Тема 12. познавательная деятельность и ее основные формы. наука
(до 4 час. уч. времени, в зависимости от плановой уч. нагрузки)
1. Введение (актуальность) темы:
Познавательное отношение человека к действительности представляет собой необходимую сторону всей системы его отношений к миру. Суть познавательного отношения человека к миру заключается в выработке адекватного воспроизведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.
2. Цель:Выяснить суть познавательного отношения к действительности.
3. Задачи:
Студент должен знать:
· основные формы познания окружающей действительности и их особенности;
Студент должен уметь:
· характеризовать основные проблемы гносеологии;
Студент должен приобрести навыки и качества:
· уметь анализировать и интерпретировать особенности науки как специфической формы познания.
4. Основные учебные вопросы (план):
1. Эпистемология: философское учение о знании.
2. Познание как специфическая форма отражения объективной действительности. Агностицизм и его формы.
3. Структура познавательного процесса: уровни и формы.
4. Проблема истины в современной философии.
5. Возникновение науки, ее специфика и функции. Строение и динамика научного знания.
6. Методология научного познания. Общелогические методы познания, методы эмпирического и теоретического исследования. Этика науки.
7. Теоретическое «конструирование» знания.
8. Научное и вненаучное знание.
5. Материалы для контроля за усвоением темы:
1. Какие формы познавательной деятельности Вы знаете?
2. Что Вы понимаете под субъектом и объектом познания?
3. Каковы основные положения диалектико-материалистической теории отражения?
4. Как познается объективная истина? Как соотносятся абсолютная и относительная истины?
5. Достижима ли абсолютная истина?
6. Как соотносятся понятия “истина” и “правда”?
7. Какова структура и основные формы практической деятельности?
8. Возникновение и развитие науки, ее функции.
9. Назовите формы развития науки.
10.Каковы специфические признаки научного познания?
11.Строение и динамика научного знания.
12.В чем единство и различие философии и науки?
13.Что такое метод? Какие существуют методы в познании?
14.Охарактеризуйте основные формы научного познания.
6. Задания для самоподготовки и УИРС:
1. Истина и красота: о роли искусства в познании мира.
2. Наука и миф в культуре ХХ века.
3. Наука и нравственность: дилемма истины и блага в современной культуре.
4. Научное познание и восточные культурные традиции.
5. Феномен алхимии.
6. Многообразие форм вненаучного познания.
7. Наука и социальные технологии.
8. Этические проблемы психиатрии и медицины.
9. Интуитивное познание: споры о природе интуиции в истории гносеологии.
10.Истина и ценность. Феномен релятивизма в современной гносеологии и философии науки.
7. Литература:
Основная:
1. Калмыков В.Н. Философия. - Гомель, 1997.
2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997.
3. Спиркин А.Г. Философия. - М., 1998.
4. Философия / Отв. ред. В.П.Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1995.
Дополнительная:
1. Автономова Н.С. Рассудок. Разум. Рациональность. - М., 1988.
2. Александров А.Д. Истина как моральная ценность // Наука и ценность. - Новосибирск, 1987.
3. Андрющенко М.Г. Познание и вера. - Иркутск, 1994.
4. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. - М., 1988.
5. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М., 1965.
6. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. - М., 1990.
7. Вильчинский В.Я. Познание и практика в структуре деятельности. - Рига, 1988.
8. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Философская и социологическая мысль. - 1992. - №5.
9. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987.
10.Гносеология в системе философского мировоззрения. - М.,1983.
11.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991.
12.Диалектика. Познание. Наука. - М., 1988.
13.Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. - М., 1990.
14.Идеалы и нормы научного исследования. - Мн., 1981.
15.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. - М., 1993.
16.Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. - М., 1985.
17.Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции. - М., 1978.
18.Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977.
19.Малкей М. Наука и социология знания. - М., 1983.
20.Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. - М., 1987.
21.Наука и культура. - М., 1984.
22.Наука и технология. - М., 1990.
23.Научное знание: логика, понятие, структура. - М., 1987.
24.Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996.
25.Научные революции в динамике культуры. - Мн., 1978.
26.Никифоров А.В. Познание мира. - М., 1989.
27.Полани М. Личностное знание. - М., 1986.
28.Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983.
29.Проблема истины в современной западной философии. - М., 1987.
30.Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. - Киев, 1997.
31.Современная философия науки: Хрестоматия. - М., 1996.
32.Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - № 10.
33.Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992.
34.Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного исследования. - Мн., 1979.
35.Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.
36.Теория познания: В 4-х т. - М., 1991-1995.
37.Тулмин С.Т. Человеческое понимание. - М., 1984.
38.Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. - М., 1986.
39.Филатов В.П. Наука и мир человека. - М., 1990.
40.Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. - М., 1986.
41.Холтон Дж. Что такое антинаука // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
42.Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.
43.Швырев В.С. Научное познание как деятельность. - М., 1984.
44.Эволюционная эпистемология: проблемы и перспективы. - М., 1997.
45.Юдин Б.Г. Методологический анализ как направление изучения науки. - М., 1986.
46.Яскевич Я.С. Аргументация в науке. - Мн., 1992.
Рекомендуемые понятия для изучения темы 12:
Гносеология, гносеология оптимистическая, гносеология пессимистическая, агностицизм, эмпиризм, сенсуализм, рационализм, иррационализм, интуитивное, дискурсивное, объект – субъект познания, созерцательность, истина, классическая концепция истины, конвенциональная концепция истины, истина прагматическая, диалектико-материалистическая концепция истины, сциентизм – антисциентизм, неопозитивизм, структурализм, феноменология, прагматизм, герменевтика, метод, методология, практика.