Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт.

МОДУЛЬ. НАУКА

Наука: феномен, основные теоретические подходы и концепции, формы.

Наука как социальное явление, роль науки в развитии общества.

Наука – это особая профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Наука – это рационально-предметная деятельность сознания, цель которой: построение мыслительных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Наукой не м.б. чувственный опыт, экзистенциальные переживания, художественное воображение.

Основание науки – мышление.

Роль науки:

1. Наука как система научных знаний

2. Как специфический вид творческой деятельности, направленной на создание новых идей и знаний, которые отражают окружающий мир и применимы в практике

3. Совокупность общественных отношений, кот. связывают сообщество исследователей с обществом

Социальные функции науки:

· Производство научного знания (получение нового знания, преемственность знаний, оценочная, восприятие и поддержка новых идей)

· Истолковательная (объяснительная)

· Функция верификации

· Прогностическая

· Распространения знания

· Реализация полученных знаний в практике – в технике и технологии

· Компонент духовной культуры человечества, двигатель прогресса человечества

Наука как специфический тип знания, познавательная деятельность и социальный институт.

Типы знания: обыденное; искусство; религия; философия; экзистенциальные переживания; научное.

Знание – это дискурсная информация => наука – только часть этого дискурсного знания.

Критерии научного знания:

· предметность;

· однозначность;

· системность;

· проверяемость;

· логическая доказательность;

· теоретическая или эмпирическая обоснованность;

· инструментальная полезность.

Наука как познавательная деятельность (деятельность – целенаправленная процессуальная структурированная активность). Структура деятельности: *цель; *предмет; *средства

Для науки – цель: получение нового научного знания; предмет: имеющаяся теоретическая и эмпирическая информация; средства: методы анализа и коммуникации, способствующие достижению решения научной проблемы (это решение должно быть приемлемым для научного сообщества).

Отличие науки от других видов человеческой деятельности:

· цель деятельности производство знаний,

· своеобразие продукта производимого научной деятельностью

· специфика применяемых инструментов и средств производства (мышление, анализ, синтез, мыслительные процессы, дедукция, индукция, типологизация и т.п.)

· в науке живого труда выше

· в меньшей мере формируются трудовые стереотипы

Модели научного познания:

*теоретизм (исходный пункт: идея, возникшая в недрах научного мышления; эмпирический опыт – вспомогательный элемент, одно из средств реализации исходной теоретической идеи. (теория – опыт – теория);

*эмпиризм: научное познание начинается с фиксации эмпирических данных о конкретном предмете -> выдвижение эмпирических гипотез -> отбор наиболее доказанной гипотезы (индуктивный путь познания).

*проблематизм: наука – способ решения когнитивных задач. Научная проблема – это теоретический или эмпирический вопрос, формулированный на языке науки, ответ на который требует получения новой неочевидной теоретической или эмпирической информации. Схема решения научной проблемы: *исходная научная проблема -> возможные способы ее решения -> проверка, устранение ошибочных гипотез -> новая научная проблема. => вечное неудовлетворенное любопытство – движущая сила науки.

Наука как социальный институт:

*формирование научного сообщества, эффективное регулирование его членов;

*регулирование взаимодействия между обществом, наукой и государством;

*система ценностей специфическая внутри науки;

*система законадательных норм, которые регулируют отношения в этой сфере.

Наши рекомендации