Следует хорошо знать, что такое карма, викарма и акарма, ибо наука деятельности необычайно сложна
Бхаванувада
Викарма, или запретная деятельность, ведёт к страданиям. Таков закон. Акарма означает "не исполнять своих обязанностей". Почему же тогда для санньяси считается полезным отречение от обязанностей? Как они обретут высшее благо, не совершая действий? Наука кармы чрезвычайно глубока и сложна для понимания. Слово карма указывает на все три понятия: карму, акарму и викарму.
Пракашика-вритти
Очень трудно понять науку о карме. Только та карма, что предписана в шастрах, приведёт человека к мокше. Викарма, запретные действия, противоречащие указаниям шастр, ведёт дживу к страданиям. Если человек не совершает карму, предписанную шастрами, это называется акармой (бездействием) Есть три уровня акармы:
1. Невежды уклоняются от выполнения предписанных Ведами обязанностей просто из лени.
2. Те, кто знает, что плоды кармы преходящи и несут с собой одни лишь страдания, разочаровываются в карме и устремляют свои усилия к мокше.
3. Некоторые же, услышав хари-катху, оставляют свои обязанности (карму) и начинают развивать в себе бхакти.
тавfт кармftи курвитf / на нирвидйета йfватf
мат-катхf-iраваtfдау вf / iраддхf йfван на джfйате
(Бхаг., 11.20.9)
В комментируемой шлоке, в выражении гаханf кармаtо гатиx, слово кармано указывает на все три вида кармы: карму, акарму и викарму.
Текст 18
k-MaR<Yak-MaR Ya" PaXYaedk-MaRi<a c k-MaR Ya" )
Sa buiÖMaaNMaNauZYaezu Sa Yau¢-" k*-Tòk-MaRk*-Ta( )) 18 ))
кармаtй акарма йаx паiйед / акармаtи ча карма йаx
са буддхимfн манушйешу / са йуктаx кhтсна-карма-кhт
сах – тот; буддхимfн – разумный человек; манушйешу – среди людей; йаx – кто; паiйет – способен видеть; акарма – бездействие; кармаtи – в действии; ча – и; йаx – кто (видит); карма – действие; акармаtи – в бездействии; йуктаx – пребывает на трансцендентном уровне; (хотя и) кhт – совершающий; кhтсна-карма – все виды действий.
Кто видит в бездействии действие, а в действии бездействие, тот поистине мудр и пребывает на духовном уровне, даже если сам при этом занят всевозможными делами.
Бхаванувада
В этой шлоке, начинающейся словом кармани, объясняется два из трёх видов кармы: карма и акарма. Такие чистые сердцем души, как Махараджа Джанака, не принимали санньясу, хотя и обладали гьяной. Они следовали принципу акармы, занимаясь нишкама-карма-йогой. Человек, понимающий, что подобная деятельность не является кармой, сам никогда не станет жертвой закона кармы. С другой стороны, карма-санньяси, люди с нечистым сердцем, лишённые таттва-гьяны, обладают сугубо теоретическим знанием шастр и могут только красиво говорить. Тот, кто способен видеть карму в акарме таких санньяси и кто сознаёт, что привязанность к карме ведёт лишь к страданиям, является истинно мудрым человеком.
Человек с чистым сердцем, как уже говорилось, занимается всевозможными делами, но не принимает карма-санньясу. А так называемые карма-санньяси только считают себя очень умными, хотя на самом деле они просто горделивы и любят много говорить. Они не ищут общения со старшими и не следуют никаким наставлениям, они только восхваляют себя. Такие нечистые люди тяжко страдают.
Шри Бхагаван также сказал:
йас тв асаvйата-шаl-варгаx / прачаtlендрийа-сfратхиx
джufна-ваирfгйа-рахитас / три-даtlам упаджbвати
сурfн fтмfнам fтма-стхаv / нихнуте мfv ча дхарма-хf
авипаква-кашfйо ’смfд / амушмfч ча вихbйате
"Некоторые люди, лишённые гьяны и вайрагьи, напоказ принимают триданду, символ отречения, чтобы просто добывать себе средства к существованию. Очень плохо, если разум такого человека, предназначенный для управления чувствами, сам находится во власти необузданных и сильных чувств и подвержен влиянию шести могущественных пороков (вожделения, гнева, алчности, иллюзии, гордыни и зависти). Такой человек убивает собственную душу. Всецело отдавшись потоку бесконечных мирских желаний, он пренебрегает почтенными полубогами, самим собой и даже Мной, пребывающим в его сердце. Так он терпит полное поражение и в этой жизни, и в следующей" (Бхаг., 11.18.40-41).
Пракашика-вритти
Любая деятельность, которой занимается нишкама-карма-йоги, является для него акармой (бездействием) в виде карма-санньясы. В основе его нишкама-кармы лежит отрешённость от плодов деятельности (карма-тьяга). Поэтому, хотя нишкама-карма-йоги занимаются самым разными делами, их не причисляют к карми (тем, кто трудится ради плодов своих усилий). Для них карма и акарма суть одно. С другой стороны, так называемые гьяни, которые искусственно отреклись от своих обязанностей (карма-санньяса), а сами, обладая нечистым сердцем, дурно себя ведут (дурачари), гордятся собой и бахвалятся, неизбежно страдают от последствий своих поступков.
Текст 19
YaSYa SaveR SaMaarM>aa" k-aMaSaªLPaviJaRTaa" )
jaNaaiGandGDak-MaaR<a& TaMaahu" Pai<@Ta& buDaa" )) 19 ))
йасйа сарве самfрамбхfx / кfма-саyкалпа-варджитfx
джufнагни-дагдха-кармftаv / там fхуx паtlитаv будхfx
(тот) йасйа – чьи; сарве – все; самfрамбхfx – усилия; варджитfx – свободны; кfма-саyкалпа – от корыстных побуждений; (его) кармftам – поступки; дагдха – сожжены; джufна-агни – огнём знания; будхfx – мудрые; fхуx – зовут; там – его; паtlитам – знающим человеком.