Билет 5. Природа философии. Философия и личность.
03.11 (лекция 8)
1. Подлинная философия – личностная, а не равнодушная к индивидуальности форма мировоззрения. Она существует в ответ на потребность суверенного индивида в гармонизации его отношений с окружающим миром. В силу сложности, противоречивости пути индивида, эта потребность является постоянной. Путь личности всегда лежит на ее философии (прежде всего, жизненной). Речь идет не только о тех, кто создает философские системы, но и о тех, кто их потребляет, ибо человек, нуждающийся в философии, всегда примеряет эти …, так если иначе подчиняет их под себя (субъективность поддержания и формы, она неповторима, выражает внутренний мир).
2. Философия амбивалентна (двойственна).
Она выступает одновременно и как научное, и как нравственно-эстетическое осмысление действительности. художественный комплекс – нравственное+эстетическое.
Философия с одной стороны сближается с наукой и во многом подобна науке, но с другой стороны сближается и с искусством. В итоге, в целом, оказывается не наукой.
Философия сближается с наукой:
1) Философия, как и наука, ориентирована на раскрытие сущности мира, его законов. Философия, в отличие от так называемых «чистых наук», пытается формулировать законы миры в целом. Однако надо иметь в виду, что в сфере науки есть дисциплины, которые ориентированы на раскрытие универсальных законов мира, не будучи дисциплинами логико-математической науки. Информационно можно описать мир в целом. В отличие от дисциплин этого цикла, ориентируясь на раскрытие универсальных законов этого мира, имеется в виду не только количественный аспект действительности, но и качественный, содержательный, от чего логико-математические науки отвлекаются (универсальность против действительности).
2) Философия опирается на данные науки. Философия не может обойтись без данных наук, без обобщения она не может построить картину мира.
3) Философия довольно часто играет методологическую роль по отношению к науке, это значит, что идеи, впервые сформулированные философами на соответствующем уровне обобщения нередко оказываются весьма … в области чистых исследований в науке.
Философия сближается с искусством.
1) Всякое философствование начинается с того, что ставит под вопрос укорененность человека в обычном предметно-силовом мире (научный мир), в первом приближении, по крайней мере. Даже если эта возможность отрицается или доказывается. Наука изначально исходит из того, что человек находится в предметном мире (вещь среди вещей). В противном случае, она не может его использовать (очень близко к искусству). Херня какая-то
2) Философия эволюционирует иначе, нежели наука. Наука развивается так: в ее истории каждая последующая фундаментальная теоретическая система вбирает в себя истинные положения предыдущей, а саму систему отбрасывает. Иногда утверждают, что в науке последующая теоретическая система в виде частного содержит предыдущее. В философии каждое последующее фундаментальное теоретическое построение не может вобрать в себя значимые значения предыдущих, потому предшествующую систему не отбрасывает, эта предшествующая система сохранит свою актуальность для философии. Похоже на искусство (Байрон, Маяковский).
3) Философия, в отличие от науки, - это личностная форма осмысления мира. Наука – имперсональная форма познания окр действительности. продукт имеет одинаковую значимость для всех , с претензией на объективную истину, которая безличностна. Философия личностна по форме и по содержанию. Философия не наука в целом.
Поскольку философия двойственна, она может существовать в двух формах: теоретической философии, философии художественной (когда что-то выступает на первый план). Теоретическая форма – Гегель. Поло Сартр (писатель, драматург, сценарист) излагал идеи в художественной форме. Толстой, Достоевский – философами изучается теоретический момент присутствия, метафоры в трактатах.
Философское мировоззрение, в известной степени, противостоит религиозному в той мере, в какой противостоят друг другу научный мир и мир сверхъестественного. Философское мировоззрение – естественный мир.
Адекватные для философии условия ее существования – это условия, сохраняющие самостоятельного индивида, при их отсутствии деформация философии неизбежна. Неизбежно и распространение мифологического мировоззрения. Деформацию подразумевает ее идеологизация. Идеология – структура общественного сознания, представленная системой идей, которые ориентированы на культивирование у индивида чувства общности, принадлежность к той или иной социальной группе или социуму в целом. В этом идеология схожа с мифологией. Мифология поддерживает у индивида первоначальное чувство общности, это чувство характерно для индивидов, которые объективно не могут обособиться в рамках социума, у которых нет для этого объективной возможности. Идеология поддерживает так называемое вторичное чувство общности, оно характерно для индивидов, которые имеют возможность в рамках социума обособиться, но эта возможность по тем или иным причинам не реализуется. Философия подчиняется идеологии.