Предписанные обязанности (нитья-карма), которые выполняются без корыстных побуждений и привязанности, а также без желания или ненависти, именуются деятельностью в гуне благости
Бхаванувада
Описав три вида гьяны, Верховный Господь переходит к описанию трёх видов кармы. Если человек выполняет обязанности, представленные в шастрах как нитья-карма, без привязанности, не уходя в них "с головой", а именно, не чувствует к этим занятиям ни сильного влечения, ни отвращения и не стремится к их плодам, его деятельность находится на уровне благости.
Текст 24
Yatau k-aMaePSauNaa k-MaR Saahªare<a va PauNa" )
i§-YaTae bhul/aYaaSa& Tad]aJaSaMaudaôTaMa( )) 24 ))
йат ту кfмепсунf карма / сfхаyкfреtа вf пунаx
крийате бахулfйfсаv / тад рfджасам удfхhтам
ту – но; тат – та; карма – деятельность; йат – которая; крийате – совершается; бахула-fйfсам – с великим беспокойством; са-ахаyкfреtа – с самомнением; вf пунаx – или ещё; кfма-ипсунf – со стремлением к её плодам; удfхhтам – именуется; рfджасам – подвластной гуне страсти.
Та же деятельность, которой в великом беспокойстве занимается самодовольный человек, стремящийся исполнить свои корыстные желания, именуется деятельностью в гуне страсти.
Бхаванувада
Слово кfмепсунf означает "имея небольшое ложное эго", а сfхаyкfреtа – "с огромным ложным эго".
Текст 25
ANaubNDa& +aYa& ih&SaaMaNaPae+Ya c PaaEåzMa( )
Maaehadar>YaTae k-MaR YatataaMaSaMauCYaTae )) 25 ))
анубандхаv кшайаv хиvсfм / анапекшйа ча паурушам
мохfд fрабхйате карма / йат тат тfмасам учйате
тат – та; карма – деятельность; йат – которую; fрабхйате – предпринимают; мохfт – из заблуждения; анапекшйа – без учёта; паурушам – собственных возможностей; анубандхам – с последующим; кшайам – разрушением (добродетели); ча – и; хиvсfм – причинением вреда (себе и другим); учйате – именуется; тfмасам – подвластной гуне невежества.
Деятельность, которой человек занимается из заблуждения, без учёта собственных возможностей, деятельность, которая ведёт к страданиям, разрушает дхарму и гьяну, а также вредит ему самому и причиняет беспокойства другим, именуется деятельностью в гуне невежества.
Бхаванувада
В слове анубандхам частица (приставка) ану указывает на то, что должно произойти в будущем, после того как поступок уже совершён. Иначе говоря, она указывает на последствия поступка. Бандха – это заточение, к которому принуждают стражи порядка, например, ямадуты. Любое материалистичное усилие (карма), предпринимаемое из заблуждения, без учёта последующих бед и несчастий, усилие, разрушающее дхарму и гьяну, а также причиняющее вред самому человеку, который прилагает это усилие, носит название деятельности в гуне невежества.
Пракашика-вритти
В этом и предыдущих двух стихах Верховный Господь описывает три вида кармы. В "Шримад-Бхагаватам" (11.25.23) говорится:
мад-арпаtаv нишпхалаv / вf сfттвикаv ниджа-карма тат
рfджасаv пхала-саyкалпаv / химсf-прfйfди тfмасам
"Только ту нитья-карму, которой человек занимается бескорыстно и которую он посвящает Верховному Господу, именуют деятельностью в гуне благости. Карма, совершаемая с желанием наслаждаться её плодами, имеет свойство страсти, а та карма, что сопровождается насилием и совершается из злобы, относится к уровню невежества".
Шрила Бхактивинода Тхакур пишет: "Карма на уровне невежества – это деятельность, которая представляет собой сугубо материалистические усилия. Ею занимаются в беспокойном состоянии ума, не задумываясь над тем, к каким бедам она может привести или как пагубно она может сказаться на дхарме и гьяне. Кроме того, такая деятельность сопровождается насилием (включая вред, приносимый самому человеку, который этой деятельностью занимается)".
Текст 26
Mau¢-Sa®ae_Nah&vadq Da*TYauTSaahSaMaiNvTa" )
iSaÖyiSaÖyaeiNaRivRk-ar" k-TaaR Saaitvk- oCYaTae )) 26 ))
мукта-саyго ’нахаv-вfдb / дхhтй-утсfха-саманвитаx
сиддхй-асиддхйор нирвикfраx / картf сfттвика учйате
картf – исполнитель действия; мукта-саyгаx – свободный от привязанности; анахаv-вfдb – свободный от ложного эго; саманвитаx – наделённый; дхhти – решимостью; утсfха – и воодушевлением; нирвикfраx – не поддающийся (влиянию); сиддхи-асиддхйоx – успеха или поражения; учйате – именуется; сfттвикаx – пребывающим на уровне благости.