Индивидуальная жизнь и центральная идея
ТЕМА: Концепция человека и общества древнеиндийской философии
Доклады:
1. Характеристика культуры Древней Индии:
а) Вторжение ариев;
б) Кастовый строй;
в) Даршаны. Йога.
2. Буддизм.
К докладу 1: Полищук В.И. культурология. М., 1999. С. 197-203
Доарийская Индия
В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период ее истории, но самые ранние слои относят к середине III тыс. до н.э. Города этой древней культуры поддерживали тесные связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (ее обладатели писали справаналево).
Основные центры цивилизации на Инде — Хараппа и Мохен-джо-Даро — были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке, ее территория протянулась примерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Причины упадка этой цивилизации точно не известны, но к моменту проникновения в Индию арийских племен она не прекратила свое существование полностью. Следы влияния Хараппы исследователи находят в более поздней литературе, изобразительном искусстве, архитектуре.
Вторжение Ариев
1Древнейшие жители Индии, основавшие Хараппскую цивилизацию, относились к дравидийской ветви негроидной расы. Примерно тысячу лет спустя после зарождения этой цивилизации, т.е. с серердины II тыс. до н.э., последовательными волнами с северо-запада в Индию проникают арийские народы, принадлежавшие к европеоидной расе.
Предпринималось много попыток доказать, что именно вторжжение ариев стало причиной гибели цивилизации Инда. Но все они были безуспешными. Во всяком случае вторжение ариев не стало решающим фактором упадка предшествующей цивилизации. Однако приход ариев в Индию родил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно иной культуры. Скотоводы и кочевники, они лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Обе народности разделяла глубокая пропасть. Но были также отсталые туземные племена, кочевники или обитатели лесов. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на всю последующую жизнь Индии.
Появление каст (Вар)
Начало возникновению каст, или варн, как их еще называют, положило четкое деление на ариев и неариев, которые в свою очередь делились на дравидов и туземные племена. Сами арии образовали одну общность, и среди них вряд ли существовало какое-нибудь деление. Слово «арья» происходит от корня, означающего «пахать», но со временем оно утратило первоначальное значение и стало означать «благородный».
Появление каст предохранило народности от взаимного истребления. Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности. Разумеется, что такая предопределенность не способствует творчеству и прогрессу общества в целом, но она обеспечивает выживание и относительно безопасную жизнь практически каждому члену общества в том случае, если он строго исполняет предписанные ему обязанности. Кастовость — это принесение в жертву прогресса во имя жизни.
Известно, что постепенно выделились четыре касты: брахманы — жрецы и мыслители, кшатрии — правители и воины, вайшьи — земледельцы, ремесленники и торговцы, шудры — батраки, неквалифицированные рабочие. Но со временем каст стало значительно больше.
Согласно мифу, брахманы произошли из рта Брахмы, одного из главных богов Древней Индии, кшатрии — из его рук, вайшьи — из его бедер, шудры — из его ног. Понятие прав и обязанностей применялось не к человеку вообще, а к представителю, той или иной касты, нравственные качества и добродетели были распределены между различными кастами. Нельзя было жить «просто человеком», можно было жить лишь в строгих пределах той или иной касты. Такая ограниченность человеческого существования и жесткая иерархия каст создавали вместе с тем предпосылки для своеобразного понимания жизни в ее связи со смертью. Правильная жизнь была условием того, что после смерти человек вновь мог родиться, но уже в иной, более высокой касте, а за глупую и никчемную жизнь он мог быть наказан рождением в образе какого-нибудь животного, насекомого или растения. Следовательно, жизнь была наградой или наказанием, а смерть — избавлением от страданий и новым рождением или же умножением страданий. Кастовость казалась предопределенностью лишь на первый взгляд. В действительности то, что ожидало человека после смерти, во многом зависело от него самого. Лишь брахманы, чья жизнь приравнивалась к божественной, могли рассчитывать на избавление от вечного перерождения благодаря принадлежности к высшей касте. Но и' они были обязаны исполнять тысячи предписаний для того, чтобы сохранить себя в пределах высшего существования. Члены низших каст часто сознательно сводили к минимуму свои жизненные функции, как бы умирали при жизни для того, чтобы после смерти достичь величия, которое брахманам было присуще от рождения. Древним индийцам были свойственны страсть к анализу, самоуглубленность, стремление осмыслить каждый свой поступок. К этому их вынуждали бесчисленные предписания. О том, насколько они сложны и пространны, можно судить по тем правилам, которые брахманы, к примеру, должны были соблюдать, когда они отправляли естественную нужду. Они не имели права это делать на большой дороге, на золе, на вспаханной земле, на горе, на муравейнике, в котором живут белые муравьи, у дерева, предназначенного к сожжению, в канаве, на берегу реки, стоя или во время движения и т.д. При этом они не могли смотреть на солнце, на воду, на животных. Вообще они должны были днем смотреть на север, а ночью на юг, только в тени им разрешалось смотреть куда угодно. Все это может показаться комичным, но нужно видеть и другую сторону: человек, будучи вынужденным исполнять все эти требования, должен был контролировать каждый свой поступок, что является необходимым условием его культурного развития. Культурная деятельность — это ведь сознательная деятельность.
Индивидуальная жизнь и центральная идея
Арии разделили не только общество на четыре основные группы, нои всю жизнь человека на четыре стадии. Первая из них — отрочество и юность, период учения, обретения знаний, воспитания самодисциплины, самообладания и сдержанности. Вторая стадия — это жизнь в качестве семьянина и мирянина, третья — жизнь в качестве государственного деятеля, уравновешенного и объективного, посвятившего себя служению обществу без корыстного желания извлечь выгоду. Последней стадией была жизнь отельника или странника, отрешившегося от всякой мирской деятельности. В одной из древнеиндийских поэм об этой стадии говорилось:
Уходят мудрые от дома,
Как лебеди бросают пруд.
Им наша жажда незнакома —
Увидеть завершенным труд.
Последовательный переход от одной стадии к другой примирял две противоположные тенденции, присущие человеку: приятие жизни во всей ее полноте и ее отрицание.
Центральной идеей индо-арийской культуры, которую можно считать и центральной идеей или установлением дли жизни индийца, была идея дхармы. Она выступала не просто религиозной идеей, но и учением об обязанностях, о долге человека по отношению к самому себе и к другим. Сама дхарма являлась формой риты — основного морального закона, определяющего жизнь вселенной и каждого ее элемента, в том числе и жизнь человека. Этот закон определяет строгую причинно-следственную связь между поступками человека и его будущим. В основном это налагало на человека обязанности соответствовать закону и тому, к чему он стремился. Права, как таковые, не подчеркивались. Подобное мировоззрение было весьма распространенным в Древней Индии.
Кастовость и культура
Существование каст (варн) несомненно свидетельствует о социальном неравенстве в древнеиндийском обществе. Мы, привыкшие к лозунгам о свободе и равенстве, можем испытывать невольный протест в душе. Но что лучше: провозглашение всеобщего равенства на словах, которые маскируют фактическое неравенство, либо открытое признание и сохранение существующего неравенства между людьми?
Кастовость была великим изобретением древности, поскольку она, как: мы уже отмечали, предотвратила взаимное истребление людей. Но она также явилась средством сохранения и развития культуры, так как способствовала культивированию в какой-то части общества умственного труда, творческой деятельности и высших духовных ценностей. Так, мужчины первых трех варн проходили обязательный обряд посвящения и приобщались к знанию, а потому назывались дважды рожденными. Но быть рожденным дважды — это свойство сильной личности, которая не полагается на качества, что ей даны природой и родителями, а трудом над собой создает себя в новом качестве. Благодаря такому труду культура существует и развивается. Но нельзя не видеть и другую сторону кастовости. Явившись' способом освобождения человека от пут стихийности и варварства, кастовость стала новым способом его порабощения — культурным, организованным, социальным. В этом и проявилось коварство культуры, о котором мы уже многократно говорили. Порабощающее свойство кастовости не в том, что люди делились на высших и низших, а в ограниченности развития, которая была прямым следствием кастовости и принадлежности человека к той или иной касте. И эта ограниченность, разумеется, была свойственна представителям каждой касты.
Что касается социального неравенства, то оно во многом было обязано общинной жизни индийцев. Как писал Маркс, общины являясь «прочной основой восточного деспотизма, ограничивали человечекий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия, накладывая на него рабские цепи традиционных правил»
Когда с середины I тыс. до н.э. начался расцвет индийских городов, население которых иногда доходило до 1 млн. человек, социальные отношения начали изменяться. Все большее значение для оценки социальной значимости человека получало фактическое положение, которое он занимал благодаря своему богатству. Шудры, представители низшей варны, занимали все более высокий статус, поскольку составляли основное производительное население городов. Имеется немало свидетельств того, что состоятельные шудры нанимали слуг из «дважды рожденных» и брахманов. Появлялись даже царские династии из шудр. Это можно расценивать как шаг на пути к освобождению от кастовой ограниченности. Но за ним стояли утрата традиционных культурных ценностей, падение нравов, еще большая разобщенность и социальное расслоение людей. Недаром в древнеиндийском мифе «О четырех веках» предсказывается, что в последний грешный век Кали главными становятся шудры. С их главенством связывалась гибель культуры.
Проблема письменности
Особенностью духовной культуры Древней Индии являлась неразвитость исторического сознания. Прошлое не воспринималось людьми как ступень к настоящему, а настоящее не осознавалось как ступень к будущему. Индивидуалистическая философия, весьма распространенная в обществе, не содержала таких понятий, которые нам кажутся естественными: «общество в целом», «общественный прогресс», «историческое развитие общества» и т.д. Практически отсутствовало летописание, а летосчисление было очень произвольным. О многих событиях в истории Индии мы знаем благодаря иноземцам, которые по каким-то причинам оказывались в стране.
Точное время возникновения письменности в Индии определить сложно. Достоверно известно, что в IV в. до н.э. она уже существовала. Было даже две системы слогового (квазиалфавитного) письма — брахми и кхароштхи. Обе они имеют явные прототипы в финикийском и раннеарамейском письме.
Но важен и сам факт передачи от поколения к поколению древнеиндийских поэм и прозаических религиозных и светских трактатов. Без предварительной записи их запоминание было бы невероятно сложным. Поэтому можно с уверенностью сказать, что индийское общество в первой половине I тыс. до н.э. обладало письменностью. В дошедших текстах имеются сведения о распространении грамотности в VII—VI вв. до н.э., и притом не только в варне брахманов. Впрочем, в Индии грамотность и эрудиция всегда были в почете, так как ученость предполагала и высшие знания, и добродетель.
Ведийская литература и религия
Веды (санскр., доел. — священное знание) — древнейший литературный памятник, который начал складываться в III тыс. до н.э. Позднее он был записан на языке ариев — ведийском санскрите. Собственно Веды — Самхиты, или сборники гимнов в честь богов. Самхиты — первый слой Вед. Второй слой — Брахманы — содержал мифологические ритуальные и иные пояснения к Самхитам1. Третий слой — Араньяки, они примыкали к Брахманам, предназначались для лесных отшельников и содержали благочестивые размышления. Заключительный — четвертый — слой Вед (Веданта, от «анта» — конец) назывался Упанишады, в них давалось сокровенное знание (само слово означает «сидеть около», т.е. сидеть у ног Учителя, получая от него наставления, поучения).
Веды были творением ариев, вторгшихся в Индию. Поэтому их идеи близки идеям «Авесты». И язык Вед больше напоминает язык «Авесты», чем санскрит, на котором написан эпос. Самхит, или собственно Вед, существует четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа(состоит из Черной и Белой) и Атхарваведа. Первая из Вед, Ригведа,вероятно, самая древняя книга из всех, какими располагает человечество. Ее гимны обычно относят к 1500 г. до н.э.
Религия Вед представляла собой обожествление сил природы, ее носителями были индоарийские племена. В Ригведе названы именаболее трех тысяч богов. Основа культа — жертвоприношения, сопровождаемые сложным ритуалом, выполняемым брахманами. Большое значение имели магические обряды. Наиболее почитаемыми богами ведического пантеона были Варуна (олицетворение ночного неба), Митра (правитель дня), Индра (громовержец и устроитель мира), Сома (бог Луны и опьяняющего священного напитка, секрет которого утрачен).
_____________________________________________________________
1 Следует различать термины: Брахма — имя божества (м. р.), Брахман (ср. р.) — высшее абсолютное бытие.. Брахманы — комментарии к Ведам, содержащие описания ритуалов, и брахманы — название высшей варны.
Брахманизм
Ярамхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады образуют священный канон брахманизма, подобно Библии или Корану в других религиях мира. Но к середине I тыс. до н.э., когда стал бурно развиваться городской уклад жизни, традиционное (ведическое) мировоззрение пересматривалось, изменялось отношение к нему. Мифология, обильные жертвоприношения, ограниченность системы варн — все это не соответствовало жизни горожан. Кроме того, городская жизнь имела во многом искусственный характер, была лишена, так сказать, естественного бытия. Новое религиозно-философское мировоззрение нашло выражение в эпических поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». Первая из них состоит из ста тысяч стихов, что во много раз больше «Илиады» и «Одиссеи», вместе взятых. Особой частью «Махабхараты» является сравнительно небольшая поэма в 700 строф — «Бхагавадгита», которая предоставляет собой подлинное философское произведение. И в настоящее время все школы мышления и философии обращаются к ней, толкуя ее каждая по-своему.
К докладу 2: Чанышев А. Н. История философии древнего мира. М., 2005. С. 69, 73-75.
Стр.69
Астика и настика
Состав даршан спорен. Видимо, надо говорить о даршанах в узком и в широком смысле слова.
Даршаны в узком смысле слова — это те протофилософские учения, которые признавали авторитет «Вед». Они назывались астика(верующий, набожный). Это шесть так называемых классических систем индийской философии: веданта, миманса, ньяя, вайшешика, йога, санкхья. К ним примыкает сложное по своему содержанию учение такой части древнеиндийского эпоса как «Бхагавад-гита» — священная книга книга современного кришнаизма. Это учение мы назовем бхагаватизмом.
Даршаны в широком смысле слова — это вообще все протофилософские учения Индии как ортодоксальные, так и неортодоксальные, т. е. не признающие «Веды». Последние назывались настика(nа — нет). Это буддизм и джайнизм, чьи основатели были кшатриями. Буддизм и джайнизм не признавали авторитет «Вед». Они же отвергали деление общества на варны, но не во имя социального равенства, а ради своего понимания неравенства. К настике примыкало материалистическое учение чарваков-лока-ятиков, которые не только не признавали авторитет «Вед», но и прямо высмеивали их. Чарваки-локаятики не верили в загробную жизнь.
Конечно, отношение к ведийской традиции было весьма важным. Не случайно в «Законах Ману» сказано, что «тот дважды рожденный, который, опираясь на логику, презирает их (т. е. «Веды». — А.Ч.), должен быть изгнан как безбожник».
Но все-таки важнее выяснить отношение даршан к основному вопросу философии, тем более что часто отрицается, даже приблизительная, применимость подобной классификации к индийской философии.
Школа чарваков-локаятиков, или локаята — наиболее последовательный материализм в древнеиндийской философии. Ему противостоит веданта. Остальные же пять «классических» даршан занимают промежуточное положение между материализмом и идеализмом, между чарвакой и ведантой. В целях наглядности изобразим эти семь даршан в виде спектра:
Красный — чарвака
Оранжевый — санкхья
Желтый — йога
Зеленый — вайшешика
Голубой — ньяя
Синий — миманса
Фиолетовый — веданта
Стр.73-75
Йога
К санкхье примыкает йога. Широко распространено обывательское представление об йоге как о панацее от всех недугов. При этом вырывают часть йоги, не замечая того, что часть без целого не действует. Да и цель йоги совсем не в избавлении от недугов, а в самоуничтожении, в уничтожении себя как личности в общем. В обыденном словоупотреблении слово «йога» означало упряжку лошадей и сбрую, применение, средство, прием и уловку, волшебство, дело и предприятие, связь и взаимообусловленность, приобретение и выигрыш, работу, усердие и прилежание. В специальном философском значении термин «йога» обозначает такие состояния нашего сознания, как сосредоточенность, глубокое размышление, созерцание.
Как и классическая санкхья, йога дуалистичен. Он принимает за первоначала пракрити и пурушу.
Йога как даршана направлен на то, чтобы освободить нас от господства над нами нашего тела как проявления пракрити и тем самым от индивидуальности и растворить личный страдающий дух как жалкое проявление пуруши в самом безличном пуруше путем специальной деятельности, логической практики.
Йога теистичен. Бог — верховное, надиндивидуальное, совершенное, вечное, вездесущее, всемогущее и всезнающее существо, поддерживающеет миробытие одним лишь своим мыслежеланием. Он — верховный правитель мироздания.
Йога пытается доказать существование бога, исходя из ряда соображений:
1) из шрути как информации, имеющей сверхъестественное происхождение; однако здесь круг в доказательстве: шрути потому и шрути, что это то, что существовало до сотворения мира в сознании бога;
2) из понятия наибольшей величины: все, что существует, имеет величину, большую или меньшую. Но должна быть и наибольшая величина. Это бог. Однако наибольшей величины быть не может — всегда будет еще большая величина, ибо всегда можно сделать х + 1;
3) из рациональной несоединимости пракрити и пуруши — тем не менее мироздание создается благодаря соединению этих двух самих по себе несоединимых начал, что есть чудо. И это чудо может совершить только один бог.
Соединение и разъединение на уровне индивидов зависит от их моральных достоинств. Здесь действует — адришта (провидение, судьба). В целом же недостаток моральных достоинств разных «Я» приводит к разрушению мироздания.
Освобождение достигается благодаря тому, что мы осознаем отличие своего подлинного «Я» от физического мира, а этот физический мир состоит не только из внешней природы как непосредственной среды нашего обитания, но и из нашего тела, ума и личного эмпирического «Я», и не только осознаем, но и активно подавляем наше тело, наши чувства, наш ум, наше «эго», дабы возвыситься до духа, до пуруши. Подлинное «Я» стоит выше физической реальности с ее пространством и временем, с ее причинами и следствиями. Наше подлинное «Я» есть свободный бессмертный дух. Он по ту сторону зла и страдания, смерти и разрушения Вообще говоря, йог много.
· Джняна-йога утверждает, что душа освобождается благодаря знанию.
· Бхакти-йогасвязывает освобождение с любовью к богу.
· Карма-йогаговорит об освобождении через отрешенную бескорыстную деятельность.
· Раджа-йога— «царственная йога». Это йога самоуглубления через последовательность во времени нравственных, физических и психических упражнений, цель которых освобождение нас от самих себя, от на-
шего маленького страдающего «Я», т. е. доведение нас до своего рода
самоубийства, если под самоубийством понимать также и отказ от своей неповторимой личности.
Основателем раджа-йоги был мудрец по имени Патанджали — автор соответствующей сутры, который жил между II в. до н. э. и 1 в. н. э. «Йога-сутра» была прокомментирована мыслителем по имени Вьяса. Ему принадлежит комментарий под названием «Йога-бхашья». За этим последовали и другие комментарии и разработки.
Именно Патанджали разработал восьмеричный путь йоги. Этот пугь раджа-йоги напоминает восьмеричный путь буддизма. У них одна цель: растворение индивидуального сознания во всеобщем, которое в силу своей всеобщности пустотно.
Причина всех страданий — господство над нами низменных гун: тамаса и раджаса. Йога насчитывает пять видов страдания:
1) авидья — страдание от незнания, которое состоит не в том, что мы не знаем, как лечить ту или иную болезнь, а в том, что мы принимаем «не-Я» за «Я», а тем самым нечистое за чистое, неприятное за приятное;
2) асмита — страдание из-за того, что мы отождествляем свое «Я» с разумом;
3) пара — страдание из-за того, что мы стремимся к телесным, низменным, наслаждениям;
4) двеша — страдание из-за того, что мы боимся боли и отвращаемся от ее источника;
5) абхинивеша — страдание из-за того, что мы боимся смерти.
Чтобы преодолеть эти виды страдания, надо пройти тяжелый путь восхождения от «я» к «Я». Этот путь состоит из двух неравных половин. Хатха-йога (хатха — сила; насилие, принуждение; необходимость) имеет следующие составляющие.
1. Яма(узда и повод, препятствие и затруднение, самопринуждение, самоограничение и обуздание) включает в себя требования: а) воздержания от причинения вреда живому (ахимса); б) воздержания от лжи и неискренности; в) воздержания от воровства; г) воздержания от чувственных наслаждений и страстей; д) воздержания от принятия даров. (Иными словами, это свод моральных качеств, необходимых для изучения и практики йоги, — непричинение вреда кому бы то ни было, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание от излишеств в пище, полностью от мясной пищи, непринятие подарков.)
2. Нияма(сдерживание и ограничение, установление и твердое правило, необходимость и принуждение, обет и пост, приказ и требование): приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души (ума) размышлениями о боге и хорошими эмоциями, среди которых главные — доброжелательство по отношению к людям, дружелюбие. Это также привыкание к телесным страданиям. В целом нияма — состояние телесной и духовной бодрости; или свод правил,.касающихся физической стороны подготовки: чистота тела, укрощение страстей, духовное и физическое очищение.
3. Асана(сидение, пребывание, жительство) — у йогов статичная поза, необычное и трудно исполнимое неподвижное положение тела, приносящее якобы улучшение его состояния, а тем самым и состояния души. В этих неудобных позах надо уметь находиться как можно дольше. Однако из этих поз надо уметь вернуться в нормальное состояние, что не всем удается, поэтому асанами надо заниматься под руководством специалистов. (Иными словами, это определенные положения тела, которые развивают гибкость и влияют на работу внутренних органов, улучшая их функции, что влияет на психическое состояние.)
4. Пранаяма(регулирование дыхания, точнее говоря, сдерживание дыхания) — ибо для того, чтобы ум мог сосредоточиться, надо меньше и поверхностней дышать. (Иными словами, это правильное дыхание, благодаря которому в тканях накапливается углекислота, иначе гемоглобин не отдает тканям кислород при всем его изобилии в крови).
Таков хатха-йога. Обычно к нему и сводят йогу, не подозревая об его истинном смысле. Более того, под йогой часто понимают лишь йогические телесные позы и йогическое дыхание, не зная, того, что и то, и другое бесполезно, если предварительно не отучиться лгать, брать взятки и не стать искренним и доброжелательным человеком, не причиняющим вреда живому. Эти четыре ступени — внешние условия йоги как пути к освобождению.
Но йога не сводится к этому. Его цель — растворение нашей личности в пуруше, а точнее говоря, в боге, потому что йога, в отличие от санкхьи, теистичен.
5. Пратьяхара— переходная от внешнего к внутреннему ступень, от-
ключение наших чувств от внешних предметов; мы должны научиться ни
чего не видеть и не слышать.
Затем следуют три внутренних ступени:
6. Дхарана(внимание) — дисциплина ума, состоящая в умении сосредоточиться на каком-нибудь предмете, каковым может быть собственный локоть, собственная переносица, луна, изображение бога и т. п.
7. Дхьяна(размышление, обдумывание; религиозное состояние) — равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором мы сосредоточили свое внимание.
6. Самадхи (сосредоточение) — конечная ступень в практике йоги. На этой последней ступени восьмеричного пути ум настолько поглощен предметом созерцания, что теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о себе. Происходит поглощение ума предметом созерцания.