Бакалавр со знанием иностранного языка
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Философия
наименование дисциплины
Направление подготовки – 031900 – Международные отношения
Профиль подготовки – Мировые политические процессы (бакалавриат)
Кафедра всеобщей истории и международных отношений
|
Иваново 2013
Содержание
Раздел 1. Рабочая программа дисциплины «Философия»…….………..
1.Цель освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое осмысление самостоятельной работы студентов.
6.1. Формы контроля.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: литература (основная и дополнительная), интернет-источники и т.д. ..
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………..
Раздел 2. Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения»…………………………29
Раздел 3.Методические рекомендации студентам по изучению дисциплины……………………………………………………………………..30
Раздел 4. Учебно-методические материалы…………………………………33
4.1. Содержание лекционного курса
4.2. Тематика практических занятий.
4.3. Контроль за изучением дисциплины
4.3.1. Формы контроля
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
Исторический факультет
Утверждаю: Декан исторического факультета __________________________________ «_____»___________________2013 г. |
Рабочая программа дисциплины
«ФИЛОСОФИЯ»
Направление подготовки
031900.62 Международные отношения
Профиль подготовки
Мировые политические процессы
Квалификация (степень)
Бакалавр со знанием иностранного языка
Иваново 2013
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Дисциплина разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 031900 – «Международные отношения» и начинает готовить студента-международника к организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной видам деятельности, заключающихся в следующем:
v организационно-административная: рациональная организация и планирование своей деятельности и умение правильно применять полученные знания; взаимодействие и конструктивное сотрудничество с другими участниками профессионального коллектива по месту работы;
v проектная: нахождение необходимой профессионально ориентированной информации при помощи электронных средств и ее критическая оценка;
v исследовательско-аналитическая: ведение первичной аналитической работы с использованием материалов на иностранных языках;
v учебно-организационная: ведение учебно-вспомогательной работы в высших учебных заведениях.
Цель курса–формирование культуры мыслительной деятельности в моделях философского дискурса, что предполагает научение соотнесения различных философских парадигм (философем) с актуальной (реализуемой субъектом) сферой бытия или деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс является составной частью цикла Б. 1 − базовая часть. Концептуально курс, читаемый в первом семестре, связан с дисциплиной «Логика» (цикла Б. 1 – вариативная часть), изучаемой во втором семестре.
Курсы «История России», «Всемирная (синхронная) история» выступают в качестве вспомогательных: они предоставляют эмпирический материал для аналитической и синтетической работы.
Для успешного освоения курса студент должен отвечать следующим характеристикам:
v знать основные (реперные) точки мировой истории;
v иметь представление о взаимосвязи оснований (причин) и следствий;
v владеть основами формально-логического мышления;
v владеть навыками структурирования мысли и аргументации;
v уметь составлять конспекты изучаемой литературы и источников;
v быть готовым к проблемному диалогу;
v уметь грамотно и четко излагать собственные мысли.
Главным требованием, предъявляемым к студенту направления 031900 «Международные отношения», является его готовность быть мотивированным, стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации, мастерства.
Знания, умения и владения, полученные в ходе изучения курса «Философия», облегчают освоение последующих гуманитарных дисциплин, так как основываются на фундаментальной методологии системного подхода, обладающей в целом эвристическим потенциалом применительно к логике общения, понимания и анализа текстов (информации) разного уровня сложности и репрезентативности; предполагают применение дедукции, индукции и аналогии как основополагающих форм мышления для осмысления исторической действительности как регионально-локального, так и глобального уровня.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Процесс обучения направлен на развитие следующего комплекса общекультурных, профессиональных и профессионально-дисциплинарных компетенций:
v умение системно мыслить, способность к восприятию информации, ее анализу, обобщению, постановке цели и выбору путей ее достижения; умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);
v умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
v стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
v умение критические оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
v осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
v навыки использования основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, стремление найти практическое применение своим научно-обоснованным выводам, наблюдению и опыту, полученным в результате познавательной профессиональной деятельности в сфере мировой политики и международных отношений (ОК-9);
v способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10);
v способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе (ОК-12);
v способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия, место человек в историческом процессе, политической организации общества (ОК-16);
v умение понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-17);
v осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-19);
v готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-20);
v готовность и стремление к совершенствованию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-25);
v умение работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по заданным темам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы (ПК-14);
v знание и понимание логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности (ПДК-2);
v ориентация в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, мировой экономики и мировой политики (ПДК-5).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
v объект и предмет философии как науки, место и значение философии в системе культуры (ОК-1, ОК-2, ОК-12, ОК-16, ОК-19; ОК-25);
v специфику философского метода познания действительности (в сравнении с мифологическим, научным, религиозным, художественным) (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-12, ОК-17, ПДК-2);
v функции философии для индивидуального и общественного сознания (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-20, ОК-25, ПДК-5);
v структуру (систему) философского знания (онтология, гносеология, аксиология, праксиология; философская антропология, социальная философия, этика, эстетика) (ОК-9, ОК-10, ОК-12, ОК-17, ОК-20, ОК-25);
v историю мировой философии и представлять логику ее развития с древнейших времен (древнеегипетский герметизм, китайская, индийская и античная философия) до наших дней (философия ХХ века, основные тенденции отечественной и зарубежной в современной философии) (ОК-10, ОК-12, ОК-16, ОК-19, ОК-25, ПДК-2, ПДК-5);
v систему понятий и категорий философии как науки и учебной дисциплины (бытие, небытие, материя, пространство, время, движение, сознание, мышление, язык, речь, бессознательное и т. д.) (ОК-1, ОК-2, ОК-10, ОК-16, ОК-19);
v основные линии развития мировой философии, ее основные направления и школы, а также ее виднейших представителей (ОК-8, ОК-9, ОК-17, ОК-20, ПК-14);
v национальные философские школы (немецкая, английская, французская, испанская, русская, американская) (ОК-8, ОК-9, ОК-17, ОК-20, ПК-14);
v значимые первоисточники по истории развития мировой философской мысли (ОК-9, ОК-12, ПК-14);
v наиболее авторитетные философские парадигмы (философемы) осмысления индивидуального и общественного бытия (ОК-8, ОК-9, ОК-17, ОК-20, ПК-14);
v основные философские, социально-философские, философско-культурологические закономерности индивидуального и общественного развития (ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-12, ОК-16, ОК-19, ПДК-2, ПДК-5);
v конкретно-исторические, этно-национальные (европейская, азиатская, евразийская) и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики (ОК-6, ОК-7, ОК-9, ОК-12, ОК-16, ОК-19, ПДК-2, ПДК-5);
v объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-19, ОК-20, ОК-25);
v основные потребности человека, эмоции и чувства (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-19, ОК-20, ОК-25);
v основные функции психики, иметь представление о роли разума, сознательного и бессознательного в регуляции поведения и функционирования общества и ноосферы (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-19, ОК-20, ОК-25);
v условия формирования личности, ее свободы, ответственности, прав и свобод, понимать роль насилия и ненасилия в истории и поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим и самому себе (ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-19, ОК-20, ОК-25);
Уметь:
v оперировать понятиями и категориями античной, средневековой, новоевропейской и современной философии (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14);
v создавать и использовать опорные сигналы к определенным вопросам или философским проблемам (ОК-1, ОК-2, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, настоящему и будущему (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-19, ОК-20, ОК-25);
v определять философему, адекватную актуальной (реализуемой субъектом) сфере бытия или деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v давать логически верные определения научным и философским понятиям (ОК-1, ОК-2, ПК-14, ПДК-5);
v вести научный диалог по актуальным вопросам и проблемам современной философии (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v корректно излагать мысли, почерпнутые из первоисточников и литературы (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v критически анализировать первоисточники и литературу по заданной проблематике (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v логически оперировать найденной информацией, создавая целостный системный образ репрезентации проблемы (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v анализировать взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и современных противоречий существования человека в ней (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-19);
v определять соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности,особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-19);
v видеть своеобразие философии, ее место в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека (ОК-1, ОК-2, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-17, ОК-19);
Владеть:
v метафизическим, диалектическим, историческим, компаративистским, герменевтическим, феноменологическим, экологическим, семиотическим, системно-синергетическим, ноосферно-универсумным подходами к анализу актуальной (реализуемой субъектом) сферы бытия или деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);опытом организации и осуществления научной деятельности (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v опытом создания презентаций по отдельным философским проблемам и вопросам (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v навыками ведения дискуссии (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v навыками ведения различных видов диалога (полилога) (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-10, ПК-3, ПК-10, ПК-19);
v активными приемами работы с аудиторией (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v приемами самоорганизации деятельности (самообразования, саморазвития, самосовершенствования и т. д.) (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v современными личностно-ориентированными образовательными технологиями, способами применения педагогической теории в различных сферах жизни (ОК-1, ОК-2, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-17, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v навыками системного, семиотического, информационного подходов к анализу текстов (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5);
v гипотетико-дедуктивным, индуктивным и аналогическим способами познания исторической, социальной и политической действительности (ОК-1, ОК-2, ОК-9, ОК-10, ПК-14, ПДК-2, ПДК-5).
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.
Аудиторная нагрузка (лекции (18) и семинары (18)) − 36 часов.
Самостоятельная работа (подготовка к лекционным, семинарским занятиям, дискуссиям, выступлениям) – 36 часов.
Подготовка к экзамену, консультации, сдача экзамена (1 семестр) – 36 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации | ||||
Всего | Лекции | Семинары | Самост. работа | ||||||
Модуль 1 | |||||||||
Введение в философию: · предмет философии · место и роль философии в культуре; · структура философского знания; · монизм, дуализм, плюрализм; · метафизика и диалектика; · идеализм, материализм, универсализм; | II | 1−2 | входной контроль (составление опорного сигнала «Место философии в системе культуры») | ||||||
Понятийно-категориальный аппарат философии: · понятия, категории, универсалии; · бытие/небытие; · материя/сознание; · объект/субъект; · движение и развитие; · пространство и время; · сознание и мышление; · язык и речь; · бессознательное и сверхсознательное. | II | 3−6 | работа на лекции (составление словаря философских терминов); работа на семинаре (разработка собственных рабочих определений философских категорий); тест по теме «Введение в философию» | ||||||
Модуль 2 | |||||||||
История философии: · исторический и этно-национальный срезы истории философии; · герметическая философия Древнего Египта; | II | работа на лекции (составление опорных сигналов к пройденному материалу, сводной таблицы «История философии», составление конспекта источника по выбору); работа на семинарском занятии (участие в дискуссии или обсуждении докладов); тест по теме «История философии» | |||||||
· древнеиндийская философия; · древнекитайская философия; | II | 8−9 | |||||||
· античная философия; | II | 10−11 | |||||||
· философия средневековья и эпохи Возрождения; · философия Нового времени; | II | 12−13 | |||||||
· философия ХХ века; | II | 14−15 | |||||||
· русская религиозная философия всеединства и софийности; философия русского космизма (ноосферная философия). | II | 16−17 | |||||||
Модуль 3 | ||||||||
Социальная философия · предмет социальной философии; · социальная философия и социология в системе гуманитарной науки; · история и логика развития социальной философии; | III | 1−4 | входной контроль (составление опорного сигнала «Место социальной философии в системе гуманитарного знания») | |||||
· социум как предмет философского анализа; · основные формы социального бытия; · социальная структура общества; | III | 5−6 | работа на лекции (картирование социальной структуры современного общества по выбору); работа на семинарском занятии (участие в деловой игре «Модель общества будущего») | |||||
· философия и истории и историософия; · формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического развития; | III | работа на лекции (сравнительный анализ историософских философем); работа на семинарском занятии (участие в деловой игре «Формация versus Цивилизация») | ||||||
· философская антропология; · представление о совершенном человеке в истории философии; · космопланетарный феномен человека; | III | работа на лекции (составление био-психо-социальной карты современного человека); работа на семинарском занятии (презентация различных моделей современной семиологии) | ||||||
· экологическое, экономическое и политическое бытие общества; | III | 9−10 | работа на лекции (составление опорного сигнала по изученному материалу); работа на семинарском занятии (участие в деловой игре «Что первично, а что вторично?») |