Характерные черты немецкой классической философии.

Вопросы учебного занятия

1. Немецкая классическая философия. Характерные особенности немецкой классической философии.

2. Основные представители немецкой классической философии:

- И. Кант

- И.Г. Фихте

- Г. Гегель

- Л. Фейербах

3. Постклассическая европейская философия XIX – XX веков. Характерные черты западноевропейской философии второй половины XIX – начала XX века.

- иррационализм

- «философия жизни»

- марксизм

- позитивизм и неопозитивизм

- экзистенциализм

- психоанализ

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2011.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2012.

Дополнительная

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Антология философской мысли. — М., 1993.

3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 1997.

4. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. — М., 2008

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2003.

6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2013

7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2013.

8. Современный философский словарь. — М.,2012.

9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 1995.

10. Кант И. Основы метафизики нравственности. — М., 1965. — Ч. 1.

11. Александров Г.Ф., История западноевропейской философии. М. – Л., 1946

12. Царский И. С. Западноевропейская философия XIX века. — М., 1976.

13. История философии. В 6-ти т. М.,1957-1965

14. Рассел Б. История западной философии. — М., 1969. — Кн. 3. Ч, 2.

15. Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.,1974

16. Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990

17. Герменевтика: история и современность. — М., 1985.

18. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т., СПб., 1994-1997

19. Тарнас Р. История западного мышления. М.,1967

20. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

21. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М., 1989

22. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. — М., 1991.

23. Ясперс К. Смысл и значение истории. — М., 1991.

Вопрос 1. Немецкая классическая философия

- периодизация –конецXVIII– первая половина XIX вв.

-«немецкая классическая» философия - влиятель­ное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Геге­ля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха

- по-новому поставили философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение

- мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преем­ственность в постановке и разрешении проблем.

- под «классической» понимается высочайший уровень ее представителей и значимость ре­шаемых проблем

Характерные черты немецкой классической философии.

1.особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие филосо­фы полагали, что философия призвана быть критической сове­стью культуры, «душой» культуры

2. рационально-теоретическое осмысление явлений духа и действительности

3. систематическое и целостное объясне­ние мира, которое основывается на естественной упорядоченности и гармонии мира (доступных рациональному пониманию)

4. исследовались не только человеческая история, но и человече­ская сущность

5. «за» естественный мировой порядок, обусловленный взаимозависимыми процессами (познанием которых и должен зани­маться человек) => весь историко-философский процесс - целостность

6. представители классической немецкой философии относи­лись к философии как к специальной системе философских идей

7. разработана целостная концепция диалектики

8. подчеркивала роль филосо­фии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность

9. провозгласили человека господином природы и духа; «за» могущество разума

10.выразители той социально-экономической, политиче­ской и духовной атмосферы, которая их окружала (феодальная раз­дробленность Германии, отсутствие национального единства, ориен­тация буржуазии на компромиссы и т.д.)

8. цель познания -естественная (заданная бытием) упорядоченность мира

9. человек - выше мира и бытия, ибо способен на рацио­нальное познание

10.мир такой, каким его создавала человеческая мысль по пла­ну (в чем человек уподоблен Богу) => философские выводы в отношении устройства мира обладают та­кой же степенью точности, как выводы геометрии или математики. ПР: в философию вводится математическая терминоло­гия - «геометрический метод» Спинозы, методы «точных наук» Локка, «математический» метод Декарта, математическое естествознание и «ап­риорные схемы» Канта, «интеллектуальная интуиция» Фихте и пр.

11.разработаны категориальный аппарат и техника философского мышления, особые способы аргументации и доказательства

12.рациональные философские системы стремятся к всеобъемлемости (ПР: философская система Гегеля)

13.немецкая классическая философия создала уни­версальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе по­знания

14. немецкая классическая философия носила просвещенческий характер => модель философского подхода к миру, которую можно было бы обозначить как «рационализм в про­свещении»

15. начинается смещение акцентов с анализа природы на ис­следование человека, человеческого мира и истории => впервые пред­ставители немецкой классики осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры=> гно­сеологический и онтологический вектор перемещает­ся на проблему сущности и бытийности человека

Наши рекомендации