Кутузов и Наполеон в романе
Для Толстого Кутузов – идеал исторического деятеля и идеал человека, потому что вся его деятельность была направлена не на возвеличивание своей особы, а на то, чтобы победить врага, «облегчая, насколько можно, бедствия народа и войска».
Кутузов в изображении Толстого – простой человек. Во время военного совета крестьянская девочка Малаша называет его «дедушкой». Солдаты также считали его своим «товарищем».
Образ Кутузова несколько приземлён, но при этом исторически правдив. Он произносит вслух то, что «лежало…в душе каждого русского человека». В силу своей убеждённости он на совете в Филях объявляет об отступлении, будучи уверен в том, что враг всё равно оставит Москву. А когда он услышал, что Наполеон из Москвы ушёл, то отвернулся к иконам и заплакал.
Толстой считал, что движущими «пружинами» исторического хода выступают не выдающиеся личности, а народ. Кутузов в его изображении – национальный герой, избранный главнокомандующим «против воли государя и по воле народа». Мудрость его как полководца Толстой видит не в гениальных тактических планах, а в умении принять «необходимость покорности общему ходу дел». «Простая, скромная и потому истинно величественная фигура» Кутузова никак не укладывается в «лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми». Таким показан в романе Наполеон.
В начале века дворянская молодёжь, в том числе Пьер и Андрей, видели в Наполеоне «великого человека». Но в романе Наполеон – полный антипод Кутузова.
Толстого упрекали в том, что Наполеон показан им в неприглядном виде. Но автор целенаправленно разрушал миф о «властителе дум». На поле Аустерлица, на фоне грандиозного неба, император предстаёт перед Болконским мелким, тщеславным, самодовольным «ничтожным человеком». Наполеон, в отличие от Кутузова, упоён своим величием. Для него сражение – игра, а к раненым и убитым он равнодушен.
Окончательно развенчивает Наполеона осаждённая Москва: задуманное им театральное представление не удалось. «Гений и злодейство – две вещи несовместные».
В романе есть ещё более жалкие, маленькие копии Наполеона – своего рода «наполеончики», которые ползут даже к маленькой власти, не забывая при этом о своём личном благе. Масштаб наполеонизма разный: Бонапарту нужна всемирная слава, а «маленьким наполеонам» - орден, пост, выгодное место. Среди этих «маленьких» - Друбецкой, Берг, Растопчин, Шерер, Курагины.
Война 1812 года стала испытанием для всей русской нации. И «мысль народная», которую вывел Толстой, определяет и философские выводы гениального писателя и мыслителя, и изображение конкретных исторических событий и исторических деятелей.
А.П.Чехов. Рассказы. «Вишневый сад»
Хроника жизни и творчества
1860, 17 (29) января.Родился в Таганроге.
1868-1879. Учёба в таганрогской классической гимназии.
1879.Переезд в Москву.
1879-1884.Учёба на медицинском факультете Московского университета.
1883.Литературный дебют. Опубликованы рассказы «Смерть чиновника» и «Толстый и тонкий» под псевдонимом Антоша Чехонте.
1884.Издана первая книга рассказов «Сказки Мельпомены».
1888. Повесть «Степь».
1890.Сборник «Хмурые люди». Предпринята поездка на остров «Сахалин».
1896.Написаны первые пьесы «Дядя Ваня» и «Чайка».
1898, лето.Работа над трилогией рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
17 (29) декабря.Премьера «Чайки» на сцене Московского Художественного театра.
1900.Избрание почётным академиком по разряду изящной словесности.
1900-1901.Работа над пьесой «Три сестры».
1902.Отказ от звания академика в знак протеста против отмены Николаем II избрания М.Горького почётным академиком.
1903-1904.Работа над комедией «Вишневый сад».
1904, 17 (30) января.Премьера «Вишневого сада! На сцене Московского художественного театра.
2 (15) июля.Умер в Германии.
9 (22) июля.Похороны на Новодевичьем кладбище в Москве.
Афоризмы А.П.Чехова
«Я ненавижу ложь и насилие во всех их видах… Моя святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две ни выражались».
«Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то».
«Любовь есть благо. Недаром, в самом деле, во все времена почти у всех культурных народов любовь в широком смысле и любовь мужа к жене называется одинаково любовью».
«Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде».
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».