Общие черты немецкой классической философии

В. А. Ляхович

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ

xviii – НАЧАЛА xix ВЕКА

Учебно-методическое пособие

Минск 2009

УДК 1(1-87)

ББК 87

Л 98

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом

Частного института управления и предпринимательства

А в т о р

доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Частного института управления и предпринимательства

кандидат философских наук В. А. Ляхович

Р е ц е н з е н т ы:

профессор кафедры философии культуры

Белорусского государственного университета
доктор философских наук, профессор А. А. Круглов;

доцент гуманитарной кафедры Московского университета экономики,
статистики и информатики кандидат философских наук В. Н. Новиков

Рассмотрено и одобрено на заседании

кафедры социально-гуманитарных дисциплин,

протокол № 7 от 25.02.2009 г.

Ляхович, В. А.

Л 98 Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: учеб.-метод. пособие / В. А. Ляхович. – Минск: Частн. ин-т упр. и предпр., 2009. – 29 с.

ISBN 978-985-6877-42-4.

Рассматриваются взгляды основных представителей немецкой классической философии, дается анализ их основных идей и концепций. Содержится оценка классической немецкой философии, рассматриваются ее место и роль в истории философской мысли.

Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения Частного института управления и предпринимательства.

УДК 1(1-87)

ББК 87

© Ляхович В. А., 2009

Общие черты немецкой классической философии - student2.ru Общие черты немецкой классической философии - student2.ru Общие черты немецкой классической философии - student2.ru ISBN 978-985-6877-42-4© Частный институт управления и предпринимательства, 2009

Лекция. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII – начала XIX века

План:

1. Общие черты немецкой классической философии.

2. И. Кант – основоположник немецкой классической философии.

3. Философия И. Г. Фихте.

4. Философия Ф. В. И. Шеллинга.

5. Объективно-идеалистическая система и диалектика Г. В. Ф. Гегеля.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Общие черты немецкой классической философии

К середине XVIII в. центр философской жизни в Европе перемещается из Франции и Англии в Германию. В это время она была феодальной, экономически отсталой и политически раздробленной страной, представляя собой конгломерат немецких государств, число которых приближалось к четыремстам. Но в то же время Германия переживала мощный духовный подъем, вызванный идеями европейского Просвещения, Французской буржуазной революции и революционными процессами, происходящими в других европейских странах. Витавший в Германии дух необходимости перемен нашел свое отражение в творчестве таких литераторов, как
Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, Ф. Шиллер, Г. Гейне и др. Теоретическим выражением назревающих буржуазных перемен явилась немецкая классическая философия, представленная творчеством И. Канта, И. Г. Фихте, Ф. В. И. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Л. А. Фейербаха.

Но Германия того времени ни экономически, ни политически не была готова к революционным преобразованиям. Зарождающаяся немецкая буржуазия хоть и была заинтересована в развитии буржуазных отношений, оказалась экономически слабой, политически незрелой, не способной к решительным революционным действиям. Она зависела от феодального сословия, идя на безоговорочный компромисс с ним. Все это находило отражение в идеологии буржуазии, представителями которой и были философы немецкой классической философии.

Философы Германии того времени, не имея возможности для приложения своих сил в области практической политики, направили свои усилия на разработку предельно абстрактных, оторванных от реальной действительности систем. В отличие от английских, особенно французских философов XVIII в., стремящихся популяризировать свои учения среди возможно более широкого круга читателей и находивших для этого способ изложения, немецкие мыслители – от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения большей частью для весьма ограниченного круга читателей, состоявшего из тех, кто профессионально занимался философией в качестве компетентных специалистов или готовящихся стать таковыми студентов.
В традициях немецкой университетской философии было создание трудных для восприятия сочинений, изобилующих абстрактными умозаключениями и написанных сухим языком с массой понятных лишь посвященным терминов.

Но, несмотря на это, представители немецкой классической философии внесли существенный вклад в развитие философской мысли. Сами они считали, что своим участием совершают радикальный переворот в философии. И. Кант, создавая первую ступень немецкой классической философии, преодолевая господствующую в Германии лейбницко-вольфианскую «метафизику», полагал, что он совершает «коперниканскую революцию» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «наукоучения» для философии равнозначно значению Великой французской революции для социально-политической истории человечества. Согласно Гегелю, в созданной им системе «абсолютного идеализма» человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину». По мнению Фейербаха, возвещенная им «антропология», революционно опровергающая гегельянство, означает в то же время глобальный конец философии в традиционном ее понимании.

В действительности революционный характер немецкой классической философии состоял в том, что в ее учениях было разработано диалектическое мировоззрение. Оно хотя и развивалось всеми представителями немецкой классической философии, но достигло своей кульминации в учении Гегеля. В связи с этим можно говорить о революции в философии в Германии XIX в., которая предшествовала политическому перевороту. Начало этой философской революции положил И. Кант.

Наши рекомендации