Страх создает врагов, затем из-за врагов возникает защита, а затем защита влечет за собой агрессию. Вы становитесь склонным к насилию. Вы все время настороже. Вы против всех

Этот момент вы должны хорошо понять: если вы боитесь, то вы против всех. Степени этого могут различаться, но все равно тогда и ваши враги, и ваши друзья - все являются врагами. Друзья в меньшей степени, вот и все. Тогда ваш муж или ваша жена также является вашим врагом. Вы просто все хорошо организовали. Вы ко всему приспособились. Или может быть так, что у вас обоих есть общий более сильный враг, и против этого общего и более сильного врага вы оба объединились, вы стали одной командой, - но враждебность все равно имеет место.

Если вы закрыты, то вам враждебно все существование. Это не означает, что так и есть на самом деле, - это вам кажется, что оно враждебно. Когда вы открыты, все существование становит­ся вашим другом. Сейчас, когда вы закрыты, даже друзья являются врагами. Иначе и быть не может. Глубоко внутри вы боитесь также и своих друзей.

Кто-то из писателей писал о том, какие молитвы он посылает Богу: «Я позабочусь о моих врагах, а Ты позаботься о моих друзьях. Я буду бороться с моими врагами, но Ты защити меня от моих друзей».

Непосредственно на поверхности лежит дружба, глубоко внутри - вражда. Ваша дружба может быть всего лишь фасадом, скрывающим враждебность. Когда вы закрыты, вы можете породить только врага, потому что истинный друг может обна­ружиться только тогда, когда вы открыты. Дружба случается, когда вы тотально открыты кому-то. Она не может случиться каким-либо другим образом.

Как вы можете любить, если вы закрыты? Вы живете в своей тюрьме, я живу в своей тюрьме, и, когда бы мы ни встретились, соприкасаются только стены наших тюрем, а мы скрыты за ними. Мы перемещаемся в своих капсулах; капсулы соприкасаются друг с другом, тела соприкасаются друг с другом, но глубоко внутри мы остаемся изолированными.

Даже тогда, когда вы занимаетесь любовью, ваши тела входят друг в друга, но сами вы не входите. Встречаются только тела; сами вы остаетесь в своей капсуле, в своей ячейке. Вы просто обманываете самих себя, считая, что имеет место обще­ние. Даже в сексе, глубочайшем из отношений, общения нет. Оно не может случиться, потому что вы закрыты. Любовь становится невозможной. И причиной является то, что вы боитесь.

Так что не задавайте таких вопросов; не приходите с ложными вопросами. Когда вы узнаете открытость, вы не сможете чувствовать, что что-то может причинить вам вред. Теперь ничто не является вредным. Вот почему я говорю, что даже смерть является блаженством. Ваш подход станет другим. Теперь всякий раз, когда вы смотрите, вы смотрите открытым сердцем. Это открытое сердце меняет качество всего, и вы не сможете ощущать, что что-то может причинить вам вред, вы не сможете спрашивать, как защититься, - в этом не будет необходимости. Необходимость возникает из-за того, что вы закрыты. Но вы можете все время придумывать вопросы по поводу предполагаемых событий. Ко мне приходят люди и говорят: «О'кей, если мы познаем Бога, то, что тогда?» Они начинают с вопроса, с «если». Не существует никаких «если». В существо­вании вы не можете поднимать такие вопросы. Они абсурдны, бестолковы, потому что вы не понимаете, о чем говорите. «Если я познаю Бога, то, что тогда?»

Ситуация «Что тогда?» никогда не возникает, потому что при познании вас больше нет, есть только Бог. И, к тому же, при подобном осознании нет никакого будущего, есть только насто­ящее. И при подобном осознании нет никаких беспокойств, потому что вы становитесь с существованием единым целым. Так что вопрос «Что тогда» никогда не возникает. Этот вопрос возникает из-за наличия ума, который находится в постоянном беспокойстве, в постоянной борьбе, в постоянном размышлении о будущем.

Второй вопрос:

Когда я становлюсь, все более и более осознающим, мое внимание развивается и остается ощущение, что я сущест­вую, я присутствую, я осознаю. Объясните, пожалуйста, как это ощущение может быть растворено в состоянии без эго, в состоянии только осознавания.

Снова вопрос о чем-то предполагаемом. Когда я становлюсь, все более и более осознающим, мое внимание развивается и остается ощущение, что я существую, я присутствую, я осознаю. Этого никогда не случается, потому что по мере того, как растет осознанность, «я» уменьшается. При полной осознанности, вы есть, но нет никакого смысла в «Я есть». Словами, во всяком случае, можно сказать, что вы ощущаете неуловимое, тонкое свое присутствие, но нет никакого «я».

Вы чувствуете существование, и вы чувствуете его в изоби­лии, это момент удовлетворения, но «я» там нет. Вы не можете ощущать «Я существую», вы не можете ощущать «Я присутст­вую», вы не можете ощущать «Я осознаю». Это часть неосознан­ности, невнимания; часть вашего состояния сна. Этого не может быть. Этого не может быть, если вы действительно бдительны, действительно осознаете, действительно сознательны.

Так возникают надуманные вопросы. Вы можете все время размышлять о них, но ничего решено не будет. Если это имеет место - вы ощущаете «Я есть; я осознаю», - то вы должны заметить одно: что вы не бдительны, что вы не осознаете. Эти ощущения - «Я осознаю, я сознателен, я существую» - являют­ся только мыслями, вы только думаете о них; они не являются свидетельством вашей реализации. Осознанность не заключает­ся в повторении этих слов. Когда вы осознаете, нет никакой необходимости повторять: «Я осознаю». Вы просто осознаете; «я» больше нет.

Попытайтесь быть осознающим. Прямо сейчас будьте бди­тельным. Где есть я? Вы есть - это, скорее, еще более усилилось, - но где «я», где эго? В самой усиленности сознания эго больше нет. Позже, когда вы утеряете осознанность и начнете думать, вы ощутите это «Я есть», но в момент осознанности нет никакого «я». Проведите эксперимент прямо сейчас. Вы безмолвно нахо­дитесь здесь, вы можете ощутить свое присутствие, но где ваше «я»? «Я» никогда не возникает. Оно возникает только тогда, когда вы рассуждаете ретроспективно. Когда вы теряете осоз­нанность, «я» возникает немедленно.

Даже если на одно мгновение вы сможете пережить состояние простого осознавания, то вы почувствуете, что вы есть, но нет никакого «я». Когда вы потеряете состояние осознанности, когда этот момент улетучится, и вы начнете снова думать, «я» немедленно возвратится. Это часть процесса мышления. Само понятие «я» является мыслью, оно принадлежит области мыш­ления. «Я есть» является мыслью.

Когда вы бдительны и нет никаких мыслей, как вы можете чувствовать: «Я есть»? Ваше присутствие имеет место, но это не мысль, это не элемент мышления. Вы присутствуете здесь экзистенциально, это факт. Но вы можете немедленно превра­тить факт в мысль, вы можете думать о том промежутке, который существует, когда нет никакого «я». И в тот момент, когда вы думаете, «я» возвращается. При наличии мышления входит эго - мышление есть эго. При отсутствии мышления нет и эго.

Поэтому всякий раз, когда вы хотите задать вопрос, сделайте его экзистенциальным. Прежде чем задавать мне вопрос, проверьте, является ли то, что вы спрашиваете, уместным или нет. Такие вопросы кажутся имеющими смысл, но только на словах. Они выглядят таким образом: я говорю, что свет включен, а затем спрашиваю: «Свет включен, а темнота все же осталась, так что же делать с этой темнотой?» Единственным выводом является то, что свет еще не включен, он выключен, иначе, откуда бы быть темноте? И если имеет место темнота, то нет никакого света. А если есть свет, то нет никакой темноты. Они не могут существовать одновременно.

Осознавание и эго не могут существовать одновременно. Если приходит осознавание, если оно уже здесь, то эго исчезает. Это происходит одновременно; между этими событиями нет даже секундного промежутка. Свет включается, и темнота исчезает. Она не исчезает постепенно, маленькими порциями. Вы не можете увидеть ее выходящей; вы не можете сказать, что в данный момент темнота уходит.

Свет здесь, и темноты сразу же нет. Между этими событи­ями нет ни малейшего временного промежутка, потому что если бы этот промежуток был, то вы могли бы видеть, как выходит темнота. А если бы мог быть промежуток хотя бы в секунду, то не было бы никаких причин, почему бы этому промежутку не иметь часовую длительность. Нет никакого промежутка. Эти действия одновременны. Появление света и исчезновение темно­ты являются двумя аспектами одного и того же явления.

То же самое имеет место и по отношению к осознанности: когда вы являетесь осознанным, эго отсутствует. Но эго может сыграть с вами шутку, оно может сказать: «Я осознаю», и одурачит вас. Тогда и возникнет этот вопрос. А эго желает все накапливать, даже осознанность. Эго желает не только богатст­ва, власти, престижа; оно желает также и медитации, и самадхи, и просветления.

Эго желает всего. Всем, что является возможным, можно обладать. Эго желает обладать всем - даже медитацией, самад­хи, нирваной. Поэтому эго может сказать: «Теперь я достигло медитации», и тогда возникает этот вопрос. Медитация достиг­нута, осознанность пришла, но эго осталось, страдания оста­лись. Все бремя прошлого осталось. Ничего не изменилось.

Эго является очень тонким хвастунишкой. Поймите это. Оно может обманывать вас. И оно может использовать слова, оно может все переводить в слова. Оно может перевести в слова все, даже нирвану.

Я слышал историю о том, как пара бабочек летела по своим делам каньонами Нью-Йорка. Когда они пролетали мимо Эмпайр Стейт Билдинга, самец сказал самке: «Знаешь, если я захочу, я смогу одним ударом разрушить этот Эмпайр Стейт Билдинг».

Случилось так, что один мудрый человек слышал эти слова. Он поймал бабочку-самца и спросил его: «Что ты говоришь? Ты знаешь очень хорошо, что не можешь разрушить Эмпайр Стейт Билдинг одним ударом. Ты хорошо это знаешь, почему же ты так говоришь?»

Самец ответил: «Извините меня, сэр. Простите. Я просто хотел привлечь внимание своей девушки».

Человек сказал: «Не делай этого» и отпустил бабочку. Самец вернулся к своей подруге. Конечно же, она спросила: «Что сказал тебе этот человек?»

И самец-хвастунишка ответил: «Он просил меня не делать этого. Он так боялся, так дрожал, так нервничал. Он слышал, что я собираюсь разрушить этот Эмпайр Стейт Билдинг, поэтому он просил не делать этого».

То же самое происходит все время. Одни и те же слова произносятся мудрым человеком по самым различным поводам. Он говорит: «Не говорите этого», но эго использует его слова.

Наши рекомендации