Характерные черты немецкой классической философии.
Вопросы учебного занятия
1. Немецкая классическая философия. Характерные особенности немецкой классической философии.
2. Основные представители немецкой классической философии:
- И. Кант
- И.Г. Фихте
- Г. Гегель
- Л. Фейербах
3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. Характерные черты западноевропейской философии второй половины XIX – начала XX века.
- иррационализм
- «философия жизни»
- марксизм
- позитивизм и неопозитивизм
- экзистенциализм
- психоанализ
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.
Дополнительная
1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.
2. Антология философской мысли. — М., 1993.
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.
4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013.
8. Современный философский словарь. — М.,2012.
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.
10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.
11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946
12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976.
13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965
14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2.
15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974
16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990
17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.
18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997
19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967
20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989
22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.
23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.
Вопрос 1. Немецкая классическая философия
- периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв.
-«немецкая классическая» философия - влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха
- по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение
- мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем.
- под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых проблем
Характерные черты немецкой классической философии.
1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры
2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности
3. систематическое и целостное объяснение мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию)
4. исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность
5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен заниматься человек) => весь историко-философский процесс - целостность
6. представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских идей
7. разработана целостная концепция диалектики
8. подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность
9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума
10.выразители той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация буржуазии на компромиссы и т.д.)
8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира
9. человек - выше мира и бытия, ибо способен на рациональное познание
10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по плану (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают такой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминология - «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «априорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр.
11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства
12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля)
13.немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания
14. немецкая классическая философия носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в просвещении»
15. начинается смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории => впервые представители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гносеологический и онтологический вектор перемещается на проблему сущности и бытийности человека