С иностранного языка на русский
Всероссийской олимпиады профессионального мастерства
По укрупненной группе специальностей СПО
Музыкальное искусство
Оценочные средства
Задания I уровня
Задание 1. «Тестирование» (максимальная оценка 10 баллов)
Инвариантная часть тестового задания
«История мировой культуры»/ «Мировая художественная культура»
- Выберите правильный вариант ответа.
Как называется архитектурный стиль, основу которого составляют формы, приемы и принципы античной архитектуры?
А. Барокко.
Б. Классицизм.
В. Готика.
Г. Модерн.
- Вставьте пропущенное слово.
Автором картины «Московский дворик» является русский художник-передвижник ___________________________.
3.Установите соответствие между термином и его определением:
1. | Рельеф | А. | Человек, оказывающий бескорыстную поддержку искусству |
2. | Светотень | Б. | Выпуклое изображение на поверхности стены |
Меценат | В. | Декоративно оформленный вход | |
4. | Портал | Г. | Художественный прием, позволяющий передать объем |
Ответ: 1____, 2____, 3____, 4____.
4. Установите последовательность смены культурно-исторических эпох.
А. Средневековье
Б. Античность
В. Возрождение
Г. Новое время.
Ответ: ________________
«Музыкальная литература»
1.Выберите правильный вариант ответа.
Определите жанр пьесы из цикла С.С. Прокофьева «Детская музыка»:
А. Марш.
Б. Песня.
В. Вальс.
Г. Мазурка.
На олимпиаде у каждого участника будет возможность воспользоваться нотным текстом, в котором название произведения не указывается. Музыкальное произведение прозвучит 1 раз в аудиозаписи.
2.Вставьте пропущенное число.
В «Вальсе» С.С. Прокофьева из цикла «Детская музыка» звучат __________ тема/темы (нотный текст будет предоставлен).
3.Установите соответствие между названием произведения и его автором:
1. | «Руслан и Людмила» | А. | Дж. Верди |
2. | «Риголетто» | Б. | Р. Шуман |
«Любовь поэта» | В. | В.А. Моцарт | |
4. | «Свадьба Фигаро» | Г. | М.И. Глинка |
Ответ: 1__, 2__, 3__, 4__.
4.Установите соответствие между названием произведения и его жанром:
1. | «Любовь поэта» | А. | Оратория |
2. | «Самсон» | Б. | Вокальный цикл |
«Щелкунчик» | В. | Опера | |
4. | «Аида» | Г. | Балет |
Ответ: 1__, 2__, 3__, 4__.
Вариативный раздел тестового задания
«Элементарная теория музыки»
1.Выберите правильный вариант ответа.
Определите тип мелодики в данном музыкальном фрагменте:
А. Ария.
Б. Речитатив.
В. Инструментальная мелодика.
И.С. Бах. Хорошо темперированный клавир. Т.1.
Прелюдия и фуга D-dur. Прелюдия
2. Вставьте пропущенное слово
Фактура данного примера ______________
Ф. Шопен. Ноктюрн Des-dur op. 27 №2.
3.Установите соответствие данного примера правилам инструментальной группировки по предложенному плану:
· определить тональность;
· определить размер;
· разделить на такты и правильно сгруппировать звуки, используя ключевые и случайные знаки альтерации;
· фразировку обозначить лигами.
В. Середа. Как оживлять звуки, как открывать музыку. М., 2011.
4.Установите соответствие между термином и его определением:
1. | Фактура | А. | Окраска звучания |
2. | Тембр | Б. | Объединение звуков в созвучия и последовательность этих созвучий |
Аккорд | В. | Способ изложения музыкального материала | |
4. | Гармония | Г. | Созвучие, состоящее из нескольких звуков, расположенных по определенному принципу |
Ответ: 1__, 2__,3__,4__.
«Гармония»
1.Выберите правильный вариант ответа.
В приведенном отрывке определите тип гармонического оборота:
А. Оборот с проходящими гармониями.
Б. Вспомогательный.
В. Каденционный.
Г. Прерванный.
М. Глинка. «Не искушай»
2.Вставьте пропущенное слово.
В романсе М. Глинки «Победитель» в 1-5 тактах звучит ____________ гармонический оборот.
3. Задание на последовательность действий
В предложенном фрагменте необходимо определить и охарактеризовать музыкальную форму.
Л. Бетховен. Соната для фортепиано №25. Финал
Ответ.
4. Задание на последовательность действий
Выпишите гармоническую схему данного примера:
Ф. Шопен. Ноктюрн cis-moll, op.posth
Задание 2. Перевод профессионального текста
с иностранного языка на русский
(максимальная оценка - 10 баллов)
Участнику предлагается письменно перевести текст c языка, который он изучает, и ответить на вопросы.
Английская версия текста
Задача 1.Переведите приведённый ниже текст.