Тема 4. Философия Средневековья и эпохи Возрождения
1. Истоки средневековой философии: древнегреческая философия и христианская теология. Основные черты средневековой философии (теоцентризм, креационизм, провиденциализм и эсхатологизм).
2. Этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий).
3. Классическая философия Средневековья (ФомаАквинский). Онтологическое доказательство бытия Бога. Философский смысл полемики реалистов и номиналистов.
4. Возрождение как эпоха гуманизма, его историческая и социально-экономическая обусловленность.
5. Антропоцентризм и проблема личности. Социально-политические учения (Н. Макиавелли) и социальные утопии (Т. Мор, Т. Кампанелла) эпохи Возрождения.
Цель: | Изучение:основных принципов философии эпохи Средневековья, раскрытие ее особенностей, ее социокультурную обусловленность; Освоение: основных философских проблем этапа патристики и схоластики в средневековой философии; показать характерные черты учения Аврелия Августина и Фомы Аквинского; раскрыть суть спора об универсалиях между реалистами и номиналистами. Овладение:навыками критического анализа философских взглядов мыслителей данной эпохи. |
Обеспечение: | Опорные конспекты лекций, основная литература. |
Основные понятия:
Антропоцентризм, апологетика, апофатическая теология, гуманизм, деизм, катафатическая теология, креационизм, номинализм, пантеизм, реализм, патристика, схоластика, теоцентризм.
Темы рефератов (докладов):
1. Влияние философии Платона и Аристотеля на формирование философии Средневековья.
2. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.
3. Аврелий Августин: учение о душе.
4. Ф.Аквинский: учение о человеке.
5. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
Вопросы для дискуссии и самоконтроля:
1. Почему космоцентризм античности уступает место теоцентризму Средневековья?
2. В чем отличие мировоззренческих установок философов античности от мировоззренческой позиции теоцентристов Средневековья?
3. Определите основные принципы религиозно-философского мировоззрения и дайте им оценку.
4. Каковы основные этапы средневековой философии? В чем их специфические особенности?
5. В чем суть спора номиналистов и реалистов?
6. Какие пять доказательств бытия Бога приводит Фома Аквинский, и каково ваше мнение о них?
7. Что такое, по-вашему, Средневековье - этап прогрессивного развития человечества или этап временного его регресса? Обоснуйте ваш ответ.
8. Охарактеризуйте исторические предпосылки эпохи Возрождения.
9. Сформулируйте основные идеи философии Ренессанса и определите ее особенности.
10. Дайте характеристику философии гуманизма, определите вклад А.Данте, Ф.Петрарки.
11. Дайте общую характеристику неоплатонизма эпохи Возрождения.
12. Как решается проблема соотношения конечного и бесконечного в философии Н.Кузанского?
13. Определите вклад Леонардо да Винчи, Н.Коперника, И.Кеплера, Г.Галилея в подготовку натурфилософии.
14. Что нового внес в развитие натурфилософии Дж.Бруно?
15. Почему в эпоху Возрождения возникает особый интерес к проблеме государства?
Практические задания:
1. Объясните своими словами, в чем суть «онтологического доказательства бытия Бога»?
2. Попробуйте определить, в каких доказательства и в чем Фома Аквинский опирается на положения Аристотеля о «перводвигателе», о 4-х видах причин и об энтелехии.
3. Запишите определение понятия «пантеизм». Чем пантеизм Николая Кузанского отличается от представлений о Боге, распространенных в античной философии?
4. Какой вклад в развитие научного знания внесли Николай Коперник, Галилео Галилей и Джордано Бруно? Согласуются ли их взгляды с данными современной науки?
Литература:
Основная:
[6, с. 325-413]; [7, с.68-92]; [11, с. 82-110]; [13, с. 42-62].
Дополнительная:
[25, c. 60-84] [20, с. 8-9].
Электронные ресурсы:
[6, с. 36-53]; [7, с. 28-42]; [8, с.53-71].
Практическое занятие №5