Не принимаются и не рассматриваются проекты, предполагающие инсценировки и экранизации литературных произведений, а также рисунки, песни и пляски по их мотивам.
Программа дисциплины«История зарубежной литературы ХХ века. Часть первая» для студентовIII курсафакультетателерадиожурналистикиГуманитарного университета, 2016/2017 г.
- Система отчетности
Оценка работы студента осуществляется на основе учета рейтинговых баллов по результатам текущего и итогового контроля. Для получения зачета необходимо набрать не менее 41 балла. Если по дисциплине предусмотрен экзамен, для получения оценки «удовлетворительно» достаточно набрать 41 балл, «хорошо» – 61 балл, «отлично» – 81 балл.
Текущий контроль включает в себя две контрольные работы по текстам, оценку творческой работы, учет посещения занятий.
Итоговый контроль включает в себя итоговую контрольную работу и собеседование в экзаменационной форме по программе курса.
Текущий контроль
Контрольные работы по текстам
Специфика историко-литературного курса состоит в том, что условием выполнения его программы является прочтение довольно большого количества произведений. Кроме того, важно, чтобы произведения были прочитаны своевременно. Поэтому студентам предлагается понедельный график чтения, учитывающий объем и сложность произведений, входящих в список обязательного чтения. Проверка знания произведений осуществляется в форме контрольных работ (КРТ).
Список произведений для обязательного чтения:
К контрольной работе 1:
Эдмон Гонкур, Жюль Гонкур. ЖерминиЛасерте.
Эмиль Золя. Тереза Ракен.
Ги де Мопассан. Пышка.
Хенрик Ибсен. Кукольный дом
Томас Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей.
Генри Джеймс. Дэзи Миллер.
Оскар Уайльд. Идеальный муж
Герберт Джордж Уэллс. Машина времени.
Джордж Бернард Шоу. Пигмалион
Роберт Льюис Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда.
Киплинг. Стихотворения (Если. Бремя белого человека. Баллада о Востоке и Западе. Мастер. Последняя песня честного Томаса. Дворец. Руны на мече и др.). Ворота ста печалей. Город страшной ночи.
Джозеф Конрад. Сердце тьмы.
К контрольной работе 2:
Поль Верлен. Томление («Я – римский мир периода упадка…», пер. Б. Пастернака). Средь необозримо… (пер. Б. Пастернака). Хандра («И в сердце растрава…», пер. Б. Пастернака). Искусство поэзии («За музыкою только дело…», пер. Б. Пастернака). Последняя надежда («Она деревцом терпеливым…», пер. А. Гелескула). Это – желанье, томленье… (пер. Э. Линецкой).
Артюр Рембо. Пьяный корабль (пер. Б. Лившица, П. Антокольского, Д. Бродского). Озарения. Сезон в аду.
Морис Метерлинк. Непрошенная
Марсель Пруст. В сторону Свана
Джеймс Джойс. Улисс (эпизоды 1, 2, 4, 11, 13, 15 – полностью, остальное прочесть в изложении).
Франц Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии.
Томас Манн. Смерть в Венеции
Томас Манн. Волшебная гора
Герман Гессе. Степной волк.
Кнут Гамсун. Пан
Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна.
АмброзБирс. Случай на мосту через Совиный ручей.
О. Генри. Поросячья этика. Вождь краснокожих. Родственные души. Дары волхвов.
График чтения и расписание контрольных мероприятий см. в таблице ниже.
Максимальная сумма баллов за каждую КРТ – 15. Вопросы формулируются в закрытой форме. Задание может состоять в том, чтобы по фрагменту опознать произведение, правильно определить время и место действия, перечислить главных героев и т.д.
Творческие работы (ТР).
Темы ТР студенты выбирают самостоятельно в течение февраля-марта и в обязательном порядке согласовывают проект с преподавателем. Те студенты, которые не придумают тему самостоятельно, в апреле должны получить задание творческой работы у преподавателя.
Не принимаются и не рассматриваются проекты, предполагающие инсценировки и экранизации литературных произведений, а также рисунки, песни и пляски по их мотивам.
Творческая работа по определению – создание нового. Ее результат должен не только свидетельствовать об определенном уровне усвоения материала, но и обладать самостоятельной ценностью. Наиболее простым способом достижения такого результата в учебном процессе может быть создание композиции из фрагментов художественных произведений, суждений критиков, справочной информации, аудио- и видеоиллюстраций, непосредственно относящихся к произведению или передающих колорит эпохи. Это могут быть кадры из экранизаций, книжные иллюстрации, мода, живопись, музыка, танцы эпохи. Можно подобрать фото и видеоматериалы, представляющие место действия или относящиеся к историческим событиям, образующим его фон. Объектом анализа могут быть не только сами произведения, но и их сценические воплощения, экранизации, иллюстрации к ним.
Самостоятельная речь студента может занимать большее или меньшее место: наибольшее в сочинении типа эссе, сопровождаемом аудио- и видеоматериалами. Но и в тех случаях, когда представляемый текст состоит исключительно из цитат, автор должен быть в состоянии объяснить свой замысел и прокомментировать выбор элементов.
Выполнение ТР в форме эссе рекомендуется только тем студентам, которые вполне уверены в своем умении излагать мысль литературным языком и пишут без ошибок.
Минимальный формат, в котором может быть представлена ТР – постер, на котором размешены одно или несколько изображений, фрагменты из произведений и справочная информация. Работа может состоять из серии постеров, организованной тем или иным способом.
Проект может быть выполнен как индивидуально, так и в команде, при условии, что индивидуальный вклад каждого участника может быть оценен.
Разумеется, условием успешного выполнение проекта будет реальное знание произведения и контекста.
Работы должны быть представлены на практических занятиях в конце семестра. Желательны видео- и аудиоиллюстрации. Электронная версия доклада обязательна. К докладу должен быть приложен список использованной литературы. В текст доклада должны быть включены ссылки.
Примерные темы ТР.
Бюргеры и художники: по произведениям Стивенсона, Золя, Ибсена, Томаса Манна, Джека Лондона, Марка Твена, О. Генри и др.
Образы снобов в произведениях Гарди, Джеймса, Шоу, Пруста.
Викторианство как тема. Образы викторианской культуры в литературе второй половины XX века (Фаулз, Байетт, Уотерс, Акройд и др.).
Быть джентльменом. Этика и образ джентльмена в произведениях Уайльда, Гарди, Джеймса, Шоу.
Два злосчастных брака. Хенрик Ибсен, «Нора» и «ГеддаГаблер».
Женщины с моря. Женские образы в пьесах Ибсена «Росмерсхольм», «ГеддаГаблер», «Строитель Сольнес», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».
«Юность – это возмездие» (Ибсен). Дети и взрослые (Стивенсон, Генри Джеймс, Ибсен, Марк Твен и др.).
«Чистая женщина, правдиво изображенная». Женщина в викторианской культуре (Томас Гарди, Оскар Уайльд, Генри Джеймс, Бернард Шоу, Кнут Гамсун, бр.Гонкур, Золя, Мопассан и др.).
Джентльмен на rendez-vous. Томас Гарди, Генри Джеймс, Оскар Уайльд, Хенрик Ибсен, Бернард Шоу и др.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток» (Киплинг). Свои и чужие: имперский опыт и тема встречи культур в произведениях Киплинга, Конрада, Джека Лондона, Германа Гессе и др.
Случай Рембо.
Элои, морлоки и опыт ХХ века.
Лингвистическая утопия доктора Хиггинса.
Ашенбах и Галлер. «Смерть в Венеции» Томаса Манна и «Степной волк» Гессе.
Йозеф Кнехт и доктор Живаго.
Случай Гамсуна.
Журналист как персонаж: мир прессы в литературе рубежа веков (Мопассан, Уэллс, Конан Дойл, Марк Твен, О. Генри и др.).
Писатель и война.Мопассан, АмброзБирс, Томас Манн и др.
Литературнаяанималистика рубежа веков. Люди и животные в произведениях Киплинга (Книга джунглей), Уэллса (Остров доктора Моро), Гессе (Степной волк), Джека Лондона, Франца Кафки (Превращение), Чехова («Каштанка», «Белолобый»), Толстого («Холстомер»), Булгакова («Собачье сердце»), Эрнеста Сетона-Томпсона и др.
Америка как проблема. Простаки за границей: образы американцев в произведениях Генри Джеймса, Конан Дойла, Б. Шоу, Простаки дома: Марк Твен, Джек Лондон, О. Генри и др. Дэзи Миллер и другие «американские девушки».
Роман с Италией: Хенрик Ибсен, Генри Джеймс, Томас Манн и др.
Роман с Парижем (Лондоном, Нью-Йорком и т.д.).
Оскар Уайльд, Поль Верлен, О. Генри: TheJailbirds. Писатель и закон.
Метафоры Преступного Мира (Уайльд, Стивенсон, Конан Дойл, О. Генри). Криминально-комическая эпопея и ее место в искусстве ХХ века. О. Генри, Исаак Бабель, Ильф и Петров и другие.
Посещение занятий
За стопроцентное посещение лекционных и практических занятий начисляется 5 баллов.
График контрольных мероприятий по дисциплине «История зарубежной литературы ХХ века. Часть первая» для студентов III курса филологического факультета Уральского университета, 2016/2017 г.
Рекомендуемый график чтения | Самостоятельная работа и график контрольных мероприятий | ||
1. | 13 – 19.02 | Ибсен. Кукольный дом | |
2. | 20 – 26.02 | Бр. Гонкур. ЖерминиЛасерте. | Прослушать лекцию по творчеству Ибсена. |
3. | 27.02 – 5.03 | Золя. Тереза Ракен. Мопассан. Пышка. | |
4. | 6 – 12.03 | Гарди. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Джеймс. Дэзи Миллер. | |
5. | 13 – 19.03 | Уайльд. Идеальный муж. Уэллс. Машина времени. Шоу. Пигмалион. | Консультация 1 Определение тем ТР |
6. | 20 – 26.03 | Стивенсон. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Киплинг. Стихотворения. Рассказы. Конрад. Сердце тьмы. | |
7. | 27.03– 2.04 | Лирика Верлена, Рембо, Малларме Метерлинк. Непрошенная. | КРТ-1 Гонкуры, Золя, Мопассан, Ибсен, Гарди, Джеймс, Уайльд, Уэллс, Шоу, Стивенсон Киплинг, Конрад. |
8. | 3 – 9.04 | Пруст. В сторону Свана. | |
9. | 10 – 16.04 | Джойс. Улисс. (5–6 эпизодов.) | Прослушать лекцию по творчеству Ницше. |
10. | 17 – 23.04 | Кафка. Приговор. Превращение. В исправительной колонии. Томас Манн. Смерть в Венеции. | Прослушать лекцию по творчеству Кафки. |
11. | 24 – 30.04 | Томас Манн. Волшебная гора. | |
12. | 1 – 7.05 | Гессе. Степной волк. | Консультация 2. Определение степени готовности ТР |
13. | 8 – 14.05 | Гамсун. Пан | Практическое занятие 1 |
14. | 15 – 21.05 | Марк Твен. Приключения Гекльберри Финна. Бирс. Случай на мосту через Совиный ручей. О. Генри. Рассказы. | Практическое занятие 2 |
15. | 22 – 28.05 | Практическое занятие 3 КРТ-2. Верлен, Рембо, Малларме, Метерлинк,Пруст, Джойс, Кафка Манн, Гессе, Гамсун, Марк Твен, Бирс, О.Генри. | |
16. | |||
Итоговый контроль
Экзамен (зачет) по дисциплине проводится в два этапа.