Скажите, согласны ли вы с мнением ваших товарищей, участвовавших в диспуте. Если вы не согласны, приведите свои аргументы
Урок 9
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ.
СОЗНАНИЕ
Задание 1. Уточните по словарю значение следующих слов, выделите в них ударный слог.
Сознание, существо, отражение, отображение, образ, действительность, представление, ценность, уровень, преобразование, предвидение, поведение, потребность, переживание / переживания, ощущение.
Задание 2. Образуйте с данными прилагательными определительные словосочетания в соответствии с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
Чувствительный, чувственный, умственный, творческий, творчески, знаковый, нравственный, нравственно, жизненный, осознанный, осознанно, общественный, окружающий, особый, свойственный, обобщённый, обобщённо, оценочный.
Задание 3. Объясните способ образования следующих слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.
Целенаправленный, ценностный, избирательность, многоплановость, высокоорганизованный, самостоятельный, взаимодействие, познавательный, самосознание, самопознание, самооценка, самоконтроль, самонаблюдение, надличностный.
Задание 4. Подберите к следующим словам однокоренные слова. Составьте с ними словосочетания или предложения. Выразите их смысл другими словами.
Образец: идеал – идеализация, идеализировать, идеализм, идеалист, идеализирование, идеалистический, идеалистичный, идеальный, идеальность, идея, идейность, идейный.
Высшая цель стремлений человека, его творческой деятельности – это обретение смысла жизни.
Мы знаем, что есть в мире прогрессивные силы, которые служат светлым идеалом человечества.
Феномен, аксиологический, эстетический, этический, ориентация, позиция, гносеологический, социологический, регулятор, экспериментальный, функция, детерминировать, компонент, когнитивный, эмоциональный, мотив, контроль, идеал, сенситивный.
Задание 5. Составьте словосочетания, используя существительные в первой группе и прилагательные во второй группе, не нарушая принцип лексической сочетаемости слов.
I. Действие, характер, преобразование, система, позиция, материя, бытие, подход, сознание, уровень, действительность, психология, практика, среда, установка, идеал.
II. Социальный, этический, социокультурный, общественно-исторический, экспериментальный, окружающий, высший, общественный, социологический, осознанный, высокоорганизованный, жизненный, знаковый, творческий, целенаправленный, практический.
Задание 6. Уточните по словарю значение следующих глагольных словосочетаний. Составьте с ними предложения по образцу.
Образец: предвосхищать / предвосхитить что – Отражение реальности в виде образов предвосхищает практические действия человека.
Что заключается в чём; что запечатлевается в чём; что приобретает какую форму; что выражается в чём; что выступает как что / кто выступает как кто; что рассматривается как что; что детерминируется чем; что проявляется в чём; что включает в себя что; что строится на чём.
Задание 7. Прочитайте фрагмент текста. Сформулируйте заголовок. Скажите, о чём идёт речь в этом тексте.
Сознание – одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.
Эта особенность сознания обусловливает творческое преобразование действительности первоначально в сфере практики, а затем и во внутреннем плане в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания.
Содержание сознания запечатлевается в продуктах культуры, включая язык и другие знаковые системы, приобретает форму идеального и выступает как знание. Сознание включает также аксиологический ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности – философские, научные, политические, нравственные, эстетические, религиозные и другие ценности.
Сознание включает отношение субъекта как к этим ценностям, так и к самому себе, выступая тем самым в виде самосознания, которое также имеет социальную природу. Познание человеком самого себя становится возможным благодаря способности человека соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других людей, умению встать на эти позиции в процессе общения.
Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии главным является вопрос, который называется основным вопросом философии, об отношении сознания к бытию, духовного – к материальному вообще. Это также вопрос о том, что считать материальным, а что духовным. Решение этого вопроса привело к разделению философов на материалистов и идеалистов.
Сознание есть свойство высокоорганизованной материи – мозга. Оно выступает как осознанное бытие, как субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность. В гносеологическом плане сознание есть идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.
При социологическом подходе сознание рассматривается как отображение в духовной жизни людей интересов и представлений различных социальных групп, классов, наций, общества в целом. Будучи отображением материального бытия, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах как индивидуальное и общественное сознание.
В психологии сознание трактуется как особый, высший уровень организации психической жизни субъекта, выделяющего себя из окружающей действительности, отражающего эту действительность в форме психических образов, которые служат регуляторами целенаправленной деятельности. Сознание неотделимо от внимания, свойства которого изучаются экспериментальной психологией.
Задание 8. Ответьте на вопросы.
1. В чём заключается своеобразие психической активности человека?
2. Что обусловливает особенность сознания человека?
3. Каким образом содержание сознания выступает как знание?
4. В чём проявляется аксиологический ценностный аспект сознания?
5. Как вы понимаете смысл самосознания?
6. Что помогает человеку познать самого себя?
7. В каких науках сознание является предметом изучения?
8. В чём суть основного вопроса философии?
9. Что привело к разделению философов на материалистов и идеалистов?
10. Что подразумевается под сознанием в гносеологическом аспекте?
11. Как рассматривается сознание при социологическом подходе?
12. В каких самостоятельных формах выступает сознание?
13. Как трактуется сознание психологами?
14. Какие вопросы решает экспериментальная психология?
Задание 9. Прослушайте текст. Сформулируйте основную мысль автора. Задайте своему товарищу вопросы по прослушанному тексту.
Сознание – это высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с речью. Эта функция заключается в обобщённом, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтолировании поведения. Так определяет структуру сознания А.Г. Спиркин, известный русский философ и психолог, член-корреспондент Российской Академии наук.
Диалектический материализм рассматривает сознание как функцию мозга, как отражение объективного мира, как необходимую сторону практической деятельности человека.
Сознание возникает, функционирует и развивается в процессах взаимодействия человека с реальностью, на основе его чувственно-предметной деятельности, общественно-исторической практики. Сознание детерминируется природной и социальной реальностью.
Структуру сознания раскрывают по разным основаниям, различая предметное сознание и самосознание. Предметное сознание включает в себя следующие компоненты.
Когнитивный, или познавательный, компонент связан с чувственно-сенситивными способностями человека, с его мышлением, вниманием и памятью. Эмоциональный компонент характеризует переживания человека, связанные с его отношением к значимой для него информации. Мотивационно-волевой компонент сознания включает в себя потребности, интересы, мотивы и волю человека.
Самосознание – это отражение личностью самой себя. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания.
Самосознание проявляется в разных формах: 1) как самопознание, или как познание своего тела, ощущений, мыслей, самонаблюдение своих состояний; 2) как самооценка, или как анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения с другими людьми; 3) как самоконтроль, или контроль над своим поведением, над своей деятельностью.
Под источниками сознания философы понимают: 1) внешний предметный и духовный мир (природные, социальные и духовные явления); 2) социокультурную среду (общие понятия, этические и эстетические установки, социальные идеалы и накопленные обществом знания).
Источником сознания является реальность (объективная и социальная), отражаемая человеком посредством мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
Задание 10. Прослушайте предложения. Повторите их и выразите своё согласие или несогласие с данными утверждениями. При несогласии приведите свои аргументы.
1. Сознание – высшая функция мозга, которая свойственна как человеку, так и животному.
2. Функция мозга заключается в отражении и преобразовании действительности.
3. Идеалисты рассматривают сознание как функцию мозга, отражающего объективный мир.
4. Сознание детерминируется природной и социальной реальностью.
5. В структуре сознания философы различают предметное сознание, идеальное сознание, самосознание и самопознание.
6. Предметное сознание включает в себя несколько компонентов: когнитивный, эмоциональный и мотивационно-волевой.
7. Когнитивный компонент связан с переживаниями человека, вызванными значимой для него информацией.
8. Мотивационно-волевой компонент сознания строится на потребностях, интересах, мотивах и воле человека.
9. Эмоциональный компонент сознания связан с сенситивными способностями человека, с его мышлением, вниманием и памятью.
10. Сознание помогает человеку контролировать свою практическую деятельность.
11. Самосознание контролирует деятельность членов общества.
12. Источником сознания является объективная и социальная реальность.
Давайте проведём диспут на тему «Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа». Из следующего перечня вопросов выберите себе вопрос и, используя материалы предыдущих заданий урока и сведения из других источников по философии, постарайтесь дать ответы на вопросы.
1. Что такое сознание – результат воспитания и образования человека или божественный дар?
2. Предметом изучения каких наук является сознание?
3. Как гласит основной вопрос философии?
4. Как трактуется сознание в психологии и социологии?
5. Что вы понимаете под избирательностью сознания?
6. Как соотносятся самосознание и сознание?
7. Как накапливаются знания в нашей голове?
8. Можно ли лишить человека сознания?
9. Разум контролирует чувства или чувства контролируют разум?
10. Помогает ли воображение человеку мечтать.
11. Какими мы узнаём себя в зеркале?
12. Как Вы понимаете выражение «работать над собой»?
Если Вы правильно ответили на поставленные вопросы, то вы действительно знаете, что сознание есть понятие, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности заключается в том, что отражение реальности в форме чувственных образов и рациональных понятий предвосхищает (предопределяет) практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.
Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга. Сознание выступает как осознанное бытие, как субъективный образ объективного мира, как субъективная реальность. Сознание имеет диалогический характер, на что также указывает сам термин «сознание», т.е. знание, которое приобретается совместно с другими.