Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 3 страница
1. Русская интеллигенция: сущность, мировоззрение, роль в истории [3, 12, 15].
2. Русский нигилизм: сущность, истоки, мировоззрение [3, 22].
3. Всеединство в русской философии [14, 17].
4. Персонализм Н.А. Бердяева [1, 9, 13].
5. Экзистенциальная философия Л. Шестова [8, 22, 28].
6. Проблема «русского пути»: история и современность [5, 6, 7, 16, 24].
7. Философские идеи русских поэтов-символистов [14, 22].
8. Философские дискуссии в СССР в конце 20-х – начале 30-х гг. Сущность «ленинского этапа» в философии марксизма [21, 23, 29].
9. Философские идеи Э.В. Ильенкова. Дискуссии 60–70-х гг. о значении диалектического метода. Проблема идеального [10, 11].
10. Вклад М.М. Бахтина в отечественную и мировую философию [19].
11. Персоналистическая философия М.К. Мамардашвили [18].
Проблемы бытия
Все богатство волнующих человека философских вопросов в предельном абстрагировании может быть сведено к проблеме бытия. Бытие – это фундаментальная категория философии, охватывающая все существующее в его целостности и единстве. Понимание бытия обусловливает мировоззренческую позицию человека, его отношение к глубинным основаниям собственного существования. Человеку свойственна исходная убежденность в безусловности наличия мира, в его целостности. Отдельные элементы бытия, будучи непреходящими, образуют противоречивое единство, непреходящую целостность.
Ввиду многообразия форм бытия (бытие вещей, бытие человека, бытие духовного, бытие социального) полнота рассмотрения категории бытия методологически предполагает изучение комплекса понятий: существование, экзистенция, материальное, идеальное, действительность, реальность, объективное.
Учение о бытии и действительности – онтология – это раздел философии, изучающий их фундаментальные принципы, структуру, наиболее общие сущности и категории сущего. Ознакомление с основами этого учения – ключевая задача следующих семинарских занятий.
При подготовке к первому семинарскому занятию рекомендуется ознакомление с литературой начать со статьи «Бытие» в философской энциклопедии. Общие характеристики бытия (материальное, идеальное, атрибуты материи) представлены в конспекте лекций, изданном в 2005 г.
На втором семинарском занятии по онтологии необходимо уяснить принципиальные различия в понимании пространственно-временного континуума на протяжении истории развития философского мировоззрения. Разрабатывая тему доклада (реферата), необходимо подробно рассмотреть соответствующую проблему в рекомендуемых учебниках.
Семинар 9
Бытие и действительность как объекты
философского исследования
Основные понятия: бытие, действительность, материальное, идеальное, онтология, атрибуты, модусы.
1. Бытие. Структура и характеристики бытия.
2. Материальное. Уровни организации материи.
3. Идеальное. Относительность понятий материального и идеального. Сознание и идеальное.
Основная литература
К вопросу 1
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 420–425.
2. Гайденко П.П. Бытие // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2000 г. – Т. 1. –
С. 337–345.
3. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 203–215.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – С. 223–229, 236–240.
5. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 31–37
6. Бернацкий В.О. Онтология: бытие или рассуждение о действительности? // Вестник Омского отделения АГН. – 2000. – № 5. – С. 69–75.
К вопросу 2
1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – С. 240–250.
2. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 126–131.
К вопросу 3
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 425–444.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – С. 229–232.
3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 131–136.
Дополнительная литература
1. Ажимов Ф.Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С. 145–154
2. Алексеев П.В. Понятие «Материя» // Философские науки. – 1990. – № 12. – С. 3–11.
3. Бернацкий В.О. Как возможна общечеловеческая философия // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. – 2001. – № 6. – С. 5–10.
4. Бернацкий В.О. Онтология: бытие или учение о действительности // Вестник Омского отделения Академии гуманитарных наук. – 2000. – № 65.
5. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М., 1999.
6. Заочные теоретические конференции. К определению понятия «материя» // Философские науки. – 1989. – № 12. – С. 79–88; 1990. – № 2. – С. 72–79; – № 12. – С. 3–11.
7. Коган А.А. Закон сохранения бытия // Вопросы философии. – 1999. – № 10. – С. 152–164.
8. Концепции самоорганизации: становление нового образа научного мышления / Под ред. А.А. Печенкина. – М., 1994. – С. 7–32, 32–61.
9. Кутырев В.А. Крик о небытии // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 66–80.
10. Майнцем К. Сложность и самоорганизация // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 48–61.
11. Рубашкин В.Ш., Лахути Д.Г. Онтология: от натурфилософии к научному мировоззрению и инженерии знаний // Вопросы философии. – 2005. – № 1.
12. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 400–403 (Дж. Беркли. Материя не существует), 398–400 (Б. Спиноза. Понятие субстанции и атрибута).
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Назовите различные философские подходы к пониманию бытия.
2. Разъясните точку зрения, сложившуюся в античной философии о том, что бытие есть, а небытия нет (Парменид).
3. Выделите структурные компоненты бытия.
4. Сравните положения онтологии Н. Гартмана и иерархию уровней бытия в томизме.
5. Что понимает под «бытием-в-мире» М. Хайдеггер («Бытие и время»)?
К вопросу 2
1. Какие основные этапы в формировании категории «материя» можно выделить в истории философии? Дайте им краткую характеристику.
2. Какие определения можно привести для понимания категории «материя»? Можно ли сказать, что материя – это вещество?
3. Что такое «атрибут»? Каковы основные атрибуты материи?
4. Что такое «модус материи»? Приведите примеры модусов материи.
5. Что представляет собой материализм как философское направление? Назовите основные типы материалистического учения и их представителей.
К вопросу 3
1. В чем проявляется объективность идеального?
2. Каковы наиболее важные характеристики идеального?
3. В чем проявляется субъективность идеального?
4. Абсолютно ли противопоставление материального и идеального в философии?
5. Что такое субъективный и объективный идеализм?
Темы докладов и рефератов
1. Онтологический статус материального и идеального. Объективная и субъективная реальность [5, 6].
2. Самоорганизация и системность в материальном мире [2, 8, 10].
3. Современная наука о строении бытия [4, 7, 11].
Семинар 10
Материя и ее свойства
Основные понятия: пространство, время, движение, развитие, прогресс, регресс, диалектика, детерминизм.
1. Пространство и время как формы организации материи.
2. Движение и развитие. Формы движения материи.
3. Диалектика о развитии Детерминизм и индетерминизм в объяснении явлений материального и духовного мира. Динамические и статистические закономерности.
Основная литература
К вопросу 1
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 444–451.
2. Философия: Учебник / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 188–203.
3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 136–140.
4. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 37–43.
К вопросу 2
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 522–538.
2. Философия: Учебник / Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 174–188.
3. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 142–149.
4. Философия: Хрестоматия / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 43–50.
К вопросу 3
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – С. 479–522.
2. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 150–157.
Дополнительная литература
1. Ахундов М.В. Пространство и время в физическом познании. – М.: Мысль, 1982.
2. Гайденко П.П. Мартин Хайдеггер: изначальная временность как бытийное основание экзистенции // Вопросы философии. – 2006. – № 3.
3. Диалектика отрицания отрицания: [ Сб. ст. / Вст. ст. Б.М. Кедрова]. – М.: Политиздат, 1983.
4. Дмитриев Ю.А. Категории качества, количества, меры в историко-философском процессе. – М., 1995.
5. Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Философия и культура. – М., 1991.
6. Кармин А.С. Познание бесконечности. – М.: Мысль, 1981.
7. Качераускас Т. Феноменология пространства и времени // Вопросы философии. – 2005. – № 12. – С. 129–137.
8. Кусе Х. Возможно ли сегодня диалогическое мышление? // Вопросы философии. – 2007. – № 11. – С. 56–66.
9. Лебедев М.В. Концепция времени в экзистенциальной онтологии Ингардена // Вопросы философии. – 2006. – № 12. – С. 145–147.
10. Мостепаненко А.М. Пространство и время в макро-, мега- и микромире. – М.: Политиздат, 1974.
11. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – № 1.
12. Розин В.М. Время в горизонте современной феноменологии // Вопросы философии. – 2006. – № 7.
13. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. – М., 1994. С. 9–44.
14. Сачков Ю.В. Вероятность как загадка бытия и познания // Вопросы философии. – 2006. – № 1.
15. Чайковский Ю.В. Ступени случайности и эволюция // Вопросы философии. – 1996. – № 9. – С. 69–81.
16. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 394–398 (А. Августин. Время и жизнь), 403–407 (П.А. Гольбах. Природа не знает случайности), 472–481 (М. Хайдеггер. Бытие и время).
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Каково содержание философской категории «пространство»?
2. Каково содержание философской категории «время»?
3. В чем суть субстанциальной и реляционной концепций пространства и времени? Каковы исторические условия формирования этих концепций. Назовите ученых и философов, развивавших субстанциальную и реляционную теории.
К вопросу 2
1. В чем заключается смысл понятия «движение»? Каковы основные характеристики движения?
2. Представлена ли одна форма движения в другой?
Темы докладов и рефератов
1. Эволюция философских взглядов на пространство и время [1, 6, 7, 10].
2. Детерминизм как принцип построения картины мира [12].
3. Становление диалектического мышления (историко-философский аспект) [2, 3, 4, 5, 9, 11].
2.4. Познание как объект
философского исследования
Термины «теория познания», «гносеология» и «эпистемология» используются как тождественные, взаимозаменяемые.
Гносеология (теория познания, эпистемология) – философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и ее возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?
На первом семинаре рассматриваются этапы развития гносеологии. Хотя становление гносеологии началось в античной философии, но длительное время гносеологическая тематика не выделялась в качестве самостоятельной области философского знания. Она не имела самостоятельного значения ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения. Только в эпоху Нового времени гносеологическая тематика обрела относительно самостоятельное значение. Это время является временем создания классической гносеологии. Начиная с Декарта, особо отмечается роль субъекта познания, только благодаря субъекту можно выстраивать систему знания. В философии Нового времени активно исследуется проблема метода познания. Учение о методе познания начинает занимать важное место в гносеологии. При подготовке к семинару необходимо разобраться в трактовке метода познания, представленной Ф. Бэконом, Р. Декартом, Гегелем.
Второе занятие акцентирует проблему разнообразия форм познания. Если в классической гносеологии выявлялась роль чувств и разума в познании, то в современной – актуализируется проблема иррациональных механизмов познавательной деятельности. Необходимо, готовясь к занятию, обратить внимание на осмысление природы творчества, интуиции. Современная гносеология, начиная с 19 в., исследует важнейшие познавательные процедуры объяснения и понимания. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт утверждали, что познание природы отличается от познания общества. Таким образом, на каждом этапе своего исторического развития гносеология охватывает и делает объектом своего рассмотрения все более широкий круг факторов познания.
Третье занятие посвящено проблеме истины. В современной философии особую значимость представляют три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности. Начало теории корреспондентской истины положил Аристотель. Сущность этой концепции должна быть выявлена при подготовке к третьему семинару. При этом необходимо установить, в каком соотношении к концепции корреспонденции находятся концепции когерентной и прагматической истины. Чем различаются между собой трактовки критерия истины в этих учениях?
Четвёртое занятие призвано разобраться в особенностях научного познания. Существуют различные виды познания, такие как обыденное, художественное и др. Зародышевые формы научного познания возникли в обыденном познании. Необходимо выявить специфические особенности научного познания, так как наука выходит за рамки обыденного опыта. В этой связи важным вопросом является вопрос о критериях научности. В структуре научного знания выделяют два уровня: эмпирический и теоретический. Нужно различать между собой «эмпирическое» и «чувственное», а также «теоретическое» и «рациональное». Эмпирическое не может быть сведено к чувственному, так как данные наблюдений, экспериментов не могут быть сведены к ощущениям, восприятиям, представлениям, потому что требуют особой рациональной обработки. Теоретическое познание, в свою очередь, также является переплетением чувственного и рационального познания.
С помощью научного познания могут быть решены проблемы, с которыми сталкивается современное человечество. Важной становится проблема отделения научного знания от знания вненаучного. Верификация Карнапа, фальсификация Поппера – это попытки отделить научное знание от вне-научного. Вненаучные формы знания способствуют ориентации в простейших жизненных ситуациях.
Семинар 11
Гносеология и ее методологическое значение
Основные понятия: гносеология, гностицизм, агностицизм, скептицизм, эмпиризм, рационализм, индукция, дедукция, логика.
1. Проблема познаваемости мира. Гносеология: её становление и проблемы.
2. Проблема границ человеческого познания. Античный скептицизм. Агностицизм.
3. Методология в системе гносеологических исследований. Методологические идеи Ф. Бэкона, Р. Декарта. Традиционная и диалектическая логика. Аристотель. Гегель.
Основная литература
К вопросу 1
1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 107–111; 139–149.
К вопросу 2
1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 375–378 (агностицизм).
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 202–216.
3. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995. – С. 176–178.
К вопросу 3
1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 111–129.
Дополнительная литература
1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 300–315.
2. Кант И. Трансцендентальная аналитика // В.Н. Кузнецов Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 35–47.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 237–248.
4. Лекторский В.А. Теория познания // Философская энциклопедия. – М., 2000. – С. 47 -52.
5. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 11–14, 19–27.
6. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире // Вопросы философии. – 2006. – № 2. – С. 3 – 15.
7. Фейерабенд П.К. Против методологического принуждения // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 362–366.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Какие этапы можно выделить в становлении гносеологии?
2. В чем значение деятельности софистов в сфере гносеологии?
3. Почему в эпоху Нового времени гносеология приобретает особый статус?
4. Перечислите философские школы, имена философов, акцентирующих гносеологическую проблематику.
5. Какие подходы к изучению познания сложились в философии?
К вопросу 2
1. Кто был основателем скептицизма?
2. Какие доводы приводились скептиками против правильности чувственных восприятий и «познаний мысли»?
3. Отрицал ли скептицизм истинность любого познания?
4. Как связаны скептицизм и агностицизм?
5. Каких философов называют представителями классического агностицизма?
6. Какое определение можно дать агностицизму?
7. Согласие с какими из приведенных утверждений означает агностицизм:
a. Человечество никогда не будет знать все обо всем.
b. В науке существуют неразрешимые проблемы.
c. В науке всегда будут нерешенные проблемы.
d. «Вещь в себе» непознаваема.
e. Наше знание не может быть полностью обосновано.
8. «Существует предел тонкости наших средств наблюдения... предел, который присущ природе вещей и никогда не может быть превзойден совершенством техники или искусством экспериментатора» (П. Дирак). Представлена ли в этом утверждении позиция агностицизма?
К вопросу 3
1. Какие работы Ф. Бэкона и Р. Декарта посвящены методам познания?
2. Как Бэкон характеризовал эмпирический метод?
3. В чём сущность индуктивного метода?
4. Как связаны эмпирический и индуктивный метод?
5. Каковы принципы метода, предложенного Декартом?
6. Сформулируйте основные принципы логики Аристотеля. Какова их роль в познании?
7. Сформулируйте основные принципы диалектической логики. Какова их роль в познании?
Темы докладов и рефератов
1. И. Кант о пределах человеческого познания: феномены и ноумены [2].
2. Трансцендентальная диалектика И. Канта [2].
3. Г.В.Ф. Гегель: «Наука логики» [3].
4. Античный скептицизм о пределах познания [1].
Семинар 12
Формы познания
Основные понятия: познание, субъект, объект, рациональное, иррациональное, чувственное, сенсуализм, интуиция, творчество, объяснение, понимание.
1. Познавательная деятельность. Субъект, объект, предмет познания.
2. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм. Рационализм.
3. Рациональное и иррациональное в познании. Интуиция. Творчество. Объяснение, понимание как основные процедуры познавательной деятельности.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 158–162.
2. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 375–388.
3. Спиркин А.Г. Философия. – М. Гардарики, 2002. – С. 410–412.
4. Бернацкий В.О. Об объекте и предмете действительности // Проблемы развития и интеграции науки, профессионального образования и права в глобальном мирре. – Красноярск, 2007 – Ч. 1. – С. 58–62.
К вопросу 2
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 162–168.
2. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 129–139.
3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 407–414.
4. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 180–186.
К вопросу 3
1. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 399–407; 432–441.
2. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 198–204.
3. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2002. – С. 468–474.
Дополнительная литература
1. Алексеев П.В. Об уточнении исходного определения понятия «агностицизм» и понимания его сути // Философские науки. – 1988. – № 9.
2. Гадамер Г. Истина и метод. – М., 1988.
3. Гегель Г.В.Ф. Истинное и ложное // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 247–257.
4. Новиков А.А. Интуиция // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов,
Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001 г. – Т. – 2. – С. 140–141.
5. Касавин И.Т. Истина // Новая философская энциклопедия в 4-х т. / Науч.-ред. совет: В.В. Степин (председ.), А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.Г. Огурцов / Инст-т философии РАН – М.: Мысль, 2001 г. – Т. – 2. – С. 169–172.
6. Лысенко В.Г. Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада // Вопросы философии. – 2006. – № 5.
7. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1997. – С. 15–19, 27–30.
8. Фрейд З. Сознание и бессознательное // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 257–263.
9. Хайдеггер М. О сущности истины // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 311–313.
10. Юнг К.Г. Коллективное бессознательное // Хрестоматия по философии: Учеб. пособие / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 300–303.
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Почему проблема структуры познания становится актуальной в гносеологии с переходом к рассмотрению познания как деятельности?
2. Почему для любой конкретной науки важно определить не только объект, но и собственный предмет?
3. Как бы Вы определили: что является объектом познания для физики и каков ее предмет?
4. Какие понятия гносеологии И. Канта вы выделили бы в качестве основополагающих?
К вопросу 2
1. Что означает выражение tabula rasa? В рамках какой концепции оно вводится? С какой целью?
2. «Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой... никогда не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению. Из этого ясно, почему арифметика и геометрия гораздо более достоверны, чем все другие науки». Определите направление в гносеологии, к которому принадлежит автор.
3. «Если послушать их, то они наблюдают, говорят только то, что видят. Но это неверно: они бессознательно преобразуют увиденное с помощью понятий» (Г.В.Ф. Гегель). О какой особенности познания идет речь?
4. Что Беркли (в соответствии с традицией своего времени) называет первичными и вторичными качествами вещи?
К вопросу 3
1. Процесс объяснения – это установление внутренних связей. Можно ли осуществлять предвидение и предсказание на основе объяснения?
2. Что означает утверждение: понимание – это не единичный факт, а сложный процесс?
3. Какую роль играет интерпретация в осуществлении понимания?
4. Какие факторы влияют на процедуру понимания?
5. Чем отличается понимание от объяснения?
6. Какой основной проблемой занимается философская герменевтика?
Темы докладов и рефератов
1. Проблема понимания у Г. Гадамера [2].
2. Агностицизм как регулятивный принцип познания [1].
3. Интуиция, ее сущность и роль в познании [4].
4. Бессознательное как неявное знание и пути его выявления [8, 10].
Семинар 13
Истина как цель познания
Основные понятия: истина, ложь, заблуждение, вера, догматизм, релятивизм.
1. Истина как цель познания. Истина в процессе познания и её характеристики: абсолютность, относительность, конкретность.
2. Основные подходы к определению истины. Критерии истинности.
3. Истина и заблуждение. Истина и вера.
Основная литература
К вопросу 1
1. Философия: Консп. лекций / Под ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – С. 168–175.
2. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 153–157.
3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 415–425.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 217–225.
6. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 197–198.
К вопросу 2
1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 162–169.
2. Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 1997. – С. 194–198.
К вопросу 3
1. Человек и мир: Хрестоматия по философии. В 2-х кн. / Сост.: В.О. Бернацкий и др.; под ред. В.О. Бернацкого. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001. – Кн. 1. – С. 157–162.
2. Гуревич П.С. Философия. – Москва-Воронеж, 2004. – С. 206–215.
3. Философия / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д, 2005. – С. 441–447.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2004. – С. 235–254.
Дополнительная литература
1. Далмайр Ф. Николай Кузанский о вере, знании и ученом незнании // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 35–42.
2. Каменобродский А.Г., Новоселов М.М. О гносеологической точности и формировании интервалов неразличимости // Вопросы философии. – 2007. – № 11. – С. 105–119.
3. Лебедев М.В. Перспективы современных концепций надежности знания // Вопросы философии. – 2007. – № 11. – С. 119–133.
4. Левин Г.Д. О принципах диалога материалистов с верующими // Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 146–151.
5. Левин Г.Д. О трех видах релятивизма // Вопросы философии. – 2007. – № 7. – С. 70–82.
6. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 14–20.
7. Мартишина Н.И. Введение в гносеологию. – Омск, 1997. – С. 34–38.
8. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. – С. 32–41, 63–75.
9. Степанянц М.Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов // Вопросы философии. – 2007. – № 2. – С. 3–14
Контрольные вопросы
К вопросу 1
1. Какое определение истины дал Аристотель?
2. Какой смысл заключён в утверждении: «истина есть процесс»?
3. Истина в своём содержании субъективна? Объективна? Объективно-субъективна?