Самобытность и особенности русской философии
1. Общая характеристика
2. Философия славянофилов
3. Философия Владимира Соловьёва
Общая характеристика
Русская философия возникла в XVIII веке, конечно же, философские проблемы ставились и решались на Руси намного раньше с возникновением христианства на Руси (IX в.), но собственно философских произведений не создавалось. Философские идеи были разлиты в текстах исторических произведений, религиозных, литературных, публицистических и других произведений. Возникновение русской философии связывают с созданием Московского университета, где стали готовить специалистов по философии и с написанием собственно философских произведений.
Считается, по крайней мере, с точки зрения западной классической философии, что там, где нет теории познания, там философия не занимает главного места в теории познании, там нет вовсе философии.
Отсюда делался вывод и о позднем возникновении русской философии, и о недостаточном её развитии, т.к. в ней вопросы гносеологии никогда не занимали центрального места.
Почти вся русская философия представляет собой сврехлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и направлений. Большей своей частью русская философия является насквозь интуитивным, можно даже сказать мистическим творчеством, которое не занимается логическим оттачиванием мысли. Ей чуждо также системотворчество. И поэтому она не может быть системой подобно другим системам отвлеченной от философии, например, Г. Гегеля.
Русская философия – конец отвлечённой философии. Но то была философия духа, а не отсеченного интеллекта, не отвлеченная рассудочная идея цельного знания, основанная на органической полноте жизни – исходная идея русской философии и в целом русского менталитета. Самобытная творческая жизнь всегда ставила у нас задачу раскрытия не отвлеченной, интеллектуальной истины, а истины – как пути жизни, в ней всегда жила жажда соединить правду-истину с правдой-справедливостью.
Для русского человека правда без любви есть ложь. Таким образом, русские не допускают, что истина может быть открыта чисто интеллектуально-рассудочным путём, что истина есть суждение.
Итак, в отличие от западной философии, в которой выделяют 2 периода: классический – до сер. XIX в., а после неклассический, русская философия независимо от века её существования всегда была неклассической, в центре внимания русской философии всегда был человек, а значит духовность и нравственные проблемы.
Философия славянофилов
Это была философия цельного знания, основанная на органичной полноте жизни. Алексей Степанович Хомяков (1804–1860 гг.) вместе с Иваном Васильевичем Кириевским (1806 – 1856 гг.) был основателем и главой славянофильтства. Теории познания Хомякова и Кириевского основывались на рассуждении единой нераздельной духовной жизни. В противовес западным «худосочным» теориям познания, Хомяков провозглашал общую соборную, т.е. церковную теорию познания. Сам себя обосновать дух бессилен, он идёт навстречу собственному разрушению. Разум и воля находятся в согласии с всеобъемлющем разумом и составляют основание всего.
Хомяков видит истинный критерий познания в церковном общении. Недоступная для отдельного мышления истина доступна только в совокупности мышления связанного с любовью.
3. Философия Владимира Соловьёва (1853 – 1900 гг.)
Главная идея Соловьёва это идея духовной телесности, из этой идеи можно вывести все остальные идеи Соловьёва. Среди которых наиболее выдающаяся – идея всеединства. Идея преображает тело и дух. Суть обособления первично чистой и недоступной воздействию Мировой Души, они, утратили её святость, не сохранили элементы всеединства.
Материя – недостойное жилище божественного человеческого духа. То , что мы сейчас называем идеей, безтелесно и безжизненно, а то что мы называем плотью и материей – грешно и безжизненно.
Всеединство рассматривается как сфера абсолютного божественного, а реальный мир, – как его самоопределение. Посредником между ними выступает так называемая, Мировая Душа или София.
София – мудрость Божья. Безусловное всеединство как совершенный онтологический синтез Истины, Добра и Красоты постигается по Соловьёву, лишь цельным «знанием», которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского), эмпирического (научного) знания. В обществе идея всеединства раскрывает себя как божественный союз лиц, объединяющий все национальности и определяющий безусловные цели человечества. И тогда будут разрешены все социальные противоречия.
Философия Новейшего времени (сер. XIX в– I МВ)
1. Неопозитивизм
2. «Философия жизни»
Неопозитивизм
(От лат. - позитив, положительный).
Неопозитивизм – направление философии конца XIX в., объявляющее основным источником познания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования метафизических проблем (Бог, душа, бессмертие, благо и т.д.).
Возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность умозрительной, спекулятивной философии, в том числе немецкая классическая философия, решить проблемы, поставленные развитием науки во второй половине XIX в. Прежняя классическая философия (до сер. XIX в.) или страдала натурфилософским подходом в исследовании проблем бытия, тем самым, пытаясь подменить собою естественнонаучное познание, или рассматривала предметные сущности умозрительно, как если бы они были потусторонними метафизическими. Впадая в другую крайность, неопозитивизма, вовсе отверг спекуляцию, метафизику как средство получения знаний.
Проблемы, понятия и положения прежней (классической) философии (о сущности бытия, о первопричинах, о цели и смысле жизни человека и др.), которые в силу их высокой абстрактности и предельной всеобщности не могут быть ни разрешены, ни проверены посредством опыта. А также не могут быть логически выведены и рационально истолкованы, т.е. их невозможно исследовать, используя те же методы, которые применяли частные науки, неопозитивизм объявил ложными или лишёнными смысла. Но тогда философии пришлось бы отказаться от многих чрезвычайно важных проблем для человека, – это, так называемые, смысложизненные, вечные или «проклятые» проблемы. Лишая человека абсолютных сущностей (ценностей), позитивизм лишает его мировоззренческой основы, устойчивой системы координат, ориентируясь на которую человек познает, оценивает и совершает определенные поступки («суета сует – всё суета»). Возникающий релятивизм (относительность нравственных ценностей) препятствует укоренённости бытия человека, лишает его подлинной жизни.
2. «Философия жизни» как иррациональное направление
Иррационалистическое направление, сложившееся в Германии (представители: Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, во Франции Анри Бергсон и др.). Иррационализм от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный.
Направление «Философия жизни» сложилось на рубеже XIX – XX вв. Возникновение «философии жизни» было связано с быстрым развитием биологии, психологии, антропологии и других наук о жизни в разнообразных её проявлениях, с несостоятельностью механистической картины мира. В XVII – XVIII вв. стали образовываться науки. Появление «философии жизни» ознаменовало кризис рационалистических философских концепций в XVIII – XIX вв., претендовавших на исчерпывающее объяснение социальной действительности на основе принципа универсальности разума, т.е. абсолютизации возможностей науки, научных знаний.
«Философия жизни» явилась иррациональным истолкованием своеобразия общественно-исторического процесса и жизни отдельного индивида; в центре этой философии лежит понятие «жизнь», как абсолютного, бесконечного, уникального начала мира, которое в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. Жизнь нельзя понять с помощью чувств или разума, она постигается только интуитивно, достойна лишь переживанию.
Западная философия конца XIX-XX вв.
Философия экзистенционализма (XIX – XX вв.)
1. Общая характеристика
2. М. Хайдеггер
3. К. Ясперс
4. Ж. – П. Сартр
Философия экзистенционализма
1.1. Общая характеристика
Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia – существование) – «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности. Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего… Экзистенциальная философия – это философия радикальной конечности».
Согласно экзистенциализму задача философии - заниматься не только науками в их классическом рационалистическом выражении, сколькими вопросами сугубо индивидуально- человеческого бытия. Человек ,,случайно” рожается в этом мире, в свою свободу и живет в чужом для себя мире. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Какого место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций –озабоченность страха, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.
Наиболее крупные представители экзистенциализма – Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс в Германии Габриель Марсель, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Эдмунда Гусселя.
Мартин Хайдеггер (1880-1976гг)
В своем труде «Бытия и врем»» М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который по его мнению, оказался «забытым» традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему ,,открыто бытие”, именно такое бытие- экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаться осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем- человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытие как токовом . Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мировоззрении. Это целое и есть наш мир - он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, переходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а «вечное ограничение настоящим»приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность.
Итак если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия, выяснение его свойств и отношений, словом, без постижения сути у вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и «деление», которое предполагает «заботу».
К. Ясперс
Карл Ясперс( 1883-1969)- выдающийся немецкий Филисов, психолог и психиатр, один из основателей экзистенциализма. Ясперс решительно отмежевался от рационалистической традиции в философии, связанной с Р.Декартом, И. Кантом и Г. Гегелем, отрицал возможность развития философии как науки. Настоящая философия, по Ясперсу ,- это прежде всего сам процесс философствования. Таким образом он делает акцент на принципиальность незавершенности и тем самым на открытости процесса философского размышления, в котором вопросы преобладают над ответами: истинное философствование как раз и состоит в поисках. В этом отношении Ясперс близок таким мыслителям, как Серен Кьеркегор и Фридрих Ницше: они не занимались систематической философией, т.е не стремились привести свои филофские воззрения в систему.
Для Ясперса идея философствования означает и меньше, и больше, чем философия как система целостного мировоззрения. Меньше в том смысле, что она связана с определенным «творческим ослаблением»: в наше бурное время уже нет той духовной мощи, которая позволяла, например, Платону, Аристотелю, Спинозе, Гегелю и другим, возводить стройные мировоззренческие системы из абсолютизированной «изначальности» (эйдосы, абсолютный дух), поэтому нам должно довольствоваться лишь фрагментарными прозрениями. А больше потому, что философствованию свойственно жизненность «экзистенцианального высветления» проблем бегущего времени: только философствование даёт нам шанс как-то осмыслить наполненное «бедственностью» и «неизбывной заботой» наше существование. Дело в том, что под существованием имеется в виду прежде всего духовное бытие личности, ее сознание. «Существование есть сознание, - писал Ясперс, - я существую как сознание… Анализировать существование значит анализировать сознание».
Философия призвана дать лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, «осветить» экзистенцию и приблизить человека к трансценденции, помочь совершить скачок к «безусловному бытию», которое непостижимо для научного познания, но имманентно присуще сознанию.
Ясперс афористично и очень тонко замечает: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью». Этим подчеркивается социальная сущность человека. Социальное, интеллектуальное и моральное зло есть, по Ясперсу, прежде всего глухота к «окликанию» со стороны чужой экзистенции.
Ясперс придерживается принципа историзма, который приобрел у него аксиологический характер: для всемирной истории постулируются универсальный смысл и смысловая связь времен. Вера Ясперса в возможность общечеловеческой коммуникации в пространстве и во времени поверх всех культурных барьеров связана с его исключительно интимным и прочувствованным ощущением философской традиции как братства мыслителей всех времен. По Ясперсу, пока человек философствует, он ощущает свою связь с сокровенно-открытой цепью свободно ищущих людей. Наличие этой связи времен гарантируется особым «осевым временем», выявившим универсальный смысл истории. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в ХХ в. на грани гибели, мы должны обновлять свою связь с «осевым временем» и возвращаться к его изначальности, подыскивая новые средства для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины. Трудам Ясперса свойственны идеи глубокого гуманизма и озабоченность: как спасти человечество от тоталитаризма – этой главной опасности ХХ в., ввергающей людей в кровавые революции и истребительные воины.
Ж.П. Сартр
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Характерной чертой философских воззрений Сартра является то, что по большей части они воплощались в образы художественных произведений, хотя у него были и собственно философские труды. Основные проблемы его философских размышлений – суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайности нашего бытия в мире, проблема открытости и «событийности истории» и мира. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил явный максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Тут ответственность не увязывается с «мерой причастности» к событиям. В своих философских суждениях Сартр отталкивался от идей Р.Декарта, С.Кьеркегора, З.Фрейда, Э.Гуссерля и М.Хайдеггера.
Сартр – тонко подметил, что человек всегда «натыкается» на свою ответственность и что у него нет «алиби». Верно, что человек постоянного осуществляет «суверенный выбор» в своих поступках и вообще в поведенческих актах. Для политических воззрений Сартра характерно смешение несмешиваемого: позиций гуманизма, демократизма и левого экстремизма. И. Фихте как-то сказал: «Каков человек, такова и философия».