кто сам считает себя несчастным.
Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать.
В творчестве Сенеки происходит открытие понятия совести:
Совесть – это интуиция добра и зла.
Эпиктет (около 50 – ок 135 гг. н.э.) – уникальное явление в древнезападной философии.
Он родился рабом и оставался им длительное время. У него не было даже имени. Эпиктет – это не имя, а прозвище, клика раба: – “эпиктетос” означает “приобретенный”. Мать Эпиктета была рабыней.
Эпиктет оказался в Риме в числе рабов Эпафродита. Эпафродит хозяин Эпиктета был одним из телохранителей Нерона. Эпафродит, желая приобщиться с стоицизму (модное направление для аристократов), посещал лекции стоика, которого еще не изгнал из Рима Нерон, Мусония Руфа. Рабовладелец, сопровождаемый рабом Эпиктетом посещал эти лекции. Лекции вряд ли пошли на пользу хозяина раба, который так и остался глупым жестоким животным, а для самого раба эти лекции стали судьбоносными.
Эпиктет стал невольником – философом, а Мусоний Руф – его невольным учителем.
И вот философ-раб стал рассуждать. Это бесило тупого хозяина, и как-то в приступе ярости хозяин сломал Эпиктету ногу. Эпиктет стоически отвечал: “Вы ломаете мне ногу”. А после того как было нанесено увечье: “Разве я не говорил, что сломаете”. Так Эпиктет стал хромым.
Император Доминициан (после смерти Нерона 68 году н.э.) казнил Эпафродита и Эпиктет получил свободу. Или, может быть, Эпиктет был отпущен самим рабовладельцем. Кому нужен хромой раб?
Эпиктет вел нищенскую жизнь, так для него практика была важнее теории, устное слово, внушение и личный пример важнее письменного слова.
Эпиктет ничего не писал. Может быть он был безграмотным? Ученики Эпиктета записали слова учителя. До нас дошла книга “Беседы Эпиктета”, написанная его учеником Флавием Орланом.
И подобно тому, как нашим главным вопросом является вопрос, как быть свободным при тоталитаризме, так и для Эпиктета главным вопросом был вопрос о том, как стать внутренне свободным при внешнем рабстве, против которого Эпиктет ничего не говорит.
Сенека, как и Эпиктет, подменяют внешнее социальное рабство внутренним. Сенека делал это с позиции рабовладельца, а Эпиктет – с позиции раба.
Существующий порядок вещей изменить нельзя. Истинная сущность человека – в его разуме, который является частицей мирового, космического разума. Эта сущность от человека не отчуждаема. Даже если отобрать всё материальное у человека и даже его тело, то у человека нельзя отобрать разум и свободу воли.
Таков человек и свобода человека в понимании Эпиктета.
Третьим выдающимся стоиком во времена Римской империи был император Марк Аврелий (годы правления 160-180гг). Умер от чумы. После смерти нашли записки, в которых император разговаривал сам с собой.
Марк Аврелий остро чувствовал краткость человеческой жизни, смертность человека. Жизнь человека – мгновение в бесконечном потоке времени.
Время беспредельно в оба конца. Жизнь – это мимолетный момент. Тщетна надежда остаться надолго в памяти потомства.
Философия Марка Аврелия – личный и исторический пессимизм. Разочарованность и усталость императора.
Главные ценности – справедливость, благоразумие, мужество. Для Марка Аврелия главная ценность “общеполезная деятельность” и “гражданственность”. Это нравственные ценности.
Пессимизм более выразителен у Аврелия. Поэтому все комментаторы делают акцент на этом. Он как бы предчувствовал распадение Римской империи.
Скептицизм
Родоначальником скептицизма был Пиррон (360-270гг. до н.э.). Время действия школы до 1 до н.э.
Учителем Пиррона являлся Анаксарх. Анахсарх был дружен с Ал. Македонским и участвовал в его знаменитом походе. Анаксарх был умерен во всем и бесстрастен, спокоен. Чем заслужил к себе уважение со стороны своих последователей. Анаксасрх был замучен тираном острова Кипр.
Пиррон был привязан к Анаксарху и сопровождал его в походе. В долине Инда Пиррон общался с индийскими философами. Но влияние их на Пиррона не следует преувеличивать.
Пиррон принадлежал к немалой части античных философов, которые выражали свои взгляды только в устном слове и в своих поступках. Поэтому об учении Пиррона мы знаем от его учеников.
В центре внимания Пиррона старая проблема счастья. Как стать счастливым?
Пиррон по-своему подытожил всю предшествующую философию и пришел к выводу, что все философы почти во всем противоречили друг другу. Тем самым философы невольно доказывали, что мы не можем знать, что такое мир, что такое составляющие его вещи и происходящие процессы.
Всякая вещь есть “это” не более чем она есть “то”.
Всё есть и не есть в равной степени.
На провокационный вопрос: “А не умер ли ты, Пиррон? – Пиррон твердо отвечал: “Не знаю”.
В мире всё относительно, все вещи и одинаковы и неодинаковы, постоянны и не постоянны.
Иначе говоря все вещи непознаваемы. Из этого следует и наше отношение ко всему, что есть и происходит в мире. Это отношение должно состоять в полном воздержании от каких-либо суждений обо всем этом.
Полное воздержание от суждений – эпохэ (остановка). От слова эпохэ произошло слово эпоха. Следует воздерживаться от категорических суждений (утвердительных).
Атараксия (невозмутимость, хладнокровие, спокойствие).
Эпикур из утверждения атараксии сделала вывод, что это путь к счастью
Стоики из атараксии сделали вывод о пассивности человеческого существования.
Скептики сделали из атараксии вывод об отсутствии истины и воздержания от суждений. Воздержание от суждений – практическая рекомендация.
Истина недоступна. Доступно только мнение. Но мнение – это не истина. Человек, конечно, может изречь истину, но случайно.
Как философы ни старались, они так не смогли открыть истину. Да и ее и нет.
Пробабилизм – учение о том, что нет абсолютных истин, истина всегда более или менее вероятна.
Все высказанные проблемы толкали мысль на поиск критерия истины.
Конечно, критерии истины предложить сложно, но скептики занимались проблемами логики.
Скептики сформулировали десять тезисов – тропов, к которым в дальнейшем было прибавлено еще пять. Это аргументы против знания или почему нужно воздерживаться от суждений.
Если объединить эти тропы, то получаем следующие четыре позиции.
Критика чувственного познания.
- Разные органы чувств, физиологические, психические, индивидуальные различия людей.
- Различные состояния субъекта
- Существует примесь других факторов. Чувства не изолированы друг от друга и от внешних воздействий.
2.Релятивность познания. То, что из далека кажется малым, вблизи оказывается большим. Различные воздействия разного количества одно и того же вещества. Например, лекарство. В малом количестве оно полезно, а большом вредно. Относительно одной вещи – это вправо, а относительно другой – влево.
Ничего нельзя утверждать позитивно – ни существование различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т.д.
3.Сила привычки. Привычные вещи вызывают согласие, а непривычные вещи – удивление. Привычные и непривычные вещи вызывают различные чувства.