Шлока 41. Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь сиддхасану

Шлока 41. Совершенства можно достичь, практикуя одну лишь сиддхасану - student2.ru

Если совершенство достигается при помощи сиддхасаны, то какая польза от практикования многих других асан? Если поток праны стабилизирован, дыхание останавливается естественно (кевала кумбха-ка) и состояние «не-ума» (унмани) возникает само собой?

Высшее состояние сознания может быть достигнуто практи-кованием только сиддхасаны и пранаямы. Каждый человек, однако, имеет индивидуальные потребности в зависимости от того, является ли его натура в основном тамастической, раджастической или саттвической. В конце концов, когда ум успокоен и тело приспособлено для продолжительной медитации, все, что вам нужно, — это сиддхасана.

Сватмарама не спрашивает о целях практикования других асан, но всего лишь указывает на тот факт, что для того, кто совершенен в сиддхасане, не обязательно тратить время на практикование других асан. Первоначально сиддхасана рекомендовалась в комбинации с атма дхараной. Какая бы форма концентрации внимания ни была принята, полная концентрация на объекте медитации и поглощение им приводит к прекращению дыхания. Сознательное ограничение дыхания и самосозерцание приводят к кевала кумбха-ке; осознание себя и личные переживания ослабляются. Сватмарама, таким образом, говорит, что если человек переживает это в сиддхасане, то время следует тратить на практикование сиддхасаны, а не других асан.

Однако люди, принадлежащие к тамастической или раджастической категориям, для увеличения своих способностей работы с праной и сознанием должны практиковать серии других асан и другие формы йоги. Сиддхасана и раджа-йога отлично подходят для садхаки, который имеет духовные устремления, но люди с эмоциональным, страстным, экстравертным, динамичным или аналитическим характером нуждаются также и в других формах йоги. Карма-йога и бхакти-йога гармонизируют тело, ум и эмоции и помогают подчинить себе чувственные переживания. Если ум в основном тамастический или раджастический, то он нуждается в соответствующем самовыражении, в противном случае во время медитационной практики он будет нарушать весь процесс медитации, блуждать туда-сюда или просто начнет скучать и засыпать.

Для достижения высшего переживания ум должен быть полностью поглощен точкой концентрации. Если вы выполняете сиддхасану и практикуете пранаяму, то наступает стадия, когда встречаются две пранические силы — апана и прана, — и взаимодополняющие тенденции иды и пингалы объединяются в аджна чакре. В этот момент ум становится единым целым и дыхание останавливается. Ум, однако, должен иметь определенную точку для фокусировки, такую как некоторый психический символ, гуру, мантра или янтра и т.п., поскольку в противном случае он войдет в состояние пустоты, или в шунью. Таким образом, мы установили, что высшее переживание создается комбинацией нескольких элементов, а не только асаной и остановкой дыхания.


Наши рекомендации