Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 5 страница
3. Перспективы развития российской истории. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Насилие и ненасилие. Глобализация современной экономики и ее последствия.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 271–296, 296–314.
2. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – С. 271–282.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 181–187, 398–400.
К вопросу 2
1. Алексеев П.В. Социальная философия. – М.: ООО «Изд-во Проспект», 2003. – С. 214–234.
2. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 153–168.
3. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 2. – С. 172–189 (Фукуяма, Камю, Поппер, Левит).
4. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М.: Академический проект, 2004. – С. 201–217.
5. Спиркин А.Г. Философия. Изд. 2. – М.: Гардарики, 2002. – С. 551–557, 557–563.
6. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – С. 371–375.
К вопросу 3
1. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 282–295.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 327–335.
3. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М.: Академический проект, 2004. – С. 366–371.
4. Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2000-01 гг. – Статья «Глобалистика», «Модернизация социальная».
Дополнительная литература
1. Бауман З. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. – 1993. – № 3. – С. 46–61.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Гидденс Э. Ускользающий мир. – М.: Весь мир, 2004.
4. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М.: Аграф, 1998. – С. 227–251, 251–332.
5. Николаенко Н.М. Космизм в контексте отечественной философской культуры. – Омск: Омский гос. институт сервиса, 2006.
6. Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет:
В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов /
Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2000-01 гг. – Статьи «Глобализм», «Глобалистика», «Модернизация политическая», «Модернизация социальная».
7. Постзападная цивилизация: Либерализм: прошлое, настоящее и будущее / Сост. С.Н. Юшенкова.–М.: Новый фактор: Минувшее, 2002. – С. 41–67, 182–197, 261–267, 402–412.
8. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн: Антология / Ред.-сост. Л.И. Новикова, Н. Сиземская. – М.: Наука, 1993.
9. Силичев Д.А. Социальные последствия перехода от индустриализма и модерна к постиндустриализму и постмодерну // Вопросы философии. – 2005. – № 7.
10. Толстой Л.Н. Не убий никого // Этическая мысль: Науч.-пулицист. Чтения. 1991 / Общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Республика, 1992. – С. 154–168
11. Тоффлер Э. Шок будущего. – М.: АСТ, 2004.
12. Федотова В.М. К вопросу о типологии модернизации // Вопросы философии. – 2000. – № 4.
13. Философия истории / Под ред. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999. – Гл. 3. Глобальный мир. Смысл истории.
14. Философия истории: Антология / Сост. Ю.А. Кимелев. – М.: АО Аспект Пресс, 1994. – (Гидденс Э., Тоффлер О.).
15. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1991. – № 3.
16. Фукуяма Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию. – М.: АСТ: Ермак, 2004.
17. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.
18. Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект? // Вопросы философии. – 1992. – № 4.
19. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М.: KAMI: ACADEMIA, 1995.
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Каково соотношение понятий: «общественный прогресс», «технический прогресс», «научный прогресс», «исторический прогресс»? Как определяется прогресс в социальной философии постмодерна?
2. Какой смысл вкладывают в понятие «общество всеобщего благоденствия»?
3. Что такое глобальные проблемы современности? Глобализм?
4. Какие направления в философии техники Вы знаете?
К вопросу 2
1. Представляется ли убедительной позиция, что на уровне современного общества возникают представления о проекте, о долгосрочной программе?
2. Какое общество называют обществом модерна? Обществом постмодерна? Дайте определение современного общества.
3. Проанализируйте следующее утверждение: « Развитию и эволюции общества присущи две противоположные тенденции – движение к единству и движение к многообразию».
4. Дайте анализ следующих черт, с которыми В.А. Канке связывает понятие «Запад»: рационализм, христианская традиция, просветительство, представительная демократия, приоритет индивидуалистического начала над коллективистским, развитая научно-техническая составляющая.
К вопросу 3
1. Дайте анализ черт общественной жизни Востока, которые выделяет В.А. Канке: мистерия, интуитивизм, буддистская и исламская традиции, традиционализм, приоритет коллективного над индивидуалистическим, общинность, особый тип государственности, для которого типично отсутствие равенства в свободе по всеобщему закону.
2. Можно ли эти определения Запада и Востока жёстко связывать с конкретными странами?
3. Что такое евразийство?
4. Как бы Вы определили путь социокультурного развития России? Какие существуют точки зрения по проблеме определения места России в современном мире?
Темы докладов и рефератов
1. Современный этап в развитии социальной философии [1, 2, 3, 14].
2. Философия ненасилия в ХХ веке [10].
3. Теория модернизации и ее разновидности в современной философии [6, 12].
4. Русский космизм [5].
5. Теория постиндустриального общества и его социальные характеристики [9, 15].
6. Социальные характеристики постмодерна [1, 2, 3].
7. Соотношение категорий модерна и постмодерна в современной социальной философии [2, 17, 18].
8. Социальная мобильность в постиндустриальном обществе [11].
9. Будущее России в постиндустриальном мире [4, 7].
10. Социальные добродетели современного общества [17].
Семинар 19
Философия политики
Основные понятия: политическая сфера жизни общества, философия политики, власть, государство, гражданское общество
1. Сущность философского подхода к политической сфере жизни общества. Основные этапы становления философии политики.
2. Политика, власть, государство. Философские основания политики. Высшие цели политики. Государство как фактор становления гражданского общества.
3. Особенности философии политики в XXI веке. Политический язык и культура общества. Политика и мораль.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд. 3-е, перераб., дополн. – М.: Гардарики, 2003. – С. 482–484.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М.: МГУ, 1993. – Ч. 1. – С. 151–161.
3. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М.: Акад. Проект, 2004. – С. 316–321.
К вопросу 2
1. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – Изд. 3-е, перераб., дополн. – М.: Гардарики, 2003. – С. 484–487.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С. 191–193, 205–211, 203–295.
3. Спиркин А.Г. Философия. Изд. 2. – М.: Гардарики, 2002. – С. 517, 606–614, 619–637, 654–657.
4. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 140–148.
5. Бернацкий В.О. О государстве и его собственности // Омский научный вестник. – 2002. – № 20. – С. 69–75.
К вопросу 3
1. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. Изд. 3-е, перераб., дополн. – М.: Гардарики, 2003. – С. 487–496.
2. Соколов С.В. Социальная философия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 148–154.
3. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М.: Акад. Проспект, – 2004. – С. 303–312.
Дополнительная литература
1. Алексеева Т.А. Политическая философия. – М., 2002.
2. Арон Р. Эссе о свободах. – М.: Праксис, 2005.
3. Бернацкий В.О. Гражданское общество: общество и государство // Вестник Омского отделения АГН. – 2005. – № 7. – С. 5–11.
4. Власть: очерки современной полит. философии Запада / В.В. Мшвениерадзе и др. – М., 1989.
5. Ивин А.А. Философия истории. – М., 2000. Глава 3.
6. Козловски П. Общество и государство. Неизбежный дуализм. – М.: Республика, 1998.
7. Кузьмин М. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека // Вопросы философии. – 1997. – № 2.
8. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. – 1996. – № 3.
9. Макиавелли Н. Государь. – Минск: Совр. литератор, 1999.
10. Ненасилие: философия, этика, политика / Отв. ред. А.А. Гусейнов. – М.: Наука, 1993.
11. О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина XX века) / Отв. ред. М.А. Абрамов. – М.: Прогресс–Традиция, 2000.
12. Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки. – М.: Аслан, 1996.
13. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.
14. Платон. Государство; Законы; Политик / Платон. М., 1998.
15. Поппер К. Открытое общество и его враги. – М.: Феникс, 1992. – Т. 1. – Главы 6, 8, 10.
16. Проблема насилия в истории // Социальная философия: хрестоматия в 2 ч. / Сост. Г.С. Арефьева и др. – М.: Высш. шк., 1994. – Ч. 2. –
С. 209–238.
17. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. – М.: АСТ, 2003.
18. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М.: KAMI: ACADEMIA, 1995. – С. 33–55.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Дайте определение политики.
2. Каково соотношение политики и морали в истории политических учений?
3. Опишите кратко характеристики политической философии Нового времени.
К вопросу 2
1. Каково соотношение гражданского общества и государства в истории общества?
2. Какова роль государства в формировании гражданского общества?
3. Опишите признаки демократического государственного устройства.
4. Какое государственное устройство называется либеральным?
К вопросу 3
1. Каково место насилия в политике XX века?
2. Что такое ненасильственные методы борьбы?
3. Что такое политическая система, политический режим?
4. Как соотносятся между собой политический язык и культура общества?
Темы докладов и рефератов
1. Политическая свобода и техническое общество [2].
2. Формальные и реальные свободы [2].
3. Соотношение политики и морали в истории философии [9].
4. Современные теории происхождения гражданского общества и государства [3, 4].
5. Власть в XXI веке [17].
6. Концепция открытого общества К. Поппера [15].
7. Либерализм и его эволюция в современном обществе [5, 11].
8. Современные западные политические концепции [4].
9. Ненасильственные методы борьбы в XX веке [10, 12].
10. Философский спор вокруг идеи демократии [18].
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Толкование природы и сущности человека все еще является проблемным полем теории, а темы его свободы и зависимости, смысла жизни, одиночества и самоубийства выходят далеко за рамки теории. Так или иначе каждый человек в своей жизни сталкивается с этими проблемами Эти понятия широко применяются и в обыденном языке, что во многом затрудняет понимание сущности этих понятий на теоретической уровне. И поэтому обсуждение этих вопросов на семинаре может быть эффективным только в случае ознакомления с теоретическим материалом философской мысли.
Раздел «Философская антропология» включает в себя четыре семинара. Подготовку к двадцатому семинару – «Философия о сущности человека» – начните со статьи «Человек» в «Новой философской энциклопедии», где представлены подходы к проблеме человека. Затем приступайте к чтению учебников. Особое внимание обратите на две книги: учебник Барулина В.С., в котором есть раздел «Сущность человека в истории философии», и конспекты лекций по философии, изданные ОмГТУ (2005 г.). Все это позволит получить целостное представление о человеке. Затем приступайте к чтению монографий.
Чтобы понять проблему свободы (семинар 21 «Свобода человека как философская проблема»), необходимо дать определение понятия свободы, сравнить это понятие с противоположным понятием (необходимость, зависимость, детерминация) и с близлежащими понятиями (произвол, воля). Философы-экзистенциалисты приводят множество аргументов в пользу того, что свободу выбирают немногие, что в свободе жить трудно. Найдите их в тексте и попытайтесь проанализировать.
На вопрос о смысле жизни (семинар 22) можно найти множество вариантов ответов. Найдите их в предложенной литературе, сравните их и определите специфику позиции русских философов по этому вопросу. При подготовке к этому семинару чтения учебников и учебных пособий будет недостаточно. Обратитесь к первоисточникам.
При подготовке к семинару «Личность и общество» используйте материал по философии 19–20 веков из учебного пособия «Философия: Конспект лекций». Из первоисточников поможет освоить эти вопросы сборник «Сумерки богов» и монография Ю. Комарова.
Последний семинар раздела «Философская антропология» посвящен ценностям человеческого существования. Следует освоить понятия «ценность», «оценка», типы ценностей». Обратите внимание на то, что одни философы видели источник ценностей в разумной воле, чувствах субъекта и пр., другие – в независящих от человека реалиях. Философское учение о ценностях сформировалось тогда, когда произошло разделение понятий «бытие» и «благо». Формы психики человека (чувства, разум, воля) не могут быть нейтральны к формированию ценностного отношения к миру. Важно обратить внимание на то, какую роль играют ценности в жизни человека.
На семинарских занятиях по всем этим темам избегайте рассуждений на обыденном уровне; попытайтесь обосновать свою позицию по перечисленным проблемам с учетом знакомства с работами философов разных направлений.
При подготовке следует освоить все вопросы семинара. Из списка предложенной литературы к каждому вопросу можно воспользоваться
1–2 источниками.
Семинар 20
Философия о сущности человека
Основные понятия: человек, сознание, самосознание, бессознательное, разум, вера, «Я», общественное формирование.
1. Дескриптивный, атрибутивный и сущностный подходы к пониманию человека. Проблема сущности человека в призме различных философских направлений. Человек как общественное формирование.
2. Биологическое и социальное в жизни человека. Сознательное и бессознательное. Биологизаторская трактовка человека в психоанализе. Коллективное бессознательное.
3. Самосознание как сущностная характеристика человека в трактовке рационалистических школ. Роль чувств, разума, веры, воли в формировании самосознания человека.
Основная литература
К вопросу 1
1. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – Ч. 2. – М., 1993. – С. 99–110
2. Гуревич П.С. Философское постижение человека // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.
3. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов. – М., 2004. – С. 831–841.
4. Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001. – Т. – Т. 4. – М.: Мысль, 2001. – С. 344–346.
5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – С. 308–323.
6. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 212–229.
7. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 2. – С. 20–28, 71–89.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 90–95.
2. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – Т. 4. – СПб, 1997. – С. 616–621.
К вопросу 3
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. 3-е изд. – М.: ТК Велби; Проспект, 2004. – С. 254–272.
2. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – С. 350–361.
3. Философия: Учеб. пособие / Под ред. В.Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – М., 2003. – С. 581–584.
Дополнительная литература
1. Бернацкий В.О. Интерес: познавательная и практическая функции. – Томск, 1984.
2. О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 1998.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
4. Венцлер Л. Понятие «смысл жизни» в философии Вл. Соловьева и Евг. Трубецкова // Вопросы философии. – 2007. – № 11.
5. Тульчинский Г.А. Разум, воля, успех. О философии поступка. – Л., 1990.
6. Проблема человека в западной философии / Под ред. П.И. Гуревича – М., 1988.
7. Человек в системе наук / Сост. Е.В. Филиппова.– М., 1989.
8. Корсаков С.Н. Идеи комплексного подхода, единой науки о человеке и научного гуманизма в трудах И.Т. Фролова // Вопросы философии. – 2007. – № 8.
9. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред. П.И. Гуревича. – М.: Политиздат, 1991.
10. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Под ред. П.И.Гуревича. – М.: Политиздат, 1991.
11. Моррис Г. Сотворение мира: научный подход. – Колифорния, 1990.
12. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 2. – Омск, 1998.
13. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. – 1995. – № 8.
14. Гуревич П.С. Человек как предмет философской антропологии: методологические аспекты // Личность. Культура. Общество. – 2001. – Т. 3. – Вып. 3 (9). – С. 52–67.
15. Как возможна единая наука о человеке? (Материалы семинара) // Человек. – 2004. – № 1.
16. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
17. Фромм Э. Душа человека. – М., 1990.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Как Вы понимаете следующие высказывания о человеке: «Человек – это политическое животное» (Аристотель); «Человек – это мыслящий тростник» (Паскаль)?
2. Кто определил сущность человека как ансамбль общественных отношений?
3. Какими качествами обладает человек как общественное формирование?
4. Проанализируйте одно из положений философии экзистенциализма «Человек делает себя сам».
5. Что означают слова Ж.-П. Сартра «существование человека предшествует его сущности»?
6. Что означает «дуалистическая природа природа»?
К вопросу 2
1. Как взаимосвязаны в личности биологическое и социальное?
2. Как вы считаете, воплотил человек в себе совершенство природы или является биологически ущербным существом?
3. Назовите и охарактеризуйте основные элементы структуры личности по З. Фрейду.
4. Какую роль, с точки зрения психоанализа, играет бессознательное в жизни человека?
5. Что такое архетипы?
К вопросу 3
1. Как связаны между собой понятия сознание и самосознание?
2. Какую роль играет самосознание в жизни отдельного человека?
3. В каком случае самопознание, самооценка, самопереживание продуктивны для человека?
4. Назовите причины, которые приводят к необходимости формирования самосознания.
Темы докладов и рефератов
1. Человек в русской философии [1, 10].
2. Проблема человека в современной западной философии [1, 2, 6].
3. Философский смысл концепции антропогенеза [7, 11].
4. Проблема построения единой науки о человеке [7, 8, 15, 16].
Семинар 21
Свобода человека как философская проблема
Основные понятия: свобода, необходимость, детерминизм, свобода воли, ответственность, фатализм.
1. Свобода как сущностная характеристика человека. Абсолютный и относительный аспекты свободы. Свобода «от» и свобода «для». Соотношение свободы и необходимости (зависимости, подчинения). Фатализм.
2. Свобода и произвол. Свобода воли. Проблема свободы в русской философии. Свобода и ответственность. Негативные последствия свободы.
3. Одиночество. «Бегство от свободы». Экзистенциализм о свободе.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 189–201.
2. Философия: Учебник / Под ред. П.В. Алексеева и А.В. Панина. – 3-е изд., – М., 2004. – С. 516–522.
3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 58–59.
4. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. – М., 1990. – С. 484–486, 495–507, 576–581.
К вопросу 2
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 50–53.
2. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский Избранное. – М., 1990. – С. 525–576.
3. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. – М.: Республика, 1995. – Глава 6. «Противоречия свободы». – С. 324–329.
4. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1990. – Глава 6. «О христианской свободе». – С. 204–216.
К вопросу 3
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 96–102.
2. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. – С. 30–42.
3. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 2004. – С. 50–53; 290–292.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.
Дополнительная литература
1. Абаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. – 1992. – № 8.
2. Иванов А.В. О свободе определения и об определении свободы // Философские науки. – 1990. – № 11.
3. Левицкий С.А. Трагедия свободы // Социологические исследования. – 1991. – № 4.
4. Тульчинский Г.А. О природе свободы // Вопросы философии. – 2006. – № 4.
5. Левин Г.Д. Свобода воли. Современный подход // Вопросы философии. – 2000. – № 6.
6. Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря. – М, Республика, 1995. – Глава 6. «Противоречия свободы». С. 324–329.
7. Бердяев Н.А. Философия свободы. – М., 1990. – Глава 6. «О христианской свободе». – С. 204–216.
8. Иошкин В.К. Несвобода и свобода в рациональном осмыслении мира // Вопросы философии. – 2007. – № 8.
9. Евлампиев И.И. Великий инквизитор, Христос и дьявол: новое прочтение известной темы Достоевского // Вопросы философии. – 2006. – № 3.
10. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. – М.: Политиздат, 1992.
11. Камю А. Посторонний / Камю А. Повести и рассказы. – М., 1989.
12. Дмитриева Н.А. Философия Канта как философия свободы.: иная глобализация // Вопросы философии. – 2006. – № 8.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Кто придерживался тезиса «свобода – это познанная необходимость»?
2. Какие существуют формы зависимости (необходимости)? Где человек не имеет возможности свободного выбора и вынужден подчиниться?
3. Можно ли утверждать, что с расширением спектра свободы необходимость, зависимость со временем сойдет на нет и люди будут абсолютно свободны?
4. Почему имеет смысл говорить о свободе, зная, что свобода всегда ограничена, что абсолютной свободы в реальной жизни человека нет?
К вопросу 2
1. Чем отличаются свобода и произвол? Есть ли между ними связь?
2. Чем свобода воли отличается от свободы действия?
3. Проанализируйте тезис «человек может быть свободным даже со связанными руками».
К вопросу 3
1. Почему, по словам Бердяева, свободу выбирают немногие? Согласны ли вы с этим? Почему в свободе жить трудно?
2. Почему люди добровольно отказываются от свободы?
3. Как взаимосвязаны свобода и одиночество?
4. Какие негативные последствия влечет за собой свобода?
5. В рамках какого философского направления был выдвинут тезис «человек обречен быть свободным»?
6. Какие существуют формы «бегства от свободы»?
Темы докладов и рефератов
1. Тема свободы и одиночества в художественных произведениях философов-экзистенциалистов [10, 11].
2. Философский смысл Легенды о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского [9].
3. Философия свободы Н. Бердяева [6, 7].
4. Категорический императив И. Канта как выражение нравственного аспекта проблемы свободы человека [12].
Семинар 22
Проблема смысла жизни и назначения человека
Основные понятия: Смысл жизни, сущность человека, эвдемонизм, гедонизм, пессимизм, пограничная ситуация, абсурд, эвтаназия.
1. Взаимосвязь вопроса о смысле жизни и сущности человека. Постановка проблемы смысла жизни и основные варианты ее решения. Русская философия о проблеме смысла жизни.
2. Оправдание пессимизма А. Шопенгауэром.
3. Тема бессмысленности человеческой жизни в экзистенциализме. «Пограничная ситуация» и ее роль в жизни человека.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 181–186.
2. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М.: Владис, 2004. – С. 45–50.
3. Гуревич П.С. Философия: Учеб. для вузов. – М., 2004. – С. 895–908.
4. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
5. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991. – С. 84–89, 294–304.
6. Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. – 1990. – № 2.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 80–83.
2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение. – С. 81–104.
К вопросу 3
1. Философия: Консп. лекций / В.О. Бернацкий и др.; под ред. Н.П. Маховой. – Омск: ОмГТУ, 2005. – С. 96–102, 186–189.
2. Камю А. Миф о Сизифе (Эссе об абсурде) // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
Дополнительная литература
1. Уильямс Б. Случай Макропулос: Размышления о скуке бессмертия // Проблема человека в Западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
2. Сартра Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов / Под ред. А.А. Яковлева. – М., 1989.
3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 109–114.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
5. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения / Под ред. П.И. Гуревича. – М.: Политиздат, 1991.
6. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.: Политиздат, 1991.
7. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. – 1990. – № 6.
8. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991. – С. 84–89, 294–304.
9. Трубников Н.И. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. – 1990. – № 2.
10. Юдин В. Г. Право на добровольную смерть: за и против // О человеческом в человеке. – М., 1991.
11. Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М.: Просвещение, 1992.
12. Камю А. Посторонний // А. Камю Избр.: Сборн. Пер. с фр. / Сост. и предисл. С. Великовский. – М.: Радуга, 1988.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Чем отличаются понятия «смысл жизни» и «цель жизни»?
2. Можно ли считать, что смерть придает жизни смысл?
2. В какие периоды человеческой жизни вопрос о смысле жизни выходит на первый план?
3. Согласны ли Вы с высказыванием Ф. Ницше, что человек, знающий «зачем» жить, может вынести любое «как» (жить)? Приведите аргументы в доказательство своей позиции.
4. Должен ли человек ставить неосуществимую цель? Какова роль безрассудности в жизни человека?
К вопросу 2
1. А. Шопенгаура называют самым сильным теоретическим обоснователем пессимизма. Какие аргументы приводит А. Шопенгауэр в защиту своей позиции?
2. В чем привлекательность, с точки зрения Шопенгауэра, позиции буддизма по вопросу жизни и смерти?
3. Назовите аргументы Шопенгауэра против оптимизма.
К вопросу 3
1. Проанализируйте тезис экзистенциалистов «сущность человека раскрывается в пограничной ситуации». Приведите аргументы «за» и «против».