Суть – религия ложь, рабство
Мораль – не думать о глупостях, а наслаждаться жизнью.
Был вынужден скрывать свои точки зрения:
Тут не моя вина, что наложить печать я должен на свою тетрадь…
Много мыслей в моей голове, но увы, если выскажу их – не сносить головы…
Пишет, что люди пробиваются не тем, что ищут истину, а тем что угождают начальнику. Тру учёный это:
Лучше впать в нищету или лучше украсть, чем в число блюдолизов попасть…
Я знаю этот вид напущенных ослов. Пустых, как барабан…
Те, у кого лежит к познанию душа – доят быков…
Гнев на правительство:
Миром правит насилие, злоба и …
Что ещё на земле достоверного есть….
..
Если есть – их по пальцам легко перечесть…
На подлых:
Защитник подлых - …
Кто благороден – тот подл сегодня
Кто подл …
Им бани, мельицы
А кто душою чист – тому лишь корка хлеба
Богоборчество, отверг бессмерт душе:
Верить в то, что исстлевший растану из праха
Вернулся кто-нибудь оттуда в мир наш
Но эти признаки для нас и страха и надежд источник…
Ходил в мечеть в час поздний и грухой
Когда-то коврики стянул отсюда
Дух рабства кроется в..
Трезвон колоколов
И рабства чёрная печать
Суть – религия ложь, рабство.
12 век – последний век рассвета аа-мысли.
Было и другое учение – ортодоксальное. Они считали аа-мыслителей еретиками. Когда они слышали, что разум выше веры – им хотелось взять и покритиковать аа-мыслителей.
Но постепенно это учение набирает обороты.
К 12 веку распался арабский харифат; ортодоксальное учение набирает силу. Набирает силу мистика (мистика - знание полчучается из сверхъестественного прозрения).
Аль-Газали (Альдезоль, Аэрозоль?) (1058-1111). Жил на ближним востоке. Родился на территории Ирака (ИРАКА ТОГДА НЕ БЫЛО!!!). Изучил все философские системы и пришёл к неутешительным выводам: вся философия противоречит корану. А раз так – то нужно её опровергать. Написал «опровержение философов». Подвергает жесточайшей критике Авиценну, Аль-Фараби. Их ориентацию на разум, на объективную причинность опровергает. Разум человеческий бессилен, ничего дать не в состоянии и мы должны обратиться к мистическому созерцанию. Только оно даёт слияние с божеством. Мир был сотворён Богом из ничего. Никакой причинной связи между событиями нет. Всё определяется волей Бога, который постоянно вмешивается в события.
После Газали развитие арабской философии прекратилось. Началась деградация. Отказ от всех предшествующих достижений.
Но если философия в арабском мире в лице Газали деградирует, то в 12 веке начинается расцвет арабской философии на западе (Испания).
Рассмотрим бегло западно-арабских философов.
Аль Баджо или Ибн-Баджо (дефисы стоят по традиции).
Ибн Буфейн? (т.тусейн?)
Были такие. Всё.
Рассмотрим Ибн Рошд/РушдилиАверроэс (латин.) (1126-1198). Его работы переводились на латинский. Был популярен в Европе. Родился в Кордове. По обычаю времени, когда отец умер – стал заниматься административной деятельностью. Много внимания уделял разработке философских правил. Был в чести у харифа Аль Мансура (Морокский хариф, не багдадский). Но начались слухи, что он безбожник, враг ислама. Его лишили должностей, изгнали, но затем снова вернулось доверие, вернули ко двору и все ОК до самой смерти.
«Очистил» философию Аристотеля от элементов неоплатонизма. Был почитателем Аристотеля. Даже культ был. Считал, что Аристотель – величайший мудрец человеческого рода; и до и после. То есть добавить к Аристотелю ничего невозможно. Поэтому его задача – уметь донести до философов сущность учения Аристотеля (а не делать своё; ведь у Аристотеля всё совершенно). Написал массу работ по комментированию Аристотеля. Было 3 комментария:
1. Краткие – разъяснение слов.
2. Средние – разъясняются идеи.
3. Большие – тем не менее может идти дальше Аристотеля. Практически самостоятельные мысли.
Стоит учесть, что Аристотеля читал на греч->сир->арабском языке. Много погрешностей.
Мир вечен, материален, в непрерывном вечном движении. Возникают и исчаезают вещи, но мир всегд сохраняется. Есть Бог. Но не как существо, созд мир, карающее людей, награждающее… А просто Бог – абсолютный разум. Занимается тем, что мыслит о самом себе. В дела мира Бог не вмешивается. Все явления имеют естественную причину. Задача науки – раскрыть объективные законы мира. Чудес нет и быть не может. Богословы и коран – всё ложь. Не материалист, но подхватывает и разрабатывает элементы материализма Аристотеля. Хотя клялся верности Аристотелю – вносил поправки. (Аристотель: есть вещь потенциальная; проникает духовная субстанция в неё; вещь становится материальной). Рошд: формы содержатся в самой материи. Форма не есть что-то самостоятельные, а просто моменты материальной реальности.
Занимается проблемой 2 видов разума: человечества вообще, космический (пока есть чел-во) и разум конкретного чемондропа. Душа есть, она смертна. Прямо говорит, что сказки о загробном мире надо отбросить; это бытие абсолютно недоказуемо.
Проблема ВиР. Разум важнее. Как обычно.
Итак, он пошёл в разрез с кораном. Обошёл проблему известным путём: есть 2 истины. Несовершенная, спрятанная (для народа) и чистая (только для мудрецов). Народу доводить чистую истину не нужно; потому что могут понять неправильно.
Например. Коран – душа бессмертна. Разум – не бессмертна. Каждый выбирает что хочет. Священникам не нужно лезть в наши дела.
Короче, пытается спасти философию от вмешательства религии.
Знание начинается с возникновения чувственных образов мира. Но ведь в мире есть общее. Как узнать, что есть общее? С помощью активного разума. Наш пассивный разум содержит общее, но в скрытой форме. А активный «выцарапывает» сущность мира на наших чувтсвах.
Великий и последний философ арабского мира. Арабская философия умирает. 9-12 века. Всё.
Работы уничтожают, господствует теология и мистическая философия.
В общем-то, с наукой то же самое. Арабский мир погружается в духовную тьму. Арабский мир рушится. Исчезает независимое арабское гос-во; оно становится частью Османской империи.
Был один взлёт через 2 века:
Ибн Холдун (1322-1406).Один из немногих арабских мыслителей, занимавшихся социальной философией; единственный, создавший свою концепцию философию истории. Жил в северной Африке, бывал в Испании. Труд: история всего ближне-восточного мира - «Всеобщая история». Введение – Мукаддима. Теоретическое введение мировой истории. Переводился на английский. 3 тома по 600 страниц. Была написана в 1375-1379. Суть концепции: 2 состояния общества:
1. Сельское состояние. Скорее под этим он понимает кочевую жизнь. Люди бедны, обладали небольшим кол-вом мат. благ. Жизнь тяжёлая, жёская. Держались друг за друга. Иначе было не выжить. Господствовали благородные нравы с девизом «помощь друг другу». Цель – выживание.
Далее племена стали меняться. Возникли вожди и массы руководимых. Получились города и…
2. Городское состояние. Развилась торговля, концентрация богатства у конкретных людей. Жизнь была скудной, а теперь возникла роскошь. Исчесзли старые суровые нравы. Получили растление и разврат. Люди были воинами, а теперь воевать сами не захотели, нанимали воинов. Нужны средства для войск, поэтому появились налоги, а жажда богатсва росла, налоги росли так, что люди что не создай – отберут. Начался кризис общества (5 ступеней). Пропуская детали: 5 ступень – грань гибели, гниение общества.
Всегда существуют наряду с городами и сельчане-кочевники; они из зависти разрушают города/общество, селятся в городе, а дальше рекурсия.
Цикл примерно 120 лет. Итого – история есть повторение одних и тех же событий. Ни прогресса, ни движения, а возникновение и крах. (позже назвали «цивилизационный подход»)
Итого – «циклическая концепция».
Элемент прогресса всё же есть, но в его работе об этом не особо.
А тем временем процветала ещё и жидовская расовая еврейская философия. Сначала иудаизм + греч, потом пытались создать синтез иудаизма и Аристотеля.
Соломон бен Габероль, Авицеброд (на западе) (1120-1170).