Диалектика чувственной и рациональной сторон познания

Диалектика чувственной и рациональной сторон познания - student2.ru

Два уровня (ступени, этапа) познания диалектически связаны между собой. Причина кроется в функциональной дифференциации коры больших полушарий ГМ человека (см. любой учебник по Общей психологии).

Ощущение и понятие отражают ту или иную сторону объекта познания; восприятие и суждение формируют его чувственный или логический образ; представление или умозаключение открывают возможность «отрыва» от объекта познания, избирательно-обобщённого отражения и композиционно-творческого моделирования действительности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «познание», «знание», «агностицизм», «скептицизм»?

2. Какие подходы к проблеме познаваемости мира вам известны? В чём разница между
агностицизмом и скептицизмом?

3. Какие виды знания и формы познания вам известны?

4. В чём разница между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания?

5. Какие познавательные способности человека вам известны?

Диалектика чувственной и рациональной сторон познания - student2.ru

Занятие2 (2 часа). Тема: Цель и методы познания.

Мотивация: пробудить интерес к теории и методам познания.

Цель занятия: знакомство обучающихся с понятиями «истина», «практика» и их ролью в процессе познания.

Задачи: 1. Дать представление об истине и её связи с процессом познания.

2. Познакомить с понятием «практика», основными формами практики и её

ролью в процессе познания.

3. Дать представление об основных общенаучных методах.

План

1. Работа с понятиями.

2. Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.

3. Познание и практика.

4. Научное познание и его методы.

2 часа.

I. Вводная часть занятия.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

II. Основная часть занятия.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

Работа с понятиями.

Истина- это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящий предмет так как он существует вне и не зависимо от сознания человека.

Относительная истина- это неполное знание о предмете (системе или мире в целом). Абсолютная истина- это полное, счерпывающее знание о предмете (сложно организованной материальной системе или в мире в целом);

абсолютная истинане может быть опровергнута при дальнейшем развитии

познания.

Заблуждение- искажённое отражение объекта познающим субъектом,

возникающее как абсолютизация результата познания отдельных сторон объекта

изучения.

Ложь- преднамеренное искажение истины (как правило с определённой

целью).

Практика- 1 )чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека

по преобразованию материальных систем;

2)совокупная деятельность человечества, от всего человечества в его историческом развитии.

Наука- сфера человеческой деятельности, в которой вырабатывается и теоретически систематизируется знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку.

2) Учение об истине. Диалектика относительной и абсолютной истин.

Ценность любого знания определяется мерой его истинности.

Помимо приведённого выше определения, существуют и другие: истина есть то, что подтверждено опытом; истина - это некое соглашение, конвенция; истина - это свойство самосогласованности знаний; знание истинно, если оно полезно, эффективно, с точки зрения его использования на практике.

Кроме истины выделяют таюке заблуждение и ложь. Заблуждение представляет собой нежелательный, но правомерный зигзаг на пути к истине. Заблуждения возникают вследствие абсолютизации результатов познания отдельных сторон изучаемого объекта. Иногда на основе заблуждений возникают т. н. псевдонауки - например, астрология. Если заблуждение - это непреднамеренное искажение истины, то ложью можно назвать как раз иное: лгущий искажает известную ему истину с какой-либо определённой целью. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть также и логически неправильное мышление (пример -софистика).

В повседневной действительности заблуждению соответствует ошибка, а лжи -обман.

Познание - это бесконечный процесс, как бы движение по лестнице, восходящей от низших ступеней ограниченного, приблизительного знания ко всё более глубокому и всеобъемлющему постижению сути вещей. Поэтому истина есть единство результата и процесса. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, конкретно-историческими обстоятельствами и проч. Объект же познания неисчерпаем. Научное знание всегда относительно. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Примером относительной истины является классическая механика И. Ньютона, долгое время господствовавшая в науке. Потом А. Эйнштейн доказал, что ньютоновская теория является лишь частным случаем теории относительности. Когда-нибудь докажут, что Эйнштейн тоже заблуждался.

Из всего вышесказанного, однако, не вытекает, будто абсолютных истин нет. Вот примеры абсолютных истин: «Земля вращается вокруг Солнца», «человек смертен» и т. д. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения и смерти и т. п.

Пример с теориями И. Ньютона и А. Эйнштейна говорит о сложных взаимоотношениях между относительной и абсолютной истинами. В каждой относительной истине есть доля истины абсолютной. Диалектику относительной и абсолютной истин можно изобразить графически:


Диалектика чувственной и рациональной сторон познания - student2.ru

 

X

Если признать на схеме абсолютную истину за бесконечную область вправо от вертикали «хх» и выше от горизонтали «гу», то ступени 1, 2, 3... будут относительными истинами (в нашем примере 1 - классическая механика И. Ньютона, 2 - теория относительности А. Эйнштейна, 3 - гипотетическая сегодня постэйнштейновская картина мира).

Конкретность истины - один из основных принципов диалектического подхода к познанию - предполагает точный учёт всех условий, в которых находится объект познания. Например, суждение «вода кипит при г=100С°» верно лишь при условии, что речь идёт об обычной воде (плотность, удельный вес, химический состав и проч. которой не выходят за определённые рамки) и нормальном атмосферном давлении (примерно равном 760 мм рт. ст.). Если изменится, например, давление, то суждение утратит истинность. Следовательно, суждения, верно отражающие объект в данных условиях, становятся ложными по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

3)Познание и практика.

Практика (см. определение выше) имеет три атрибута: это чувственно-предметная деятельность; это целеполагающая деятельность; и это деятельность, направленная на преобразование материальных систем.

Если какой-либо из признаков отсутствует, то деятельность становится предметно-манипулятивной. Примеры: ребёнок до двух лет копирует действия взрослых, не осознавая цели; мифический Сизиф, чей труд не приводил к каким-нибудь результатам; нет практики и в мире роботов, т. к. цели ставит человек.

По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является источником познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не даёт ему оторваться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний и в этом смысле она - цель познания. В-третьих, практика служит критерием, мерилом истинности результатов познания.

Выше я перечислил три функции практики в отношении познания. Иногда выделяют четвёртую - детерминирующую. В данном случае речь идёт о том, что практика «подталкивает» познание в том или ином направлении. Например, исследователи подсчитали, что человечество чаще воюет, чем живёт в состоянии мира. Поэтому учёные уделяют много сил, времени и средств для разработки наиболее «эффективных» средств и орудий убийства, способов их доставки к «месту назначения» и средств коммуникации. Так только в XX в. изобрели ядерное оружие, ракеты и Интернет. Обратите внимание, что

гражданское использование ядерной энергии и проч. отстаёт во времени от их военного использования.

Выделяют следующие формы практики:

а) общественно-производственную (промышленное и с/х производство,
изготовление продуктов потребления и средств производства);

б) социально-политическую (создание государств, формирование партий,
преобразование социальных структур, органов управления, революционные и
террористические движения, забастовки, войны, акции по ликвидации ядерного и
химического оружия и т. п.);

в) научно-экспериментаторскую, связанную с намеренным изменением объекта
исследования (социальный эксперимент, физический, химический, генетический и др.
виды эксперимента);

г) врачебную или медицинскую (хирургическая, терапевтическая,
стоматологическая и т. п.);

д) семейно-бытовую, повседневную, хозяйственную (строительство и ремонт
жилья, садоводство, огородничество, приготовление пищи, уход за детьми и т. п.).

Перечисленные формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека (помимо них имеются: детская игровая практика, асоциальная практика убийц, спортивная практика, ведущая к физическим изменениям людей и т. п.).

Вопрос «Можно ли художественную деятельность отнести к практике?» является спорным. Например, деятельность скульптора отвечает трём основным признакам практики, перечисленным в определении (1). Однако главной функцией искусства является эмоционально-эстетическое воздействие на духовный мир человека, т. е. духовная деятельность. Следовательно, к практике относятся те виды духовной деятельности, в которых явно выражена предметность. Не следует причислять к практике деятельность театрального артиста, писателя, идеолога, создателя военных теорий, политических доктрин и программ.

4) Научное познание и его методы.

Выше уже говорилось о специфике научного познания. К сказанному можно добавить, что наука осваивает- мир в понятиях. Именно оперирование понятиями и позволяет выполнять науке основные познавательные функции: описание, объяснение и предсказание явлений определённой предметной деятельности. Именно поэтому каждая наука имеет собственный язык, собственную предметную область исследования и собственный метод. В плане рациональности научное познание характеризуется ещё двумя чертами - доказательностью и системностью. Эти черты отличают научное познание от обыденного. В основе системности и доказательности лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.

Процесс научного исследования осуществляется всегда на основе исторически выработанных методов. Определение метода вам уже известно (из темы № 6).

В науке метод часто определяет судьбу исследования. При различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Характеризуя роль метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнил его со светильником, освещающем путнику дорогу в темноте. «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, если следуешь по ложному пути. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным.

Существуют по крайней мере, две систематизации методов:

1) по уровням исследования все методы делятся на эмпирические [наблюдение, описание, измерение (сравнение) и эксперимент] и теоретические (формализация, аксиоматизация, гипотетико-дедуктивный и проч. методы);

2) по областям применения выделяют всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Последние (например, экстрагирование, сепарирование, препарирование и др.) останутся за рамками сегодняшней лекции. В каждой науке есть свои специфические методы, область применения которых ограничена рамками той или иной предметной области.

Важными методами исследования в науке, особенно в естествознании, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение- целенаправленное восприятие явлений объективной действительности. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным (при помощи приборов - микроскопа и др.). Наблюдение - это активная форма деятельности, направленная на определённый объект и предполагающая формулировку целей и задач. Однако, наблюдатель видит то, что предлагает сама природа. Эксперимент- наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Эксперимент даёт возможность вскрыть причинную зависимость между условиями и свойствами исследуемого объекта, а также характер изменения этих свойств в связи с изменением условий. Для эксперимента характерны контролируемость условий, возможность измерения параметров процессов и использование инструментов и приборов.

В ходе и по итогам наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Описание- фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Описание всегда предполагает определённую систематизацию материала, т. е. его группировку и некоторое обобщение.

Измерение- это сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам. Сравнениеесть установление различия и сходства предметов. Основное требование - сравниваться должны действительно однородные или близкие по своей сущности вещи. Нет смысла сравнивать, к примеру, килограммы с метрами.

В науке сравнение выступает как сравнительный, или сравнительно-исторический метод. Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и др. Так, в сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе сравнения психики взрослого человека с развитием психики у детей, а также животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные свойства и связи, а существенные.

Анализ и синтез.

Анализ- мысленное расчленение целостного предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Анализ применяется для изучения частностей. Когда путём анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез- мысленное объединение ранее выделенных частей предмета в единое целое. Синтез то существенно общее, что связывает части в единое целое. Анализ и синтез находятся в единстве.

Индукция и дедукция.

Индукция- метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция- способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.

Другие методы:

Абстрагирование- отвлечение от ряда несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. В результате абстрагирования получились, например, такие понятия, как «растение», «человек», «объём», «длина» и др. В медицине абстрагирование применяют при постановке диагноза.

Обобщение- приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. В результате обобщения получились такие медицинские категории, как «больной», «норма», «патология» и др.

Идеализация- мысленное образование абстрактных объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществления их практически. Абстрактные объекты не существуют и неосуществимы в действительности, но для них имеются прообразы в реальном мире. В результате идеализации получились такие понятия, как например, «точка», «прямая линия», «окружность». В медицинских учебниках течение заболеваний описывается по идеальной модели.

Аналогия- приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Аналогия с тем, что уже известно, помогает понять то, что неизвестно. Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование- изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих исследователя. Например, исследуя свойства модели самолёта, мы тем самым познаём свойства самого самолёта. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.

Формализация- построение абстрактно-математических, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Частными случаями формализации являются математизация(создание математических моделей) и компьютеризация (создание компьютерных моделей). Типичным примером результата формализации являются символы (например, знаки дорожного движения и проч.).

Аксиоматизация- построение теорий на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуется.

Гипотетико-дедуктивный метод- создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Кроме вышеперечисленных методов, выделяют ещё и общенаучные подходы: системный (исследование объектов как систем), структурный (исследование уровней организации), вероятностный (основанный на применении вероятностных методов) и т. п.

Вопросы длясамоконтроля:

1. Что такое «истина», «заблуждение», «ложь», «практика», «наука»?

2. В чём разница между истиной относительной и истиной абсолютной? Какая
между ними взаимосвязь?

3. В чём заключается конкретность истины?

4. Какие формы практики вам известны?

5. Какие функции практики в отношении познания вам известны?

6. В чём заключается специфика научного познания?

7. Какие методы эмпирического познания вам известны?

8. Назовите методы теоретического познания.

Выводы по теме

5 минут

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

001. Что такое гносеология?

а) философская дисциплина (раздел), в которой исследуется сам процесс познания

б) учение о первосущности

в) учение об оценке знаний

г) раздел философии, где осмысливаются проблемы бытия

002.Что означает философская концепция "агностицизм"?

а) специфическая познавательная практика

б) познание, не имеющее осмысленного решения

в) теория, отрицающая познаваемость мира

г) все вместе взятое

003. Можно ли достоверно познать предметы и явления, их сущности и проявления сущности? Какой ответ более правильный?

а) для агностицизма - сущность материальных систем
не может иметь достоверного знания

б) знания как и мир, который они отражают - объективны,
то есть достоверны

в) нельзя требовать абсолютной достоверности истины -
мы постоянные ее искатели (Поппер)

г) познание мира также диалектично как и диалектика мира

004. Какое определение истины можно считать классическим?

а) истина - это соответствие знания действительности

б) истина - это опытная подтверждаемость

в) истина - полезность знания, его эффективность

г) истина - это свойство самосогласованность знаний

005. Определений понятий "истина" множество. Укажите на определение,
наиболее распространенное в медицинской среде?

а) как характеристика отношения между идеей и фактом

б) как содержание человеческого сознания

в) как соответствие субъективных представлений объекту

г) как абсолютное самотождество (сущее)

006. Что такое "понимание" в философии?

а) это истолкование, интерпретирование информации

б) это процедура осмысления, выявление смысла, значения

в) это результат и процесс применения герменевтики

г) это все вместе взятое

007. Дайте определение понятию "субъект"

а) субстанциональное начало мира

б) обладающий сознанием и волей индивид

в) единство психической деятельности индивида

г) активное начало в познавательном процессе

ЛИТЕРАТУРА:

1. Философия (под. ред. В.Н. Лавриненко) - М, 2002.

2. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2 - М., 1989.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия - М. Любое издание.

4. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика - М., 1991.

5. Философия. -Ростов-на-Дону, 1995, 1999.

6. Новая философская энциклопедия - М.. 2000.

7. Философия и методология науки. Часть 1 - М., 1994 - с. 112-129.

8. Концепции современного естествознания - М., 1997. Глава 2.

9. Мещеряков Б., Мещерякова И. Введение в человекознание - М., 1994 - с.78-87.
Ю.Никифоров А.С. Познание мира - М., 1989.

П.Дружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? //Вопросы философии

-1994, №2. 12.Вайнгартнер П. Сходство и различие между научной и религиозной верой

//Вопросы философии -1996, № 5. Маркова Л.А. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии

-1997, №11.

14. Лекторский В. А. Теория познания (гносеология, эпистемология) //Вопросы
философии - 1999, №,8.

15. Заблуждающийся Разум? Многообразие вненаучного знания - М., 1990.

16. Спиркин А.Г. Философия - М., 2000.
17. Философия - М., 2000.

Наши рекомендации