Тема 8. Предпринимательская деятельность, ее основные виды и формы

1.Социально-экономическая сущность предпринимательства, его характерные черты. Основные трактовки предпринимательства: классические, неоклассические, инновационные и т.п.

Предпринимательство - самостоятельная инициатива, на собственный риск, деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятию торговлей с целью получения прибыли.

Субъектами предпринимательства могут быть:

- граждане и юридические лица всех форм собственности.

Субъекты, которые не могут заниматься предпринимательской деятельностью:

- военнослужащие;

- должностные лица органов прокуратуры, суда, органов государственной безопасности, внутренних дел, государственного арбитража, государственного нотариата, государственной власти и управления, которые осуществляют контроль за деятельностью предприятий;

- лица, которым суд запретил заниматься предпринимательством;

- лица, имеющие непогашенную судимость за кражи, взяточничество и другие корыстные преступления.

В предпринимательстве существуют ограничения, причем двоякого рода:

- запретительные;

- лицензионные.

Запрещено предпринимательство:

- по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ;

- по изготовлению ценных бумаг, денежных знаков и ломбардных операций.

Предпринимательство по лицензиям выдается:

- на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых;

- ремонт спортивного, охотничьего или иного оружия;

- изготовление и реализация медикаментов и химических веществ;

- изготовление пива или вина;

- изготовление водочных, ликерных или коньячных изделий;

- изготовление табачных изделий;

- медицинская практика;

- ветеринарная практика;

- юридическая практика;

- создание и содержание игорных заведений и организация азартных игр;

- торговля алкогольными напитками

Условиями предпринимательства являются:

- государственная регистрация предпринимателей;

- право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда;

- ответственность субъектов предпринимательской деятельности;

- прекращение предпринимательской деятельности.

а) Государственная регистрация: для этого необходимо в исполком

подаются следующие документы:

- заявление предпринимателя;

- решение учредителя;

- устав (если это необходимо);

- другие документы (если они необходимы при данной организации системы).

б) Право найма: оформляется трудовым договором предпринимателя с работником, в которых указывают условия труда, охрану и оплату труда (не ниже минимального уровня, установленного государством) и социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование.

в) Ответственность предпринимателя:

- не причинять ущерба окружающей среде;

- не нарушать охраняемые законом права и интересы граждан.

г) Прекращение предпринимательской деятельности по следующим причинам:

- по собственной инициативе предпринимателя;

- на основе решения суда;

- истечение срока лицензии;

- банкротство;

- другие причины, предусмотренные законодательными актами РК.

Принципы предпринимательства:

- свободный выбор видов предпринимательской деятельности;

- привлечение на добровольных началах юридических и физических лиц предпринимательской деятельности;

- самостоятельное формирование программы предпринимательства;

- свободный наем работников;

- привлечение и использование материально-технических, финансовых, природных ресурсов, использование которых не запрещено законом;

- свободное распоряжение прибылью после уплаты платежей, предусмотренных законодательством;

- самостоятельное осуществление внешней экономической деятельности.

2.Виды предпринимательской деятельности. Основные организационные формы предпринимательства: их преимущества и недостатки

Предприятие - первичное звено н/х комплекса. Это обособленное структурное подразделение, хозяйственная единица, где фокусируются системы производительных сил и производственных отношений.

С точки зрения форм хозяйствования выделяются следующие виды предприятий:

- малые предприятия;

- кооперативы;

- акционерные общества;

- арендные предприятия;

- фермерские хозяйства.

Необходимость создания малого предприятия:

- при переходе к интенсивному типу экономического роста возрастает значение качественных параметров;

- разделение труда и резкое расширение номенклатуры и ассортимента продукции;

- эффективнее решается вопрос ресурсосбережения;

- легко приспосабливаться к конъюнктуре рынка;

- малые транспортные издержки;

- более рациональное использование трудовых ресурсов.

Эти же черты характеризуют преимущества малого предприятия.

Малые предприятия имеют недостатки:

- не по силам крупные и дорогостоящие научно-технические программы;

- ограничен доступ к сырью и капиталу;

- малые возможности по изучению рынка сбыта и рекламы;

- более уязвимы от внешних факторов (колебания цен, налоги, условия кредитования).

Существуют два вида малых предприятий:

- предприятия, создаваемые заново;

- путем выделения из действующего предприятия, выступающего по отношению к малому учредителем.

Процедура организации малого предприятия:

- принимается решение по созданию предприятия (протокол собрания или приказ руководства);

- разрабатывается устав (название, местонахождение, предмет и цель действия);

- согласие предприятия учредителя;

- все документы подаются в СНД.

Кооператив - общественная организация граждан, добровольно объединившихся для совместного ведения хозяйственной или иной деятельности на основе собственности им принадлежащей, или арендованной, или предоставленной в бесплатное пользование.

Кооперативы функционируют на основе:

- самостоятельности;

- самоуправления;

- самофинансирования.

Цель создания кооператива: удовлетворять потребности народного хозяйства и населения в продовольствии, жилище, продукции технического назначения, товарах народного потребления с высокими потребительскими свойствами.

Кооперативы бывают двух типов:

- производственные - осуществляют производство товаров, продукции и работ, а также предоставляют платные услуги предприятиям, учреждениям, гражданам.

Эти кооперативы создаются для производства, заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, изделий производственно-технического назначения, товаров народного потребления, сбора и переработки вторичного сырья и деловых отходов производства, ремонта и обслуживания техники, производственного, дорожного и технического строительства, розничной торговли и общественного питания, бытового обслуживания, медицинской помощи, спортивно-оздоровительных и других услуг в сфере культурного досуга.

- потребительские - удовлетворяют потребности своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании.

Акционерные общества представляют собой такое предприятие, в капитал которого вкладывают свою долю путем покупки акций.

Чистая прибыль акционерного предприятия ежегодно распределяется между акционерами пропорционально количеству акций и выдается на руки в виде части прибыли, которая называется дивидендом.

Акция - свидетельство о вложении известного пая в капитал акционерного общества и дающее право на получение дивиденда. Денежная сумма, обозначенная на акции, называется номинальной стоимостью акции. Цена, по которой акция продается на рынке, называется курсом акции, который прямо пропорционален величине приносимого дивиденда, а также зависит от ссудного процента.

Акции бывают разных видов:

- по характеру распоряжения:

- именные (закрепляются за конкретным владельцем, печатаются в крупных купюрах);

- на предъявителя (продаются и покупаются, печатаются в меньших купюрах);

- по размерам и характеру дохода:

- привилегированные (выплачиваются фиксированные проценты, которые не зависят от текущей прибыли акционерного общества);

- обыкновенные (выплата дивидендов пропорционально величине прибыли акционерного общества в данном году).

В зависимости от способа распространения ценных бумаг акционерные общества бывают:

- закрытыми, если акции принадлежат только учредителям и на свободный рынок не поступают;

- открытыми, если акции свободно продаются по решению руководства фирмы.

Владельцы арендных предприятий не являются собственниками. Различаются следующие виды аренды:

- аренда предприятия;

- субаренда;

- аренда имущества гражданами или арендный подряд.

Аренда предприятия - срочное (временное) владение его имуществом между коллективом арендаторов и органом, уполномоченным выступать в качестве арендодателя.

Такое предприятие действует на основе собственного устава, который утверждается общим собранием арендаторов, регистрируется в исполнительном комитете и предусматривает порядок приема и увольнения работников, формы и системы оплаты труда, предоставление отпусков и выходных дней, сменность работы, режим работы, распоряжение доходами.

Субаренда - передача части арендованного имущества в аренду третьему лицу, поэтому сам арендатор выступает в роли арендодателя.

Аренда имущества граждан может быть:

- индивидуальной;

- групповой.

Арендный подряд - форма организации и оплаты труда отдельных работников, коллективов, подразделений.

Порядок оформления аренды:

- организация арендаторов;

- вместе с профсоюзным комитетом разработка договора аренды и устава арендного предприятия.

Договор должен содержать:

- цель аренды;

- полный перечень передаваемого в аренду имущества с указанием первоначальной стоимости и износа (остаточной стоимости) по каждой единице;

- срок аренды;

- величина арендной платы;

- права и обязанности сторон.

Государственное предприятие в системе предпринимательской деятельности.

1. Государственное предприятие - обособленная хозяйственная единица, которая функционирует на основе общегосударственной собственности.

В РК функционируют два типа государственных предприятий:

- государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальных единиц;

- государственное предприятие, основанное на общегосударственной (республиканской) собственности.

Государственное предприятие для своего существования должно иметь:

- самостоятельный баланс;

- расчетный счет и другие счета в банках;

- печать со своим наименованием;

- товарный знак (если предприятие выпускает продукцию).

Государственное предприятие может существовать в следующих формах:

- автономное предприятие;

- ассоциация - договорное объединение, созданное с целью координации хозяйственной деятельности. Не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников.

- корпорация - договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных, коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;

- консорциум - временное уставное объединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;

- концерн - уставное объединение предприятий промышленности, транспорта, банков, торговли, научных учреждений на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей.

Государственное предприятие создается по решению собственника имущества или уполномоченного им органа.

Функционируют на основе устава, который утверждается собственником при участии трудового коллектива.

2. Имущество государственного предприятия составляют его фонды:

- производственные (участвуют в процессе производства);

- непроизводственные (способствуют процессу производства).

Фонды предприятия находятся в постоянном движении. Это движение осуществляется по формуле:

СП

/

Д - Т ... П ... Т' - Д'

\

РС

Производственные фонды в своем движении последовательно проходят три стадии и на каждой из них последовательно меняют свою форму. Это называется кругооборотом фондов.

Оборот производственных фондов - постоянное повторение кругооборотов.

Фонды предприятия делятся на:

- основные - такие средства производства, которые участвуют в процессе производства многократно и переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт по частям;

- оборотные - такие средства производства, которые участвуют в процессе производства однократно и переносят свою стоимость на вновь создаваемый продукт в течение одного производственного цикла.

Государственное предприятие хозяйствует на основе хозяйственного расчета.

Хозрасчет как метод хозяйствования основан на следующих принципах:

- хозяйственная самостоятельность, то есть предприятие само авансирует деньги на средства производства и рабочую силу, рационально их использует, само решает вопрос о производственных товарах (или на основе государственного заказа);

- самоокупаемость, то есть за счет прибыли (выручки) покрывает свои затраты по производству и рассчитывается по налогам и кредитам;

- самофинансирование, то есть обеспечение за счет прибыли расширения, совершенствования производства и решение социальных вопросов;

- материальная заинтересованность предприятия в целом и каждого его члена;

- экономическая ответственность, то есть предприятие само расплачивается за убытки и за невыполнение обязательств и договоров с партнерами.

1. Менеджмент - особая, относительно самостоятельная деятельность, которая определяет, как целенаправленно используются работники и координируются операции фирмы в условиях рынка во имя достижения стоящих перед предприятием целей.

Задачи менеджмента:

- изучить насущные проблемы;

- спроектировать систему управления, способную обеспечить успех;

- реализовать эту систему через людей и во имя людей;

- обеспечить реализацию главных целей предприятия;

- эффективно распоряжаться финансами фирмы на основе абсолютного документального оформления всех операций и на основе материального;

- менеджер распоряжается судьбой людей относительно их деловой карьеры и дохода.

Менеджмент включает в себя следующие элементы:

- способ и манера общения с людьми;

- авторитет должности (обязанность подчиненных выполнять распоряжение руководителя, которое слушают потому, что он предлагает продуманные решения, которые приносят пользу фирме и ее работникам);

- особого рода и административные навыки, которые дают возможность организовать эффективную работу аппарата управления, состоящего из многочисленных служб и квалифицированных работников;

- органы управления и административные единицы.

2. Функции менеджмента.

1) Стратегическое управленческое планирование.

Этим занимается служба, укомплектованная профессионалами, и разрабатывающая стратегию развития фирмы с учетом возможных изменений и с целью выживания фирмы в условиях конкурентной борьбы.

2) Организационная культура.

Определение структуры конкретного производства и определение конкретных связей между подразделениями производства.

3) Управленческая синергия.

Координация всех действий с целью достижения нового более высокого эффекта от сложения сил.

4) Управление людьми.

Задача состоит в том, чтобы каждый работник понимал свою роль, нашел свое место, работал с наибольшей отдачей, исходя из собственных интересов и интересов фирмы. Для этого каждая фирма разрабатывает персонификацию социального развития, которая включает в себя пять основных разделов:

- основные события и этапы роста работника на предприятии (повышение квалификации, продвижение по службе, повышение в должности, изменение условий оплаты труда, обеспечение жильем, путевками, товарами народного потребления, другими материальными и социальными благами);

- требования, которым должен соответствовать работник для профессионально-квалификационного и жизненного продвижения (образование и другие конкретные задачи, которые должны быть решены заблаговременно);

- обязанности и обязательства администрации относительно продвижения работника в случае выполнения им всех указанных требований (командировка на обучение, предоставление возможности для творческой деятельности, внедрение предложений, внесенных сотрудником);

- мероприятия по поощрению работника за выполнение такого плана и его ответственность за нарушение этого плана в размере убытков, которые понесла фирма;

- ответственность администрации за несоблюдение своих обязательств.

3. Стратегический менеджмент - это наиболее современная и эффективная конструкция стратегического корпоративного планирования.

Она имеет две стороны:

- объединения или предприятия ни в коем случае не должны рассматриваться как замкнутая отдельная система. Предпосылки успеха фирмы отыскиваются в экономическом, научно-техническом и социально-политическом окружении предприятия, то есть фирма должна определить, сумеет ли она своевременно предусмотреть развитие внешних для нее процессов и событий, распознать будущие угрозы и преимущества, новые деловые возможности, сделать из этого выводы и немедленно адаптироваться в новых условиях.

- рассмотрение концепции фирмы одновременно как социальной, так и экономической системы.

3.Предпринимательство в РК: экономические и правовые условия, проблемы становления и развития.

Экономические основы развития предпринимательства в РК регулируются:

- законами о собственности;

- о предприятиях;

- о кооперации;

- о хозяйственных товариществах.

Экономической основой предпринимательства в РК является:

- многообразие форм собственности (см. закон о собственности) и государственная поддержка предпринимательской деятельности (см. закон о предпринимательстве).

Правительство РК поддерживает предпринимательство по следующим направлениям:

- гарантирует всем предпринимателям равные права и возможности, независимо от избранных ими форм предпринимательской деятельности;

- гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защиту права собственности предпринимателя;

- поддержка предпринимательства путем предоставления земельных участков, государственного имущества, информационного обслуживания, подготовки и переподготовки кадров, предоставления кредитов;

- регулирует предпринимательство путем законодательного обеспечения свободы конкуренции предпринимателей через налоговую и финансово-кредитную политику, через научно-технические, экономические и социальные программы, через систему государственных резервов, лицензий, социальных и экономических норм и нормативов, через государственные договора на выполнение работ.

Наши рекомендации