Занятие 22. Уважение к гуне благости

- Студентам: Рассказать на основе материала о гунах из курса «Самбандха» о том, что такое гуны, какие они бывают, как они обуславливают нас, и к каким результатам приводит их влияние на нас.

Мин.

(Попросить студентов рассказать материал 4-го занятия из курса Самбандха. Вы можете добавлять, уточнять, задавать вопросы. Покройте весь материал того занятия.)

- Почему гуна благости важна в духовной жизни?

Мин.

(Можно задать вопрос: «Нужна ли нам вообще гуна благости или можно просто занимаясь одним только преданным служением достичь высшей цели жизни?». Обсудить. Затем дать свое понимание.)

Мы делаем то, что хочет Кришна. А Кришна более расположен к гуне благости

Тот, кто хочет заниматься преданным служением Господу, чтобы очиститься и достичь цели жизни - трансцендентного любовного служения Личности Бога, должен прежде всего выяснить, чего от него хочет Господь. Тот, кто любит Кришну, всегда предлагает Ему то, чего Он желает и никогда не станет предлагать того, чего Господь не хочет или о чем не просит его. Так, Кришне нельзя предлагать мясо, рыбу и яйца. Если бы Он хотел, чтобы Ему предлагали их, то непременно сказал бы об этом. Однако Господь просит предлагать Ему листья, плоды, цветы и воду и говорит, что Он примет их. Отсюда следует, что Он никогда не примет от нас мясо, рыбу и яйца. (Бхагавад Гита 9.26, комментарий)

Гуны страсти и невежества – основа демонического образа жизни, противоположного бхакти

Материальная энергия состоит из трех гун материальной природы. Поэтому человек должен подняться по крайней мере на уровень гуны благости, прежде чем перед ним откроется путь к постижению Верховной Личности Бога. Не достигнув уровня гуны благости, он останется во власти страсти и невежества, составляющих основу демонического образа жизни. (Бхагавад Гита 16.24, комментарий)

Гуна благости – благоприятный плацдарм для духовной практики

Материальная гуна благости сама по себе не является духовной, но она не препятствует духовной жизни. Поскольку материальная гуна благости очищает сознание человека и рождает желание получения более высокого знания, это благоприятная платформа, с которой продолжается движение к духовной жизни, подобно тому, как аэропорт является благоприятным местом начала путешествия. Если человек желает путешествовать из Нью-Йрка в Лондон, Нью-Йоркский аэропорт - это, определенно, благоприятное место начала путешествия. (Шримад Бхагаватам 11.7.8)

- Являются ли действия в благости самоцелью?

Мин.

(Можно лекцию)

Но, если человек пропустит свой рейс, он не будет ближе к Нью-Йорку чем тот человек, который не приехал в аэропорт. Другими словами, преимущество аэропорта имеет смысл только если человек попадет на свой рейс. Подобным же образом материальная гуна благости является наиболее благоприятной ситуацией для начала движения к духовной платформе. Веды предписывают и запрещают различные действия, чтобы поднять обусловленную душу до материальной гуны благости, и оттуда ей следует подняться до духовной платформы трансцендентного знания. Поэтому если кто-то не поднимается на платформу Сознания Кришны, его подъем до материальной гуны благости бесполезен, так же как путешествие в аэропорт бесполезно, если вы опаздываете на самолет. (Шримад Бхагаватам 11.7.8, комментарий)

- Приведите примеры того, как преданные в своей жизни могут ошибочно ставить гуну благости за самоцель.

Мин.

(Обсудите разные варианты, связанные, например, с ситуациями, когда целью жизни становится уже не преданное служение, а здоровье и т.д.)

- Приведите примеры случаев из своей жизни, когда вы находились под сильным влиянием гун страсти и невежества. Как Вы себя чувствовали? Приведите примеры случаев, когда на Вас влияла гуна благости. Как Вы чувствовали себя в под ее влиянием?

Мин.

(Попросите студентов вспомнить такие случаи и поделиться с другими. Можете провести эмперическое упражнение, если Вы прошли курс ТТС)

- В каких сферах Вы можете улучшить свои действия, подняв их до благости?

Мин.

(Можно сделать упражнение в парах, где преданные совместно обсуждают, в каких моментах им стоит подняться до гуны благости, составляя списки. Затем могут рассказать другим преданным.)

- Какие проблемы возникают у нас в следовании стандартам гуны благости и как их можно решить?

Мин.

(Попросите подопечных привести различные проблемы, которые у них возникали)

- Домашнее задание:

Прочитайте цитаты к данному уроку.

Составьте (или дополните) список аспектов, в которых Вы бы хотели подняться повыше к гуне благости. Отмечайте ежедневно Ваш успех в этом.

Занятие 23. Уважение к регулирующим принципам

- Каковы четыре регулирующих принципа? Что к ним относится, а что нет?

Мин.

(Можно лекцией. Убедитесь, что преданные понимают точно все аспекты регулирующих принципов)

Четыре принципа ограничений, а именно: отказ от незаконных половых отношений, отказ от употребления в пищу животных, отказ от интоксикаций и от азартных игр, влияют на их характер. Построение характера – фундамент, на котором основано Сознание Кришны. Веды предписывают, что человек может развиваться в духовной жизни, только следуя правилам аскетизма и целибата. Мы не лжем нашим студентам, что у них есть свобода заниматься всеми видами глупостей, и в то же время развиваться в своем духовном понимании. И поскольку мы очень строги в этом плане, у нас не так много последователей. Впрочем, мы и не нуждаемся в большом количестве сумасбродных последователей. Нам нужна только одна луна в ночном небе, и нам не важны миллионы мелких звезд. (Письмо Шрилы Прабхупады к Джая Мазо, 18 января, 1968)

Регулирующие принципы:

Отказ от азартных игр: игры, имеющие тенденцию вводить игроков в неконтролируемую страсть. Игры с целью получения денег. Игры, в которых присутствует элемент случая. Например, игра в карты – азартная игра, даже если идет не на деньги, так как в ней присутствует элемент случая при раздаче карт. В то время как шахматы – не азартная игра, поскольку в ней все зависит от умений игроков. Действия, направленные на получения прибыли без производства какого-либо полезного продукта. Например, игра на валютной бирже. Действия, направленные на получение прибыли, и ведущиеся нечестным путем.

Отказ от мяса: мяса, рыбы, яиц, лука, чесноска, а так же в идеале от всего того, что не было предложено Господу

Отказ от одурманивающих веществ: алкоголя, сигарет, наркотиков, чая, кофе, шоколада

Отказ от незаконных половых отношений: отказ от отношений вне брака или в браке без цели деторождения

Относительно вашего вопроса: «Каков правильный сексуальный этикет для строгих грихастх; и что представляет собой планирование духовной семьи?» Если только кто-то не желает родить ребенка, не должно быть никакой сексуальной жизни. Лучшее, что вы можете сделать, это забыть о сексе, но это невозможно сделать сиусекундну, особенно в западных странах, где сексуальная жизнь является такой свободой. При таких обстоятельствах следует стараться вести сексуальную жизнь только для рождения детей. (ПШП Даянанде и Нандарани, 24 августа 1968 года).

В твоем письме от 17 числа этого месяца ты был очень откровенен в своих вопросах относительно жизни домохозяина, особенно в области сексуальных отношений. Предполагается, что вопросы о сексе не должны задаваться саньяси. И все же, поскольку ты так сильно зависишь от моих инструкций, я должен дать тебе эту информацию, насколько это возможно. Семейная жизнь не предназначена для потворства сексуальным желаниям. Принципом брака является рождение хороших детей. Поэтому домохозяину разрешается иметь сексуальные отношения один раз в месяц, после менструального периода. Менструальный период продолжается, по меньшей мере, пять дней, поэтому после этих пяти дней можно вступать в сексуальные отношения, если есть желание родить ребенка. А после того, как жена забеременеет - никакой сексуальной жизни, пока ребенок не родится и не достигнет возраста, по меньшей мере, шести месяцев. После этого сексуальная жизнь продолжается по такому же принципу. Если вы не хотите иметь больше одного или двух детей, вы можете добровольно прекратить сексуальную жизнь. Но совершенно недопустимо использовать любой метод контрацепции и в то же время продолжать сексуальную жизнь. Это очень греховно. (ПШП Сатсварупе, 20 сентября 1968 года).

- Являются ли они ограничениями или свободой?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свое виденье)

Это принципы свободы

Но тот, кто, следуя регулирующим принципам свободы, избавился от всякой привязанности и неприязни и держит свои чувства в узде, может в полной мере обрести милость Господа.( Бхагавад Гита 2.64)

Ты беспокоишься насчет правил и ограничений, но без правил и ограничений разочарования будет еще больше. Вначале это может показаться трудновато, но если ты искренне стремишься достичь высшей цели жизни, можешь быть уверена, что прилагая усилия в сознании Кришны, ты будешь становиться все счастливее и счастливее. (ПШП Сьюзен Бекман, 20 сентября 1972)

Потому что они ограждают нас от негативных последствий поступков, противоречащих бхакти:

Мы не можем разжечь огонь, и в то же время лить на него воду. Если мы будем делать так, огонь не разгорится. (Молитвы царицы Кунти, глава 25)

- Как эти четыре регулирующих принципа сказываются на нашем материальном состоянии?

Мин.

(Скажите, что дома преданные прочитают раздел дополнительных материалов: «Регулирующие принципы» для общего ознакомления. Добавьте что-то от себя, если хотите.)

- Почему важно следовать регулирующим принципам с духовной точки зрения?

Мин.

Необходимость аскезы

Как явствует из этих стихов, повторение маха- мантры и вообще всех ведических мантр должно сопровождаться аскезой. Но в Кали-югу человеку не под силу суровая аскеза, подобная той, что описана в этом стихе: питаться в течение многих месяцев только водой и воздухом. Подражать этому не имеет смысла. Однако без аскезы нам не обойтись. Наша аскеза - не нарушать, по крайней мере, четыре запрета: не вступать в недозволенные половые отношения, не есть мяса, не употреблять одурманивающих средств и не играть в азартные игры. В сочетании с этой, доступной для каждого, тапасьей повторение мантры Харе Кришна быстро возымеет действие. Аскезой не следует пренебрегать. (Шримад Бхагаватам 6.5.27-28, комментарий)

Это неестественно для души, т.к. чистые преданные даже не думают нарушать эти принципы:

Они нужны лишь до тех пор, пока человек не почувствует истинный вкус сознания Кришны. Тот, кто обрел сознание Кришны, естественным образом теряет вкус к пустым мирским удовольствиям. (Бхагавад Гита 2.59, комментарий)

Разрушают 4 столпа религии:

Законы религии основываются не на догмах или изобретенных человеком формулах, а на четырех важнейших регулирующих принципах: аскетизме, чистоте, милосердии и правдивости. … Гордость, как ложная, так и истинная, разрушает плоды аскетизма, чрезмерная привязанность к женщинам уничтожает чистоту, излишняя склонность к одурманивающим средствам уничтожает милосердие, а чрезмерная лживая пропаганда - правдивость. (Шримад Бхагаватам 1.17.25, комментарий)

Разрушают нашу связь с духовным учителем:

Ты спросил, правда ли то, что Духовный Учитель остается в материальной вселенной до тех пор, пока все Его ученики не вернутся в духовный мир. Ответ – да, таково правило. Поэтому, каждый ученик должен быть очень внимателен, чтобы не совершить оскорбление, которое будет губительным для его возвращения в Духовный Мир, из-за чего его Духовному Учителю нужно будет снова придти, чтобы спасти его. Такой менталитет будет оскорбителен по отношению к Духовному Учителю. Из десяти оскорблений, оскорбление номер один – нарушать приказы Духовного Учителя. Инструкциям, данным ученику Духовным Учителем во время инициации нужно очень тщательно следовать. Это поможет ему развиваться по духовному пути. Но если он последовательно нарушает эти инструкции, тогда его развитие будет затруднено в самом начале. Эти нарушения будут означать разрыв отношений с Духовным Учителем. А любой, кто их нарушает, и тем самым разрывает его отношения с Духовным Учителем, едва ли может ожидать помощь Духовного учителя жизнь за жизнью. Я надеюсь, это достаточно для тебя прояснит твой вопрос. (Шрила Прабхупада, письмо Джаяпатаке 11 июля 1969)

- Как преодолевать препятствия на пути к следованию?

Мин.

(Можно лекцией)

Внимательное повторение Святых имен и активная занятость в служении:

Так это или нет, единственное лекарство – это Харинама. Просто занимайся весь день служением Кришне, а в любое время, когда нет служения, просто повторяй Харе Кришна. Тогда не будет шанса на незаконный секс. (Шрила Прабхупада, письмо Рупануге, 14-е февраля 1973)

Общение с преданными:

Лучше всего, если ты будешь общаться с преданными в Далласском храме, тогда тебе будет гораздо легче. (Шрила Прабхупада, письмо Элейн, 1-е февраля 1976)

Высший вкус:

Сдерживание в плане этих четырех греховных действий достигается посредством ощущения высшего вкуса сознания Кришны. (Шрила Прабхупада, письмо Суреш Чандре, 18-е июня 1973)

- Какие трудности встречаются в следовании принципам и как их разрешать?

Мин.

(Разберите различные жизненные ситуации из своего опыта и опыта подопечных. Расскажите или попросите рассказать других об успешном опыте борьбы с каждой из четырех привычек.)

- Что делать, если не получается следовать?

Мин.

(Можно лекцией. Желательно с вопросами, чтобы убедиться, что преданные все правильно поняли.)

Не отчаиваться

Да, употребления мяса, несомненно, было огромным оскорблением, так что не делай этого опять, будь то осознанно или неосознанно. Кришна простит тебя за то, что ты сделал, но не делай этого опять.

(Шрила Прабхупада, письмо Чидананде, 28-е сентября 1971)

Наши рекомендации