Экзистенциальные характеристики личности предполагают акцент на его индивидуальных, личностных качествах
Особая сложность рассмотрения человеческого бытия связана с невозможностью однозначного разделения внутреннего и внешнего, творческого и традиционного, субъективного и объективного.
Уникальность человека проявляется уже на дорефлексивных модусах бытия тела.
Само тело существует как бы в двух проекциях: «тело-видимое» (тело-объект), и «тело-видящее» (тело-субъект). «Тело-видимое» обречено на встраивание себя в жесткую систему стандартов поведения, к примеру, даже взгляд на себя в зеркало – это всегда оценка себя глазами Другого. «Тело-видящее», напротив, осуществляется лишь в конкретности ситуации, окрашенной всегда уникальной гаммой чувств и впечатлений.
Жизнедеятельность человеческого тела, его возможные проявления (внутренние) описываются понятием телесности - что-то первичное в человеке, все его ощущения, всё его восприятие происходит именно благодаря телесности. Категорией «телесность» описывается все то, что не поддается жесткому контролю разума и воли.
Наиболее ярко телесность заявляет о себе в состоянии аффекта. Спектр аффективных состояний обуславливается в феноменах страха и эроса (страдание и наслаждение). Они в свою очередь находят свою разрядку в особых феноменах телесности: агрессия, смех, плач, стыд и т. п. Культура формирует устойчивые стандарты и нормы практик телесности, очерчивает контуры анормального.
страх – это психическая реакция, связанная с предчувствием опасности. внутренняя «логика» страха построена на определенном дисбалансе знания и незнания: мы знаем источник опасности, но не можем быть уверены в возможности благополучного исхода. Страшит всегда что-то непонятное, незнакомое, другое, однако собственно страх возникает в ситуации угадывания во враждебном объекте чего-то ранее пугающе известного.
Страх и стремление к его преодолению становятся мощным креативным импульсом культуры. По мнению О. Шпенглера, благодаря страху перед неразведанным пространством возникают города и декоративно-монументальное искусство; по мнению просветителей, страх перед природой создал богов и т. д. Человечество живет, преодолевая старые страхи и создавая новые.
Феноменами, помогающими преодолеть страх, являются агрессия и смех. Агрессиякак спонтанная реакция, связанная с «жаждой разрушения»(З. Фрейд), в конечном итоге определяется борьбой за собственное существование и собственное «Я».
Смехкак специфическая реакция на комическую ситуацию укоренен в особом пафосе жизни, дающей человеку право и привилегию радоваться, несмотря на смерть и побеждая страх.
Сходные функции психологической разрядки выполняет плач, являющийся естественной альтернативой смеха («смеха-тела»).
стыд - иногда определяется как страх быть осмеянным. Он также, как и смех, проявляется как на уровне спонтанной психической реакции, так и на уровне возможной «внешней» оценки ситуации (ТИПА ЕСЛИ НАДО Я СДЕЛАЮ ВИД, ЧТО МНЕ СТЫДНО, Ага ага)
Наиболее мощным жизнеутверждающим фактором в комплексе феноменов телесности является эрос. В современной философии он интерпретируется преимущественно в аспекте фрейдистской традиции как стремление к удовольствию, наслаждению, конкретизация глубинной жизнеутверждающей энергии, либидо. Эрос выступает своеобразным индикатором жизненных сил в целом, проявляющихся в неистребимой жажде желать, любить, хотеть.Изначальная направленность эроса ориентирована всегда на что-то внешнее, где избранный объект стремления необходимо приблизить и сделать своим, что делает эрос мощной интегративной силой
Однако, как правило, именно эрос задает конкретную направленность человеческих действий, вносит смысл в отдельные поступки, будучи сам подчинен исключительно инстинкту жизни и самосохранения.
Особый статус эроса в культуре определяется его творческими возможностями. По своей направленности эрос противоположен феномену агрессии. Эти противонаправленные явления взаимно дополняют и уравновешивают друг друга, поскольку создание нового неизменно предполагает разрушение старого.